Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Что известно о новом татарстанском беспилотнике: 5 фактов о «воздушном тракторе»

Что известно о новом татарстанском беспилотнике: 5 фактов о «воздушном тракторе»
29 ноября на частном аэродроме под Казанью состоялись тестовые полеты тяжелых дронов. Новая разработка должна заменить «кукурузники» и вертолеты на российских полях, а также доставлять грузы саудовским нефтяникам. Об этих и других подробностях проекта корреспонденты ИА «Татар-информ» узнали у самих разработчиков беспилотника.

Факт 1: Татарстанские дроны полетят к саудовским нефтяникам

Разработчик и создатель дронов — компания SKYF, пригласила на тестовые полеты далеко не только журналистов. В двух автобусах, которые направились из Казани в сторону частного аэропорта у села Караишево, ехала целая делегация иностранцев. Как выяснилось позднее — посмотреть на полеты собрались потенциальные покупатели из разных уголков мира. 

Одним из зарубежных гостей оказался представитель саудовской господин Мохаммед Хасим Аль Арби. Его компания занимается дистрибуцией дронов и вертолетов для королевства. После тестовых полетов Аль Арби подписал соглашение с гендиректором SKYF Александром Тимофеевым прямо в палатке рядом со взлетной полосой аэродрома.

«Я представляю компанию, которая занимается вертолетами и дронами в Саудовской Аравии. В нашей стране есть большая потребность в таких аппаратах. Мы исследовали западный и азиатский рынки беспилотников, и считаем что этот проект — лучший. Мы планируем адаптировать SKYF для наших погодных условий — это плюс 55 градусов и большая пыльность песков», — отметил саудовский гость.

По его словам, обсуждение соглашения началось еще полгода назад. Для поставок в королевство совместные команды специалистов из двух стран доработают татарстанские беспилотники специально под суровые условия пустыни.

Его дополнил гендиректор компании SKYF Александр Тимофеев. Он отметил разнообразные варианты использования экспортных дронов. В случае с Саудовской Аравией речь, главным образом, идет о нефтегазе королевства.

«Самое первое — это срочная доставка запчастей для нефтегаза. Это большая проблема для компаний, ведь несколько часов простоя оборудования может стоить сотни тысяч долларов», — заключил Тимофеев, отметив что дрон сможет летать со скоростью выше 50 км/ч, имея на борту 50 (и больше) килограмм полезной нагрузки. 

Он не стал называть конкретные саудовские компании, которые будут использовать татарстанские беспилотники.

Ясность в вопрос внес один из акционеров компании Александр Иванов, который сообщил — в первую очередь речь идет о нефтегазовом гиганте Saudi Aramco. При этом он добавил, что SKYF имеет 15 стратегических соглашений с партнерами по всему миру. 

Факт 2: «воздушный трактор» впервые облетит поля республики в 2019 году

Тестирование работы сельскохозяйственной версии татарстанского тяжелого беспилотника SKYF пройдет в летний сезон 2019 года на полях республики. Реальные испытания приблизят серийное производство дронов, рассказал гендиректор компании Александр Тимофеев.

«В следующем году мы проведем опытную обработку реальных полей здесь, в Татарстане. Мы соберем статистику, и это позволит уже в 2020 году прийти к коммерческим экземплярам. В конце 2019 года мы планируем довести техническую готовность до того уровня, чтобы тестировать карго-версию дрона», — отметил Тимофеев. 

 

Он добавил, что для этих испытаний компания SKYF намерена сделать 5 предсерийных экземпляров беспилотника. А уже в 2020 году в планах производителя — предзаказы на серийное производство аппаратов. Среди заказчиков Тимофеев назвал компании «Газпромнефть-Логистика», Русагро, «Продимпекс», Pony Express и другие. 

Факт 3: Цена «летающих тракторов» — 15 млн рублей за штуку

Будущим заказчикам тяжелых татарстанских дронов придется расстаться с немалой суммой в 15 млн рублей за каждый экземпляр. Цена учитывает поставку самого беспилотника и необходимое для его работы навесное оборудование, отметили разработчики.

При этом они подчеркнули — свою цену дрон отобьет с лихвой, поскольку реальная полевая эксплуатация беспилотников «в разы дешевле» применения тех же вертолетов.

На стороне создателей «летающего трактора» выступают не только расценки на содержание вертолетного парка, но и другой факт — для управления дроном не нужны пилоты (подготовка и зарплаты которых обходятся в миллионы рублей для владельца). 


Факт 4: В создание дронов инвестировали более 640 млн рублей

Это приблизительная (с учетом текущего курса валют — прим. Т-и) сумма, которая пошла непосредственно в разработку и создание беспилотника. Она состоит из двух частей — 244 млн федеральных рублей и 6 млн долларов частных инвестиций.

По словам разработчиков, средства на проект поступали из нескольких источников.

«Был грант НТИ (Национальная технологическая инициатива — прим. Т-и) на 244 млн рублей, подписанный в сентябре 2017 года, — это федеральные деньги. Мы получили эти средства в качестве транша, они целевые и мы за них отчитываемся», — отметил собеседник агентства.

Еще одним источником инвестиций стал инновационный фонд FPI, который с конца 2014 года вложил в разработку дрона еще около 6 млн долларов. По словам гендиректора SKYF Александра Тимофеева, эти деньги пошли на стратегическое и международное развитие проекта, средства же гранта тратились под конкретные доработки беспилотника.

«Также в этом году мы провели первичное размещение токенов для платформы SKYFchain — блокчейн-платформы, которая выступает агрегатором событий, связанных с жизненным циклом дронов. Процедура дала еще около 6 млн долларов», — заключил гендиректор SKYF. 

 

Факт 5: Республиканские власти найдут деньги на «воздушные тракторы»

Интерес к проекту со стороны татарстанских властей выразил глава Министерства информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Министр прибыл на аэродром незадолго до начала тестовых полетов вместе с федеральными гостями — советником Президента РФ по цифровизации Дмитрием Песковым и гендиректором РВК Александром Повалко,

По словам Шайхутдинова, представленные беспилотники превосходят по качеству зарубежные аналоги. Причина проста — наши аппараты используют для работы надежные бензиновые двигатели ВАЗа, в зарубежных разработках — электромоторы, которые зависят от заряда батареек (на морозе такие аккумуляторы моментально разряжаются).

Поэтому в реальных полевых условиях зарубежной альтернативы для «летающих тракторов» не существует.

«В России есть прорывные технологии, которые не дадут нам отставать. Наши изделия намного качественнее и намного более продвинутые, чем в том же Китае. Вопрос — в их коммерциализации», — отметил Шайхутдинов. 

 

Он подчеркнул, что текущая работа команды SKYF — это огромное дело. Предприятие, которое сегодня работает в Химграде (где и расположено производство тяжелых дронов – прим.Т-и) — это команда из десятков профессионалов, и она растет.

«Мы готовы найти средства и зафрахтовать сезон на сельхозку, посмотреть еще какие-то вещи совместно с Университетом Иннополис», — отметил министр, говоря о планах республики на этот проект.

Его дополнил гендиректор РВК Александр Повалко, который отметил, что для успешного развития этой отрасли необходимы экспортные поставки российских дронов за рубеж.

«Важно не замыкаться на себе. Все эти решения либо работают на глобальных рынках, либо не получат развития. Иного выхода, кроме выхода на международные рынки, у нас нет», — заключил спикер. 

 

Технология дороже прежних методов, но имеет право на жизнь

Использование дронов для орошения полей имеет смысл, но процесс будет затратнее традиционных методов, считает помощник Премьер-министра РТ Назир Киреев.

«Я думаю это будет иметь смысл. Но это будет затратнее, потому что там потребуется приводить в движение беспилотник и одновременно выполнять работу дождевальной машины. При этом для работы последней нужно всего лишь включить насос, а в случае беспилотника — одновременно требуется обеспечить движение», — отметил Киреев.

При этом он добавил — применение беспилотников должно развиваться в любом случае, а «летающие тракторы» стоит опробовать в орошении полей для отработки решений, обеспечивающих безопасность людей. 

 

Для использования дронов нужны законы и система безопасности

Беспилотники однозначно будут развиваться. Другой вопрос — их уровень безопасности, а также законодательная база для их широкого применения, отметил в беседе с корреспондентами ИА «Татар-информ» проректор по научной и инновационной деятельности КАИ Сергей Михайлов.

«Эти аппараты — объекты повышенной опасности. Если беспилотники способны поднимать грузы весом более сотни килограммов, это может повлечь за собой угрозу для населения и строительных объектов. Кроме того, для регулирования полетов должна появиться новая законодательная база и соответствующая система сертификации аппаратов», — считает Михайлов.

Он выразил надежду в конечном успехе «летающего трактора», но предостерег от преждевременных выводов о скором внедрении таких аппаратов в жизнь.

«Я надеюсь, что они справятся с этой работой. Считаю, что запуск серийного производства к 2020 году — очень оптимистичный прогноз», — заключил ученый. 


 Беспилотники эффективней и дешевле пилотируемой авиации

Оптимистичным видит будущее «летающих тракторов» и «летающих грузовиков» главред портала о беспилотных технологиях, эксперт в области дронов Денис Федутинов.

«Одними из основных сфер, в которых в перспективе сможет найти применение данный беспилотник являются транспортные задачи, связанные с воздушной перевозкой различных грузов, в том числе в труднодоступные районы, а также сельское хозяйство с необходимостью вносить удобрения и химической обработкой полей. В обоих случаях беспилотные решения могут показать лучшие характеристики по критерию стоимость-эффективность, по сравнению с пилотируемой техникой», — считает Федутинов.

Вместе с тем эксперт подчеркнул — для успешного внедрения подобных систем в народном хозяйстве (помимо завершения проекта с технической точки зрения) необходимо решить вопрос с легитимизацией полетов БПЛА в общем воздушном пространстве.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев