«Мавр сделал свое дело…»
Выступая на совещании в мэрии Набережных Челнов, градоначальник Наиль Магдеев заявил, что в ближайшие годы город намерен отказаться от использования автобусов малой вместимости при пассажирских перевозках. Он сообщил, что создана рабочая группа, в состав которой вошли представители городской администрации, КАМАЗа, ВЭБ РФ. Группа готовит транспортную реформу, она предполагает уход маршруток с челнинских улиц.
«У микроавтобусов есть лишь одно преимущество — это скорость. Но для нас важнее комфортные условия проезда пассажиров и их безопасность. Поэтому в ближайшее время в сфере общественного транспорта мы должны вернуться к состоянию 2015–2019 годов, когда по проспектам курсировали не менее 70 автобусов большой вместимости. А дальше будем добиваться того, чтобы в городе работал только „большой“ транспорт. Это необязательно „ЛИАЗы“ — могут быть и „НЕФАЗы“, другие марки»,Наиль Магдеев
Наиль Магдеев не стал делиться подробностями транспортной перезагрузки города. При этом он сказал, что значимая роль в проекте отводится и Правительству Москвы. «У нас наладилось неплохое сотрудничество с руководством федерального центра, будем его продолжать с пользой для Челнов», — обмолвился градоначальник.
Автобусы малой вместимости появились на улицах Набережных Челнов в «нулевые» годы после закрытия пассажирского автотранспортного предприятия в 2008 году. Банкротство ПАТП повлекло за собой уход с городских маршрутов чуть менее 200 автобусов. Освободившуюся нишу заняли частники, выставив на маршруты автобусы средней и малой вместимости. «Мы выручили город в трудную минуту», — заявили потом частные перевозчики.
Автобусы подходили к остановкам каждые две-три минуты, но справиться с потоком пассажиров им удавалось с трудом, особенно в часы пик. Почти сразу же горожане начали высказывать недовольство условиями перевозок.
«Едем, как кильки в банке! Водители лихачат, устраивают гонки на дороге. Людей швыряет из стороны в сторону. Просто безобразие, а не поездка!» — такие высказывания по поводу работы маршруток в соцсетях довольно типичны для Челнов.
Городские власти неоднократно заявляли о желании задействовать в пассажирских перевозках крупногабаритные автобусы. Но реализовать идею удалось лишь после прихода на должность мэра Челнов Наиля Магдеева. В 2015 году в городе под эгидой МУП «Электротранспорт» появилось автобусное предприятие, основу парка которого составили взятые в лизинг у КАМАЗа 190 «НЕФАЗов». Увы, проработали автобусы недолго. В 2020 году город заявил о возвращении КАМАЗу автобусов в связи невозможностью оплачивать платежи, долгов по которым к тому моменту накопилось около миллиарда рублей. Это привело к банкротству предприятия.
После официального заявления об уходе больших автобусов с улиц горожане потребовали вернуть вместительный транспорт. Особенно эмоции зашкаливали у челнинских мам, которые устроили «бунт колясок», чтобы доказать, что возврат к «газелькам» неприемлем. Челнинские власти обещали взять автобусный реванш. Но пандемия коронавирусной инфекции внесла в жизнь свои коррективы — большие автобусы появились в Челнах только в апреле текущего года.
Но, как только на городские улицы вышли «ЛИАЗы», подаренные Челнам на безвозмездной основе Правительством Москвы, злые языки начали поговаривать, что автобусы прослужат городу недолго. «Большие автобусы не могут конкурировать с юркими маршрутками. Те будут их обгонять и забирать пассажиров перед носом, а „москвичи“ — ходить полупустыми, а потом и вовсе уйдут с маршрутов. Чтобы большие автобусы „закрепились“ в городе, надо убирать с улиц микроавтобусы. Иначе наступим на грабли 2015 года, когда и МУП создали, и маршрутки не запретили», — утверждают опытные транспортники. И, похоже, их услышали.
Электротранспорт и брутто-контракты
В магдеевском анонсе больших перемен в сфере пассажирских перевозок Челнов удивило не только заявление об отказе от автобусов малой вместимости, но и тот факт, что для воплощения проекта в жизнь город вступил в альянс с КАМАЗом. Ведь до этого автогигант нередко критиковал происходящее в сфере пассажирских перевозок Челнов.
«Работники автогиганта являются жителями города и пользователями общественного транспорта. У нас на КАМАЗе работает более 32 тысяч человек. А если учитывать персонал дочерних предприятий, то набирается около 40 тысяч человек, которых нужно ежедневно доставлять на работу. Поэтому к вопросу пассажирских перевозок мы относимся серьезно»,руководитель департамента по информационной политике ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев
Как удалось узнать ИА «Татар-информ», первая встреча рабочей группы состоялась в конце января, на ней была представлена дорожная карта, затем и концепция развития общественного транспорта в Челнах.
Так, для создания удобной для пассажиров схемы разработчики предложили сделать основным средством перевозок электротранспорт. Автобусы же в этой схеме становятся связующе-магистральным (подвозящим) видом транспорта. Предполагается, что город будут обслуживать 75-85 трамваев и 200 автобусов.
Корреспондент ИА «Татар-информ» поинтересовалась у транспортников: сможет ли трамвай занять лидирующую позицию на рынке пассажирских перевозок Челнов? И получила неожиданный ответ: «А с чего вы взяли, что речь идет о трамвае? Может, это будут электробусы!» Такой вариант, честно говоря, даже не рассматривался. На дорогах города электробусы время от времени появляются, но чаще всего в момент их отправки в Москву. Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев однажды прокомментировал фантазии челнинцев, которые в очередной раз вздыхали в соцсетях («Эх, нам бы такие же!») по поводу очередной отправки экологически чистой партии транспорта в златоглавую. Он сказал буквально следующее: «Сегодня в России есть только один город, который может позволить заказывать электробусы, — это Москва. Наш бюджет при всем желании такой транспорт не потянет». Поэтому воздержимся от беспочвенных надежд…
Что же касается развития челнинского трамвая, то для этого, по мнению создателей концепции, требуется глубокая модернизация инфраструктуры — путевого и энергохозяйства, депо, диспетчерской службы, обновление остановок и другого. Старые вагоны предлагается заменить на низкопольные. Ну и, конечно, строить новые линии в районы с высокой миграцией людей, чем в Челнах уже занимаются.
Также авторы проекта для улучшения работы в сфере пассажирских перевозок предлагают оптимизировать маршрутную сеть: устранить дублирование, открыть новые маршруты, дать приоритет общественному транспорту на дорогах с помощью выделенных полос, строительства путеводов, предоставления преимущества на перекрестках.
Авторы настаивают на переходе на безналичный расчет с помощью внедрения электронного билета и нового тарифного меню. Важной составляющей новой концепции должен стать и переход на брутто-контракты, когда сбор платы за проезд идет в пользу бюджета. При этом город нанимает транспортные компании для выполнения конкретного объема по перевозкам и платит за качество работы. Кстати, глава ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин неоднократно высказывался за внедрение такой системы. «Никаких гонок за прибылью! Только вежливость, чистота салонов и соблюдение расписания будут в приоритете! Красота!» — говорил он.
Разработчики также настаивают на появлении в городе единой диспетчерской службы, которая поможет повысить управляемость системы общественного транспорта, увеличить сборы и достичь прозрачности в движении денежных потоков.
Разработчики предлагают вести преобразования транспортной схемы Набережных Челнов на гранты, бюджетные средства и ресурсы Фонда развития моногородов, который может предоставить до 250 млн рублей на лизинг подвижного состава и до 1 млрд рублей на создание инфраструктуры по льготной ставке.
Сегодня в Челнах только приступили к обсуждению предложенной концепции. Возможно, она будет дорабатываться. Ясно одно: в прошлом году в транспортной сфере Челнов созрела революционная ситуация, когда пассажиры отказались ездить в «газельках», а верхи не смогли им предложить альтернативу. Сегодня эта альтернатива появляется.
Нет комментариев-