В конце ноября в России прошла четвертая по счету «Черная пятница». В этом году акция длилась около недели и сопровождалась новым всплеском надежд российских покупателей. Но в очередной раз их не оправдала. Корреспонденты ИА «Татар-информ» попытались разобраться, почему успешный во всем мире формат распродаж до сих пор не приживается в отечественной торговле.
Магазины без очередей, все продажи — в Интернете
Ретейлеры итоги «Черной пятницы» в Казани оценили оптимистично. По данным продавцов, столица Татарстана вышла в топ-3 регионов по продажам (без учета Москвы и Питера), но не обошлось без «но».
Например, в «re:Store» ИА «Татар-информ» рассказали, что приняли решение не участвовать в «Черной пятнице». В «Эльдорадо» не стали комментировать итоги распродаж. В «М-Видео», «Связном» и DNS рассказали, что рост выручки был, но пришелся на онлайн-продажи, в офлайновых магазинах очередей не наблюдалось.
«Число посетителей нашего сайта в Татарстане выросло на неделе, когда проводилась "Черная пятница", на 50 процентов относительно обычной недели октября и на 20 процентов относительно прошлогодней распродажи», — отметил представитель «М-Видео».
Похожие ответы прислали и другие участники рынка, при этом многие из них положительно отозвались о покупательской активности татарстанцев.
«Республика Татарстан вошла в топ-3 регионов страны (не считая Москвы и Санкт-Петербурга), где зафиксирована наибольшая выручка в "Черную пятницу», — заверили журналистов ИА «Татар-информ» в сети «Связной».
Без скидок на премиум-сегмент и заверения в честности
Торговцы также заявили о существенных (от 50 до 80 процентов — прим. Т-и) скидках в дни распродажи. Тем не менее ретейлеры подчеркнули, что ждать серьезного снижения цен на премиальные товары не стоит, этому мешает высокий уровень наценки на такую продукцию.
Что касается нечестного завышения цен перед распродажей, то в пресс-службах торговых сетей открестились от подобных практик, сославшись на репутационные риски.
«Для крупных продавцов репутация важнее сиюминутной прибыли, и для таких ритейлеров нехарактерны фиктивные скидки или завышение цен перед акцией», — отметили в пресс-службе одного из крупных участников рынка, намекая, что подвох следует ожидать от небольших магазинов, желающих «навариться» на невнимательных потребителях.
За «Черную пятницу» взялись в Госдуме
Однако, несмотря на оптимистичные заявления сетей, количество недовольных итогами акции по-прежнему растет. Примечательно, что на этот раз ежегодное недовольство ретейлерами перешло на качественно новый уровень: если раньше дело ограничивалось лишь разговорами на форумах, то в этом году о регулировании распродаж заговорили уже в Госдуме и других высоких кабинетах.
Возможно, в следующем году история закончится принятием поправок в закон «О торговле» и другие нормативные документы.
Поймать обманщика за руку
О необходимости в законодательном регламентировании «Черной пятницы» и других подобных распродаж в России ИА «Татар-информ» рассказали и в Союзе потребителей РТ.
«Есть такой международный бренд „Черная пятница“, когда люди действительно ждут этот день и идут делать покупки по скидкам. А у нас это больше маркетинговая акция», — говорит председатель Совета Союза потребителей РТ Марс Исмагилов.
Он отметил, что в прошлом году на уровне Союза потребителей России проходила встреча с представителями одного из крупных агрегаторов «Черной пятницы», который решил бороться с нечестными продавцами.
«Они проводили мониторинг заявок от участников, и выяснилось, что каждый третий — жульничал. То есть треть продавцов выставляли товары на распродажу по таким же ценам, как и в обычные дни», — подчеркнул Исмагилов и добавил, что в данном случае главным стимулом к «честной игре» для ретейлеров является бдительность покупателей.
«Нужно заранее готовиться к таким распродажам. Допустим, если вас интересует какой-то конкретный товар, то примерно за месяц нужно как-то зафиксировать цену на него, — сфотографировать или сделать снимок экрана. И когда уже будет распродажа, сравните ту цену и текущую. Если цена не изменится или станет выше (а может быть и такое), то можно идти в надзорные органы, в тот же УФАС, например. За это (обман с ценами — прим. Т-и) предусмотрен огромный штраф, это сотни тысяч рублей», — заключил глава Совета Союза потребителей РТ.
Ни одной жалобы в УФАС
Но пока что покупатели не проявляют особого желания приструнить хитрых продавцов, отметили в Татарстанском УФАС России. В этом году в ведомстве не зафиксировали ни одного случая жалоб, связанных с «Черной пятницей». Причина проста, — объясняют антимонопольщики, — доказать факт намеренного завышения цен перед распродажей достаточно проблематично.
«Чтобы подтвердить нарушение необходимо провести анализ цен на товары, которые были до распродажи и стоимости тех же товаров на момент её проведения. Проанализировать, было ли завышение цен до «Чёрной пятницы» или занижение обещанных скидок, в каком процентном соотношении», — подчеркнули в антимонопольном органе республики.
Три факта о российской «Черной пятнице»
Факт первый. Акцент на онлайн-торговле
В отличие от американской, российская «Черная пятница» изначально зародилась как интернет-площадка и ставила приоритетом онлайн-торговлю. Заокеанские сетевики не стали так сужать территорию распродажи, поэтому большинство роликов с очередями и штурмом прилавков родом именно оттуда, и семейные походы по магазинам в «Черную пятницу» — одна из традиций американцев (а теперь уже и европейцев). В России все несколько иначе — большинство предложений о скидках размещено в интернете, при этом доля онлайн-торговли в нашей стране составляет, по разным подсчетам, около 10 процентов. Соответственно и масштаб мероприятия занимает незначительную долю в годовом обороте торговцев.
Факт второй. Много просмотров и мало покупок
Претензии к организации «Черной пятницы» высказывают не только покупатели, но и сами продавцы. После первой попытки провести масштабную распродажу выяснилось, что коммерческий агрегатор мероприятия (сайт, где были размещены все торговые сети-участники «Черной пятницы») накручивал просмотры посетителей, при этом реальных покупателей (а значит, и покупок) было немного. В итоге в России появился еще один агрегатор распродаж, — Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая с недавних пор проводит свою «Настоящую черную пятницу». Многие игроки рынка надеются, что привлечение некоммерческой структуры позволит вернуть доверие покупателей к таким мероприятиям. В последние два года организаторы начали отслеживать нечестных продавцов и исключать их из списка участников акции. Такой шаг поможет вернуть репутацию и нарастить спрос, надеются в отрасли.
Факт третий. Приоритет — у мегаполисов
Наибольшие скидки и возможность найти действительно выгодные предложения, есть только в самых крупных городах страны. В основном это Москва и Санкт-Петербург. Для этого есть несколько объективных причин, говорят представители отрасли. Жители этих городов имеют более высокие доходы, по сравнению с остальными регионами страны, это влечет повышенный спрос в торговых сетях. Из-за этого сетевики имеют больше возможностей для снижения цен, ведь свои потери от скидок они компенсируют высоким объемом продаж.
Подготовка спасет от обмана
Мы советуем читателям более внимательно отнестись к покупкам дорогих товаров в дни масштабных распродаж, вне зависимости от того, насколько крупная торговая сеть делает заманчивые предложения. Чтобы не попасться на удочку нечестных продавцов, лучше готовиться к таким покупкам заранее, сравнивая цены в разных магазинах. Также необходимо понимать, что ни один продавец не станет продавать товар себе в убыток. Так что ждать 90-процентных скидок на дорогие и качественные вещи не стоит даже в «Черную пятницу».
Для кого пятница - черная
«Черная пятница» — чисто американское явление, которое появилось на территории США еще в XIX веке. Сам термин впервые начал использоваться в 60-х годах прошлого века. Существует много версий о том, почему пятницу после Дня благодарения (американский национальный праздник — прим. Т-и) начали называть именно «черной». Согласно одной из них, убытки магазинов в бухгалтерских документах того времени отображались красным цветом, прибыль — черным. А поскольку в день распродаж отчетность торговых сетей пестрила сводками о прибыли, то все ведомости были исключительно черными.
Впрочем, это лишь одна из догадок. Тем не менее «Черная пятница» с каждым годом набирала все большую популярность, распространилась далеко за пределы США и сегодня проводится в подавляющем большинстве развитых стран. В итоге современная «Черная пятница» за один-два дня делает от 20 до 60 процентов годовой выручки западных торговых сетей.
Первые попытки создать нечто подобное западным распродажам появились в России только в 2013 году. Тогда акция работала на чистом энтузиазме отдельных продавцов и носила разрозненный характер. Однако вскоре предприимчивые люди создали первую в стране коммерческую структуру «Блэк Фрайдэй». Как понятно из названия, она должна была заниматься организацией всероссийской «Черной пятницы». Но первый же опыт показал — существуют очень серьезные отличия в понимании таких распродаж у потребителей, продавцов, энтузиастов, да и вообще между зарубежным «праздником скидок» и его российским аналогом.
Нет комментариев-