В Бугульме во время скачки лошадь скинула наездника и разбила повозку, пробежала несколько кругов по арене, волоча ее за собой.
В Балтасях лошадь с телегой въехала в толпу зрителей. В результате пострадал подросток, его с ушибами увезли в больницу. По сообщениям СМИ, ему оказана помощь, и дальнейшее лечение он будет получать дома.
Коневод из Лениногорска Фарит Набиуллин сам ранее участвовал на Сабантуе в Бугульме. По словам собеседника, в этом случае организаторы проигнорировали правила безопасности.
«Арена для скачек там открыта, а она должна быть огорожена трубами. В Лениногорске хорошо сделано, люди наблюдают с трибун. По технике безопасности арену надо огородить.
У казахов, например, национальная игра «Аударыш» обычно проходит на открытой площадке, а мы в Лениногорске ставим двенадцать столбов и между ними проводим перекладины. И дети не зайдут, и нет опасности попасть под копыта. А скачки с открытой ареной – это опасно, люди выходят прямо на дорожку. Значит, не соблюдена техника безопасности.
Случаи, как в Бугульме, они бывают, у повозки колесо может полететь, лопнуть, или спицы сотрутся» говорит фермер.
Еще одна вероятная причина – неправильное обучение коня.
«Есть технология подготовки. Если лошадь обучать через запугивание, или запрягать его в повозку всего раз в год, на скачках она начнет прыгать, буянить. Нельзя вот так – взял лошадь, и за неделю до скачек начинать готовиться «дай-ка попробую». Так ты и лошадь погубишь, она у тебя без ног останется.
Видел, что происходило в Балтасях, лошадь крупная, понесла быстро, наверняка, народу много потоптала. С лошадью надо заниматься постоянно, каждый день, владелец этого коня или сам человек несдержанный, с буйным характером, или он просто не понимает нрав лошади. Был бы человек, чувствующий лошадь, такое бы не случилось. Лошади тоже бывают разные. Каждому надо подбирать манеру общения. Одну надо держать строже, а другая любит отношение помягче. Мы, люди, тоже ведь любим уравновешенных, спокойных, такому человеку начинаем доверять. И лошадь так же, если хозяин спокойный, не орет, не дергает за удила, то она его слушается, считается с ним. Возможно, в Балтасях причина в хозяине, не умеющем чувствовать лошадь», предположил Фарит Набиуллин.
«Победителю скачек надо давать престижные призы»
По мнению собеседника, нужны системные изменения в национальном коневодстве. Специалистов, умеющих правильно подготовить коня, становится все меньше. Заниматься лошадьми, обучать, участвовать в соревнованиях – это должно быть престижно, нужно возродить традиции, говорит он.
«Скачки – такая же неотъемлемая часть Сабантуя, как и национальная борьба. Но если батырам за победу дают по 100, 150 тысяч рублей, даже автомобиль, призы на скачках гораздо скромнее. Боец готовит только себя, а мы готовим и себя, и лошадь. Мы ее еще весь год кормим, ухаживаем за ней. Без хорошего стимула многие владельцы не хотят прикладывать усилия, могут начать готовиться буквально за неделю, поэтому такие вещи случаются. Неделя – это не подготовка, это совсем мало.
Призы ведь непрестижные. Если борцам дают крупные подарки, тогда и победителям скачек должны давать. Например, 100 тысяч за первое место. Второе – 50 тысяч, третье – 25. А остальным участникам хотя бы по 5-3 тысячи. У нас в Лениногорске еще ничего, за первое место – 35, второе – 25, третье – 15 тысяч рублей. Каждому участнику подарили грамоту и утюг. Хоть и небольшой подарок, человеку все равно приятно. А сейчас как – для участия на скачках ты находишь повозку, едешь, много времени и сил забирает подготовка, поэтому неправильно, когда ничего не дарят.
«Во многих районах за первое место дают не больше 10 тысяч, за второе – 5, за третье – 3, а кто места не занял, остаются совсем без подарка», - отмечает Фарит Набиуллин.
Надо изменить отношение к лошадям, коневодству, как к культурной традиции татарского народа, считает он.
«Мы сами теряем авторитет нашего народа. В Казахстане, Дагестане на два-три двора по одному жеребцу. У кого лошадь, тот выше, значимее. Там и богачи не жалеют денег, поддерживают национальную традицию, наездникам дают хорошие вознаграждения, поощряют. А у нас, если и есть богатые, то они между собой меряются деньгами. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А так ты оставишь после себя хорошее имя. У нас татары есть состоятельные, но национальное самосознание у них еще не проснулось. Если бы они сами выращивали коней, то поняли бы, какой этот труд.
Казахи тоже проводят соревнования, они за первое место дарят джипы. Тем самым они поднимают престиж лошади, наездника, и своего народа. Если мы любим лошадь, то престижным ее сделать должны мы сами, никто этого за нас не сделает. Если осознаем это, будет хорошо. На Кавказе, Казахстане, Алтае это движение имеет совсем другие масштабы. И в Башкортостане в деревнях лошадей много.
Радует, что национальная борьба на лошадях «Аударыш» становится популярным. В Актаныше он проходил, мы им давали двух лошадей, сказали, получилось отлично, будем проводить каждый год. В этом году проводят в Тукаевском районе. В Пестрецах, Рыбной Слободе, Тюлячах соревновались татарские лошади.
«Аударыш» первыми начинали мы. Сейчас такие соревнования делают и в Башкортостане, Дагестане, Карачае. «Аударыш» растет, развивается», - рассказал Фарит Набиуллин.
Сейчас, как ни странно, девочки больше интересуются лошадьми, чем мальчики, поделился он наблюдениями.
«На экскурсию приезжают дети. Мальчики к лошадям не подходят, только девочки. Мальчики больше сидят в телефонах. А ведь раньше были такие подростки, они росли с лошадью, могли на скаку схватиться за коня, повиснуть, остановить. А сейчас они боятся это делать. Мы что-то теряем. На Кавказе ребята вырастают отважными, а у нас, кажется, мужчины вырождаются», - говорит он.
Стимулом для развития коневодства могло бы стать введение тотализатора на скачках в Сабантуях, считает Фарит Набиуллин. Электронный тотализатор позволяет ставить на любую лошадь на любом Сабантуе – в Казани или где-нибудь в Сарманово. «Во всем мире это есть, почему наши не могут сделать? Говорим, современные технологии, их ведь надо и в татарских традициях применять», - отмечает собеседник.
«Виновата не лошадь, а люди»
Заводчик лошадей в Башкортостане Хасан Идиатуллин тоже высказал свое мнение о недавних происшествиях на Сабантуе.
«Лошадь можно научить хоть в воду залезть, хоть в огонь, даже под музыку танцевать. В этом случае то ли времени пожалели, или не успели – коня не подготовили. Вина тут не в лошади, а в тех людях, кто вывел эту лошадь на мероприятие.
Надо, чтобы лошадь привыкла к музыке, людям, шуму. Возможно, до этого она никогда не видела такую пеструю толпу. Надо знать характер лошади, они бывают разные. Некоторые стоят как «гора», с места не сдвинешь. Даже из самой быстрой, проворной лошади потихоньку можно сделать вот такую «гору». Лошадь не виновата, какая бы ситуация не случилась с конем, вина в человеке.
Они, видимо, наспех подготовились и подумали «все, мы сможем», а не смогли, времени не хватило. Вот когда ребенок обучается в школе, он проходит первый, второй, третий класс… За три года закончить школу не получится, для этого нужны десять лет. И для коня так же. Его подготовить равносильно подготовке ребенка в школе», резюмирует Хасан Идиатуллин.
Нет комментариев-