Мирзаянов — главный поставщик информации о «Новичке» в зарубежных СМИ
Накануне британский премьер-министр Тереза Мэй сообщила, что экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок» (Novichok). В покушении на убийство она увидела русский след.
После заявления Мэй на странице изобретателя-диссидента Вила Мирзаянова в Facebook появился пост: «Тереза Мэй заявила, что для покушения на Скрипаля был использован «Новичок». Его химическая формула опубликована лишь в моей книге».
Речь идет о книге State Secrets. An Insider’s Chronicle of the Russian Chemical Weapon’s Program. Мирзаянов отметил, что Вашингтон приложил немало сил для уничтожения его книги. «НЕ ДОСТИГ своей цели», — подчеркнул химик.
Мирзаянов назвал создание «Новичка» преступным делом, в котором участвовал. «Вот уже 23 года борюсь, чтобы «Новичок» поставить под международный контроль. Без успеха», — написал он в соцсети.
Для зарубежных СМИ Мирзаянов стал главным поставщиком информации о «Новичке». В своих интервью он сообщает у себя в Facebook: «Только что дал интервью BBC», «Занятой день. Дал интервью Daily Mail и Daily Telegraph».
Фото: Facebook
Мирзаянов уверен, созданный им яд скорее всего убьёт Скрипаля.
«Этот человек [Скрипаль] и его дочь практически погибли. Даже если они выжили, они уже не смогут восстановиться», — рассказал ученый британской газете. В летнее время всего двух граммов будет достаточно, чтобы убить 500 человек, отметил он.
При этом ряд экспертов утверждает: «Новичок» — не более чем выдумка Мирзаянова.
«"Новичок" — вещество почти мифологическое, его состав до сих пор остается неясным. Всё, что мы знаем о нем, — почти исключительно со слов Вила Мирзаянова, химика, который в 1992 году рассказал о разработках в России боевых отравляющих веществ и был обвинен в разглашении государственной тайны, однако впоследствии был полностью оправдан, а затем уехал в США. Все остальные исследователи этой темы ссылаются на него», — отметил врач-токсиколог, выпускник Военно-медицинской академии Алексей Водовозов.
Как «Отравленная политика» испортила жизнь российскому профессору
Вил Мирзаянов родился 9 марта 1935 года в башкирском селе Старое Каньгушево. После семи классов перешел в Дюртюлинскую татарскую школу, которую окончил с серебряной медалью. С 1953 года учился в Московском институте тонкой химии и технологии и в аспирантуре Нефтехимического института АН СССР. В 1965 году Мирзаянов защитил диссертацию кандидата химических наук, а в 1985 году стал доктором химических наук и профессором.
Фото: Facebook
В 1965 году он поступил на работу старшим научным сотрудником в Государственный союзный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИХТ). Там он занимался разработкой методов физико-химического анализа химических отравляющих веществ. Его последняя должность в ГосНИИХТ — заведующий отделом противодействия технической разведке иностранных государств.
Сентябрь 1992 года стал поворотным моментом в жизни Мирзаянова — в «Московских новостях» вышла его статья «Отравленная политика». В статье содержалась резкая критика российского ВПК. Ученый также обвинил Россию в несоблюдении принятых ею международных обязательств по прекращению производства химического оружия.
«В Государственном союзном НИИ органической химии и технологии (ГСНИИОХТ) было создано новое отравляющее вещество (ОВ). По своему коварству ("боевым характеристикам") оно значительно превзошло известный VX, поражение от него практически неизлечимо. Во всяком случае, люди, которые в свое время подверглись воздействию этого ОВ, так и остались нетрудоспособными инвалидами. Ну, а на основе нового ОВ было разработано и собственное бинарное оружие. И не только разработано, но и успешно завершено выпуском промышленной партии», — рассказывал опальный ученый.
Мирзаянов был обвинен в разглашении государственной тайны (ст. 75, ч. 1 УК РСФСР). Его дважды арестовывали: в октябре 1992-го и в январе 1994-го. Освобождали его тоже дважды: в ноябре 1992 года и в феврале 1994 года. И.о. Генерального прокурора РФ Алексей Ильюшенко вынес постановление о прекращении уголовного дела «в связи с отсутствием в действиях Мирзаянова состава преступления».
Изобретатель отравляющего вещества признается, что впоследствии ни ему, ни его семье в России не было места. Его пригласили в США в 1996 году, где Мирзаянов работал Принстонском университете, потом в Рэдклиффском институте.
Фото: Facebook
Разработчик яда-убийцы называет себя президентом «независимого Татарстана в изгнании»
Вил Мирзаянов отмечает, что он татарин и гордится этим. Еще в России после постановления о прекращении уголовного дела занимался оппозиционной политической деятельностью. Химик стал председателем оргкомитета Татарской народной партии, входившей в Федерально-Демократичское Движение России. Был вице-президентом Всетатарского общественного центра и членом Татарского Милли Меджлиса. Он также называет себя президентом «независимого Татарстана в изгнании».
В 2003 году Мирзаянов приезжал в Казань
«На всю жизнь сохраню память о незабываемых днях от встречи с доброжелательными людьми здесь и с милыми писателями в их дачных домиках за городом», — вспоминает ученый.
Нет комментариев-