Детский дом, интернат, тюрьма: в какой момент Валерий остался без паспорта
Валерий Голенок в 45 лет живет с мамой и братом в общежитии села Нармонка, которое находится в Лаишевском районе. Там мы с ним и познакомились. Валерий во время самоизоляции лишился подработки и поэтому начал ходить рыбачить на Мешу, которая находится неподалеку, или помогать местным жителям по хозяйству.
В Нармонке общежитие расположено прямо на въезде в село, его легко заметить — это двухэтажное здание ярко-голубого цвета. Мимо гуляют козы, утки, курицы. На удивление, около потрепанного жилища припаркованы хорошие иномарки. Во время диалога Валерий признался, что тоже хотел бы иметь машину, но паспорта нет, а значит, и о правах, и об автомобиле и речи быть не может.
Жизнь Валерия не оказалась легкой и беззаботной. Он родился в 70-х годах в Хабаровском крае, в 5 лет попал в детский дом вместе со своим братом — их родителей лишили родительских прав.
В 7 лет его отправили в школу-интернат, где он и жил, и учился до 14 лет. В 7 классе его выгнали за плохое поведение, но засчитали все 8 классов обучения, чтобы скорее перевести в техникум, где он далее учился на плотника 2 года.
В первый раз в колонию он попал сразу из техникума в 16-17 лет. Как раз в это время он и не получил паспорт (раньше в России их оформляли в 16). Нам Валерий объяснил, что тогда возникли сложности с подтверждением его личности — ни родители, ни родственники не смогли приехать в колонию, денег не было, поэтому он остался без документа.
Четыре срока в колонии: «Там романтика была. Украл — опять сел, украл — опять сел»
Валерий за всю жизнь побывал в колониях четыре раза — то за угон машины, то за воровство. Три раза он отсидел в Казани.
«Я не смог получить паспорт, потому что сидел, а начал с малолетки. Воровал, угонял машины, это не секрет. Я не знаю, почему так получилось, может, раньше этим (выдачей паспортов. — Ред.) так серьезно не занимались. Меня даже не звали никуда, чтобы я получил паспорт», — рассказал Валерий.
После первого отбывания срока в городе Амур он перебрался в Татарстан, в село Нармонка, где жили его родители. Несмотря на его нахождение в детском доме, интернате и колонии, родители поддерживали с Валерием связь. Именно по их просьбе он и переехал. Из Хабаровска Валерий приехал на поезде, билеты покупал по справке освобождения из колонии, справка действовала 10 дней.
«У меня родители сюда (в Татарстан. — Ред.) переехали в 90-х годах, а я не хотел переезжать, я освоился в Хабаровске. Мне тогда тетя прислала письмо, чтобы я приезжал в Лаишево, что все тут будет нормально. На первые два письма я отказал, а в третий раз "намазался" и приехал в Татарстан, начал уже здесь сидеть», — рассказал Валерий.
Последний раз Валерий вышел из колонии 10 лет назад.
«Хочется нормальной жизни», — объясняет Валерий.
У мужчины есть двое детей — две девочки. Одна учится в техникуме, другая еще в школе. Дети живут со свекровью, матери, к сожалению, не стало. Валерий старается уделять много внимания своим детям, они часто его навещают.
Пока мы общались с Валерием, заметили у него в руках смартфон, на шее серебряную цепочку. Можно ли без паспорта нормально работать и зарабатывать на жизнь?
Чего лишается человек без паспорта
В первую очередь возникает вопрос: а как он жил все это время без паспорта, с какими трудностями столкнулся?
Сим-карту и банковские карты ему оформляет родной брат, кредиты Валерий тоже не может брать. По той же причине у него нет водительских прав. Самое страшное, что Валерий не может претендовать на медицинскую помощь, учитывая то, что он подрабатывает на стройке.
«Никак медицинская помощь не оказывается. "Скорая" может приехать, ко мне в Хабаровске приезжали, оказывали первую помощь, но не больше. Увезти и вылечить не могут», — сказал Валерий.
Его могут остановить сотрудники полиции для проверки документов, а их у него просто нет, после этого приходится посидеть в изоляторе 5-10 суток до установления личности.
«Как-то я шел по Казани, и до меня докопались полицейские, просили паспорт показать, а у меня его нет. Я там грубить начал, вспылил. Они меня на 5 суток и закрыли до установления личности, иногда и до 10 дней могут держать», — рассказал он.
Во время самоизоляции Валерию пришлось сидеть без работы, так как основной доход он получал на стройках, будучи разнорабочим. Он «шабашил» неофициально, частенько могли обмануть с деньгами, без документов нет официального офоромления и защиты прав. Из-за отсутствия паспорта он не мог сделать себе цифровой пропуск, спокойно выйти на улицу, работать и кормить себя и свою семью во время самоизоляции.
Сейчас Валерий пытается подрабатывать у себя в селе. Помогает жителям по хозяйству и рыбачит.
Пока к делу не подключилась омбудсмен РТ, Валерия в паспортном столе не принимали: «Они мне постоянно говорят, что я пьяный»
Валерий Голенок уже четыре года пытается сделать себе паспорт. В первый раз он обратился в паспортный стол в Лаишеве в 2016 году, и с тех пор ничего не изменилось. У мужчины сломан нос, и поэтому его речь немного искажена.
«Они мне постоянно говорят, что я пьяный, а я готов анализы сдать на алкоголь, я трезвый человек», — утверждает Валерий.
Он также отметил, что каждую пятницу звонит в отделение УФМС Лаишевского района, но его не принимают и находят разные отговорки.
«Я сдал все документы в паспортный стол, а там начальник Юлия Владимировна начала запросы делать в тюрьмы, где я сидел, в детский дом, интернат. Уже пошел четвертый год, а ничего нет. Я ездил сам туда к ним, когда деньги есть, когда нет — звоню. И когда приезжаю, каждый раз то Юлии Владимировны нету, то она заболела, и это бесконечно длится уже», — жалуется Валерий.
В этом году Валерий Голенок обратился в суд, чтобы он подтвердил его проживание в России. Суд подтвердил, но паспорт он по-прежнему не может получить.
Ситуация поменялась после вмешательства уполномоченной по правам человека в Татарстане Сарии Сабурской, она направила своего помощника, чтобы он вместе с Валерой обратился в отделение УФМС по РТ в Лаишеве.
После этого у Валерия приняли документы и назначили прием на 25 мая. Его попросили взять с собой трех свидетелей, которые его хорошо знают и могут подтвердить его личность. Помощник омбудсмена будет сопровождать Валерия до момента получения паспорта.
Во время последнего похода в паспортный стол за долгожданным документом сотрудники отделения опросили свидетелей. Их по одному заводили в комнату и показывали три фотографии: на двух были изображены незнакомцы, на одной — Валерий. Они должны были опознать именно Валерия. После этой процедуры, когда все свидетели подтвердили его личность, мужчине дали надежду, что через месяц он уже приедет за паспортом.
«Мне сказали, что еще мне месяц ждать, они надеются, что в следующий раз я приеду за паспортом, если никто не помешает», — сказал Валерий.
Нет комментариев-