Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Честность студентов, выполняющих задания из дома, всегда вызывает вопросы

Честность студентов, выполняющих задания из дома, всегда вызывает вопросы
Ольга Назайкинская, директора Центра трансформации образования (SEDeC) бизнес-школы «Сколково», рассказала, как может изменится обучение в вузах в условиях новой реальности.

Валерий Фальков, возглавляющий Министерство науки и высшего образования РФ, рекомендовал вузам продолжить обучение в онлайн-формате. По всей видимости, этот режим сохранится до конца учебного года. Между тем далеко не везде разработаны планы по переходу на дистанционные формы обучения. Многие ректоры сталкиваются с трудностями в организации данного процесса. И это неудивительно – ведь онлайн-образование обладает своей спецификой, которую как преподавателям, так и университетскому руководству только предстоит освоить. Подходы и методы, характерные для традиционной очной модели, оказываются непригодными или неэффективными в новых условиях. Чтобы сохранить качество образования придется применять новые подходы.

Оптимизация ресурсов времени

Прежде всего, необходимо понимать, что при дистанционном обучении невозможно поддерживать такой же уровень внимания и дисциплины, как и в лекционном зале. С одной стороны, это создает дополнительные сложности для преподавателей (разбивка студентов на малые группы, внедрение игровых элементов), но с другой – открывает возможности для экономии времени.

Действительно, стандартные лекции, которые зачастую являются пересказом учебников, нет смысла дублировать в онлайн-формате. Гораздо эффективнее задействовать уже готовые спецкурсы образовательных платформ, уже адаптированные для дистанционного обучения. Такая модель поддерживает высокий уровень контента и при этом высвобождает в графике преподавателей десятки часов. Этот резерв можно было бы, направить, скажем, на методическую работу, которая сегодня страдает от дефицита выделяемого на нее времени.

Пересмотр системы оценки полученных знаний

Очевидно, что честность студентов, выполняющих задания из дома, всегда вызывает вопросы. Это понижает целесообразность проведения тестов и других видов заданий, в которых проверяются только конечные результаты.

В гуманитарных дисциплинах акцент нужно сместить в сторону эссе и точечных исследований, раскрывающих аналитические навыки учащихся, а также их готовность к самостоятельному творчеству. А в дисциплинах естественного или инженерно-технического профиля на первый план должно выйти раскрытие логики задания.

Будет полезным организовать онлайн-дебаты между учащимися, в которых преподаватель выступит незаинтересованным научным экспертом. Также онлайн-образование расширит практику применения прокторинговых систем (их успешность доказана позитивным зарубежным опытом).

Освоение learning management systems

Организация заочного обучения предполагает определенное техническое сопровождение. Оно представлено в виде цифровых платформ (learning management systems), через которые выстраивается онлайн-модель. В высшем образовании пока что приходится использовать зарубежные платформы. Сложившаяся ситуация подтолкнет российские университеты к разработке собственных аналогов. Но это требует больших финансовых, временных, кадровых и технологических ресурсов.

Выстраивание обратной связи со студентами

Поскольку массовое онлайн-образование – новое явление для российских университетов, оно нуждается в исследовании и последующих корректировках. Для этого требуется выстроить полноценную обратную связь с потребителями образовательных услуг, то есть студентами. Основную роль в этом плане призван сыграть опрос, предполагающий индивидуальную анонимную оценку учащимся основных аспектов дистанционного образовательного процесса (сложность, эффективность, комфорт, влияние на личный прогресс и т.д.).

Появление новых компетенций

Повсеместный запуск онлайн-формата и связанная с этим трансформация образовательной системы потребует ряда новых компетенций – оператор learning management systems, технический консультант в сфере онлайн-обучения, аналитик в сфере обратной коммуникации, администратор онлайн-обучения и т.д. Университетам придется искать и готовить специалистов, способных закрыть эти позиции.

Изменение принципов начисления заработной платы преподавателей

Существующая система начисления преподавательской зарплаты не мотивирует к подготовке онлайн-курсов. Фактически они только увеличивают нагрузку вузовских сотрудников без какого-либо вознаграждения. В новых обстоятельствах важно всемерно поощрять такую деятельность. А для этого нужно будет изменить действующий механизм формирования ставки заработной платы.

Несмотря на многочисленные риски и сложности, карантин может стать одним из самых продуктивных периодов для развития вузовского образования. Он значительно ускорил интеграцию современных технологий в университетскую практику. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев