«Вечером 13.08 мы выехали в Соль-Илецк в количестве 44 человек автобусом компании “Два брата”. И вот уже с 24 часов сидим в поле в сломанном автобусе и никому до нас нет дела, так как все телефоны компании выключены, водители ничего не могут сказать. Дети плачут, холодно и никому не нужны», – такое сообщение появилось на днях в Набережночелнинской группе в социальной сети.
После этого сообщения ИА «Татар-информ» решило провести собственное журналистское расследование. Корреспонденты Иван и Алексей (имена изменены) оказались в роли пассажиров междугороднего автобуса и на себе прочувствовали все прелести заказных междугородних перевозок.
«А пересадки будут»?
Находим в интернете сайты компаний, занимающихся перевозками и выбираем одну из таких фирм.
Пассажирское агентство «Апельсин», согласно информации, размещенной на официальном сайте компании, начало свою работу в 2007 году в Азнакаево. «Апельсин» осуществляет перевозки по нескольким маршрутам: из Азнакаево в Казань и обратно, в Набережные Челны и Башкирию.
Звоним по одному из указанных на сайте номеров, трубку берет девушка-диспетчер:
– Здравствуйте, хочу заказать места в автобусе из Казани в Уруссу. Есть такая возможность?
– Когда и во сколько нужен транспорт?
– Завтра утром, часов в 5-6 желательно.
– На это время из Казани у нас рейса нет. Самый ранний из Казани в 8 утра.
Договорились. Я диктую оператору наши имена и фамилии.
– Номер машины уточняйте ближе ко времени – за час до отъезда, – предупредила диспетчер.
В 7 утра, когда я уже собрался выйти из дома на автобус, мне позвонила оператор из «Апельсина» и сообщила, что вместо автобуса будет легковой автомобиль.
Прикинув, что дорога до Уруссу занимает как минимум 5 часов, я отказался ехать в неизвестной легковушке с незнакомым водителем.
Следующий рейс из Казани в Уруссу, как объяснила диспетчер «Апельсина», в 12 часов. На этот раз я подчеркнул, что хочу ехать в большом комфортабельном автобусе. Девушка подтвердила, что будет именно такой автобус и даже сразу назвала его марку и номер.
В 11:40 мы с товарищем были в указанном месте – возле театра Камала. Недалеко от остановки стоял микроавтобус «Форд транзит». С таким транспортом я знаком – на мой взгляд, для длительных междугородних поездок он не очень удобен – человеку, к примеру, с моим ростом в 180 см некуда деть ноги, а ехать не одну сотню километров.
Примерно в 11:55 подъехал большой белый автобус, на котором было написано: Казань-Азнакаево, Азнакаево-Казань. К автобусу хлынул большой поток людей, в том числе и мы, однако нас развернули и сказали, что мы все-таки поедем на том самом «Форде».
У водителя имелся список с фамилиями всех пассажиров. Я начал возмущаться, ведь диспетчер обещала «большой комфортабельный» автобус, меня поддержали несколько пассажиров.
«А нам хотелось на большом – там удобнее, просторнее. Мы специально записывались на 12 часов на большой автобус», – посетовала женщина с ребенком.
«А пересадки в Азнакаево будем делать?», – спросила у водителя пожилая женщина.
Как рассказали пассажиры, которые периодически пользуется услугами «Апельсина», в определенном месте на трассе водитель автобуса, обычно, высаживал тех, кто ехал не в Азнакаево. Их пересаживали в легковушки, которые по договоренности с перевозчиком ждали вдоль дороги. Водители разбирали «своих» пассажиров и развозили до конечных населенных пунктов – Ютазов, Уруссу, Октябрьского.
Я сразу представил – ночная трасса, недоумевающего пассажира просят на выход, объясняя, что дальше он поедет на авто. По заверениям бывалых пассажиров, среди водителей легковушек попадались те еще экстремалы, да и сами машины тарахтели и звенели порой так, что вероятность попасть в аварию была более чем реальной.
«Никаких пересадок не будет. Мне отдали всех “неазнакаевских” – Уруссу, Ютазы, Октябрьский. Начали так делать недавно – четвертый день я так езжу, четвертый рейс», – ответил водитель автобуса.
Деньги за проезд я передал водителю, попросил у него два билета – себе и товарищу.
«Дам один. Количество ограниченно. Ребята с автобусов дают, потому что народ просит, чуть не плачет. Я жалуюсь, они (сотрудники «Апельсина» – прим. Т-и.) говорят: “На, с барского плеча тебе”», – объяснил водитель.
В итоге билет не достался ни мне, ни товарищу.
Согласно документам, которые висели внутри, микроавтобус принадлежит индивидуальному предпринимателю из Октябрьского, Республики Башкортостан. Как выяснилось, и водитель из этого города.
Перед отправкой водитель попросил всех пассажиров пристегнуться – проблем с ремнями безопасности ни у кого не возникло.
На трассе наш автобус остановили сотрудники ДПС – проверили, все ли пристегнуты, внимательно изучили документацию и показания тахографа. На тот момент водитель находился за рулем менее двух часов, так что никаких претензий по поводу нарушения режима работы и отдыха, к нему на тот не возникло. «Всплыл» не оплаченный водителем штраф, а также обнаружилось несоответствие информации о страховщике – в документах и в салоне микроавтобуса.
Спустя 3 часа поездки мы совершили первую остановку на 10 минут – далее до конца маршрута водитель больше не отдыхал. Останавливался только для высадки пассажиров.
В Уруссу мы приехали около 17.30, проведя в дороге больше 5 часов. Учитывая, что на междугородних перевозках водитель должен меняться с напарником каждые четыре часа, на лицо нарушение режима «работы-отдыха». Более того, оставив нас, этот же водитель повез других пассажиров в Октябрьский.
Что говорит статистика?
А статистика не внушает оптимизма. По информации УГИБДД МВД по РТ, за 7 месяцев с начала года сотрудники Госавтоинспекции проверили 12 875 автобусов, из которых 3 917 бывают задействованы для организованных перевозок групп детей.
«Всего в результате проведения целенаправленных мероприятий по контролю пассажирских перевозок и при повседневном надзоре за дорожным движением личным составом подразделений Госавтоинспекции составлено 22 591 административных материалов за нарушения Правил дорожного движения водителями автобусов, в том числе 3 за управление в нетрезвом состоянии и 212 материалов на должностных лиц», – сообщил ИА «Татар-информ» заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов.
24 административных материала (по 4 начато административное расследование) составлены сотрудниками Госавтоинспекции РТ за нарушения правил организованной перевозки групп детей.
«В Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) направлено 329 сообщений о нарушениях в сфере пассажирских перевозок, по результатам которых полномочиями УГАДН привлечено к административной ответственности 205 перевозчиков, 90 сообщений переправлено в УГАДН других регионов для принятия мер», – отметил Радик Рамазанов.
По информации УГИБДД МВД по РТ, за 7 месяцев этого года по вине водителей автобусов зарегистрировано 86 ДТП, в которых погибли 18 и пострадали 118 человек.
Стоит вспомнить одну из страшных аварий – 21 мая 2015 года заказной автобус, на котором юные спортсмены-каратисты из Казани ехали в Санкт-Петербург на соревнования лоб в лоб столкнулся с грузовиком «МАН». 12-летняя спортсменка Эльвина Фаттахова, председатель Федерации каратэ Татарстана Искандер Шагин и сменный водитель погибли на месте.
Как позже установило следствие, владелица автобуса Виктория Ларина не обеспечила предрейсовый инструктаж водителей, их медицинское освидетельствование, не организовала предрейсовый технический осмотр автобуса и не озаботилась тем, чтобы оборудовать его детскими удерживающими устройствами, соответствующими весу и росту детей.
С момента этой трагедии прошло уже два года, но и сегодня, по данным экспертов контролирующих ведомств, многие частные компании-перевозчики пренебрегают безопасностью своих клиентов.
Регулярные и заказные
Все государственные компании-перевозчики сегодня занимаются так называемыми регулярными перевозками. К такому виду перевозок закон предъявляет жесткие требования, направленные на то, чтобы сделать их безопасными для пассажиров.
«Регулярные перевозки осуществляются только с автовокзалов, то есть все люди проходят через определенную процедуру досмотра, определенную сверку данных о пассажирах. И при выпуске на линии проверяется техническое состояние транспортных средств: есть механики, есть медосмотр – проверяется состояние здоровья водителей», – объяснил исполняющий обязанности заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров.
Частные перевозчики в основном занимаются заказными перевозками. Если регулярный перевозчик имеет транспортную базу, техников, механиков и медиков и т.д., то заказной перевозчик ограничивается только компьютером и телефоном.
Проверить частного перевозчика сегодня, по словам начальника Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бориса Смирнова, не так-то и просто.
«К законопослушным регулярным перевозчикам требования выше. Нам с ними работать проще: выявили нарушение, сразу наказываем, а по заказным перевозкам процедура более длительная. Перевозчик, который организовывает заказные перевозки, должен встать на налоговый учет, потом уведомить нас – контрольно-надзорный орган о том, что он начал заниматься этой деятельностью. После этого мы его, как и всех других, проверяем. Согласно 294 федеральному закону мы раз в 3 года можем проверить любого перевозчика и в этот момент мы с него будем требовать все так же, как и с лицензиата. То есть, у него также должна быть система медицинского контроля, система технического контроля, система технического обслуживания всех транспортных средств», – рассказал Борис Смирнов.
При этом, в случае если происходит выпуск на линию транспортного средства не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технический осмотр влечет наложение административного штрафа. На должностных лиц – в размере 500 рублей, на юридических – 50 000 рублей.
Кроме того, если на линию выходят транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 8 тысяч рублей.
Сотрудники Управления государственного автодорожного надзора по РТ провели 293 проверки хозяйствующих субъектов, по результатам которых выписано штрафов на 7 миллионов рублей. На дорогах проверили 209 автобусов, за нарушения привлекли 3 юридических лица и порядка 52 должностных лиц в этих организациях, которые отвечают за то или иное направление.
Чаще всего перевозчик предоставляет нам договор фрахтования с каким-то иным заказчиком. То есть, к примеру, я – перевозчик, вы – заказчик, мы с вами заключили договор фрахтования. Вы решили перевезти какое-то количество людей. Я, как перевозчик, вношу в наш договор фрахтования фамилии пассажиров и на этом все. Вы, как заказчик, на самом деле не знакомы с пассажирами, для которых заказываете автобус, они вас тем более не знают. По сути, договор – чистейшая формальность. Когда к вам придут и скажут, у вас ехал такой-то пассажир Иванов, вы ответите, что такого не знаете. Все эти договоры фрахтования — фикция. Они оформляются, к сожалению, только для проверяющих», – отметил Борис Смирнов.
«В настоящее время сформировалась целая система заказных перевозок, которые по факту выполняются как регулярные маршруты. У них очень развито информационное сопровождение: и в газеты дают объявления и по радио, и в сети Интернет. Существует даже возможность забронировать место. Прогресс они используют активно в своих целях, для привлечения прибыли. Вместе с тем, данные перевозки зачастую выполняются с нарушением требований безопасности. Бывали случаи, когда пассажиры данных перевозчиков обращались к нам, в Министерство транспорта, за помощью. Когда, к примеру, где-то в процессе движения на дороге автобус ломался, соответственно никакого резерва нет. Люди стояли часами ждали, попутки ловили, уезжали», – поделился исполняющий обязанности заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров.
Долгий путь домой…
Но вернемся к «путешествию» корреспондентов ИА «Татар-информ».
В восемь часов вечера мы были в Набережных Челнах, добравшись из Уруссу своим ходом. Мы с товарищем обратились в компанию «ТЕК-Транспорт».
Это один из крупных частных перевозчиков. В момент первого обращения в компанию, диспетчер вносит в базу данных ФИО клиента и номер его телефона, в последующем все звонки с телефона клиента определяются и к нему обращаются по имени и отчеству.
«ТЕК-Транспорт» осуществляет перевозку по одному из самых популярных направлений. Казань-Набережные Челны. На сайте компании также указаны маршруты Казань-Мамадыш, Казань-Елабуга, Челны-Елабуга и Челны-Мамадыш.
Однако, по словам опытных пассажиров, автобус просто едет из Казани в Челны или обратно, останавливаясь на въездах в Елабугу и Мамадыш – это не отдельные рейсы, как указано на сайте.
У компании имеются аккаунты в соцсетях и приложения для смартфонов. Забирают пассажиров с разных остановок, высаживают там, где попросят.
За час до отправления мне пришло СМС с номером и маркой микроавтобуса, а также предупреждение о том, что с собой должен быть паспорт.
Микроавтобус «Мерседес Спринтер» приехал за 10 минут до назначенного времени. И вновь – паспорт не спросили, билетов не дали, деньги собрал водитель. В салоне автобуса имелись несколько детских удерживающих устройств. Водитель также попросил всех пассажиров пристегнуть ремни.
Перед самой отправкой выяснилась интересная деталь – микроавтобус сначала заедет в аэропорт «Казань», а уже после этого в сам город. К слову, диспетчер меня об этом не предупреждала. Если представить ситуацию, что пассажир торопится, то к тому времени, на которое он рассчитывал, в Казань он не успеет.
Мы выехали из Челнов в 21.00. В районе половины первого ночи мы были в казанском аэропорту. Спустя еще полчаса мы были в Казани.
Мы попросили водителя высадить нас дальше на 300 метров от того места, где он остановил. Водитель отказался, ответив, что очень торопится – ему пора спать, так как завтра снова в рейс.
В чем опасность?
По данным контрольно-надзорных органов, частные фирмы-перевозчики частенько пренебрегают соблюдением режима труда и отдыха водителя, автобусы предоставляют технически неисправные – с неработающими световыми приборами, с неисправными рулевой и тормозной системами.
«Гонка за наживой, за тем, чтобы получить максимальные деньги, заставляет перевозчика много ездить. Невзирая на время и режим. Если в результате проверок выясняется, что перевозчик сам дал водителю путевой лист с таким режимом работы, он – уголовный преступник. Потому что он толкнул водителя на нарушение. Еще одним основным грубейшим нарушением является отсутствие страхования. Перевозчик обязан страховать ответственность. Мы по результатам рейда выявили 93 нарушения отсутствия страховки. Что поразительно, не боятся, ведь штрафы очень высокие — 93 нарушения на 4 миллиона рублей», – поделился Борис Смирнов.
Между тем, существуют жесткие требования к режиму труда и отдыха водителей пассажирского транспорта. В каждом автобусе должен стоять тахограф, с помощью которого проверяющие органы могут проследить за тем, сколько водитель находится за рулем. За нарушения режима труда предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей. За отсутствие тахографа или его неисправность – штраф от 5 до 10 тысяч на должностное лицо.
Отсутствие контроля за водителями, в том числе и медицинского, создает порой прямую угрозу безопасности пассажиров. Одна из недавних историй – 2 января на КПП «Малиновка» под Казанью сотрудники ГИБДД остановили заказной автобус, который вез 17 пассажиров из Казани в Кайбицы. В момент проверки документов выяснилось, что водитель пьян.
В отношении водителя был составлен административный протокол за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Автобус поместили на штраф- стоянку, пассажирам помогли добраться до места назначения попутным транспортом.
Мимо кассы
Рынок частных заказных перевозок, по словам сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ, криминализирован.
Имеется информация оперативного характера о том, что ряд организаторов заказных перевозок ранее в лихих 90-х являлись членами ОПФ», – уверяют оперативники.
Учитывая, что билеты пассажирам заказных автобусов, как правило, на руки не выдают, подсчитать, к примеру, какое количество налогов теряет бюджет практически нереально. Все расчеты с пассажирами чаще всего происходят наличными, какая-либо документация отсутствует – в списке водителя могут фигурировать десять фамилий, а пассажиров на самом деле перевезено в разы больше. Именно поэтому привлечь, к примеру, за уклонение от уплаты налогов частных перевозчиков на сегодняшний день нереально.
«Сложность в документировании в отношении организаторов незаконных пассажирских перевозок под видом заказных заключается в том, что законодатель нас поставил в жесткие рамки, так как предусматривает наличие извлеченного незаконного дохода в размере 2 миллионов 200 тысяч рублей – это по статье о незаконной предпринимательской деятельности», – объясняют полицейские.
Так как основной доход частников скрыт, то и по этой статье привлечь их невозможно.
Безопасность пассажиров – дело рук самих пассажиров
Главное, в чем сходятся все эксперты – это то, что частные перевозчики не заботятся о безопасности своих пассажиров.
По словам начальника Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бориса Смирнова, безопасность пассажиров на регулярных перевозках гораздо выше, по той простой причине, что ее гарантирует сама система подхода к организации перевозок.
«Вдруг, параллельно с вами сядет человек, например, террорист с бомбой. Вот через автовокзал он не попадет в салон, потому что там система безопасности обеспечена. Здесь же (на автобусах частных перевозчиков – прим. Т-и) – он подсел с сумкой, или без сумки – мы не думаем об этом. Жизнь дороже всего, ее надо беречь. Я бы порекомендовал всем пассажирам, прежде чем подвергать себя опасности, подумать, стоят ли вот эти 100-200 сэкономленных рублей, твоей жизни», – отметил Борис Смирнов.
Если посмотреть по городу, заказные автобусы «ночуют» где угодно – во дворах стоят, на не понятных площадках. Утром выезжают – какой механик его смотрел? Непонятно. И кто ваш попутчик - не знает никто. Списки формируются, зачастую, со слов пассажиров – любую фамилию назвал, ту и вписали. Зачастую водителями оказываются ‘’экспедиторские услуги’’– передаются непонятные посылки от непонятных лиц для доставки в другой город. Что в этой посылке, естественно не проверяется. Хотя, по всем нормативным документам, уставам и правилам, посылки без сопровождения не должны приниматься. Это уже собственная инициатива водителей – заработать себе на карман», – добавил исполняющий обязанности заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров.
Переговоры не состоялись
27 июля в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ состоялось совещание, в котором приняли участие индивидуальные предприниматели и руководители фирм, занимающихся перевозками пассажиров.
К слову, из тридцати приглашенных перевозчиков, а созывали тех, чьи данные можно найти в свободном доступе в Интернете, на совещании присутствовали лишь четверо.
Перевозчикам, по информации Миндортранса РТ, было предложено отправлять свои автобусы с автовокзалов. Однако перевозчики отказались, объяснив, что их клиентская база нарабатывалась годами и переориентировать в короткие сроки всех клиентов на другие точки отправления, будет просто нереально. Кроме того, комиссионный сбор автовокзалов в размере 20 процентов их тоже не радует.
По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства, со ссылкой на Исполком Казани, выясняется, что несмотря на то, что въезд на территорию одной из излюбленных перевозчиками, но несанкционированных площадок возле ЦУМа, перекрыт, некоторые из частников продолжают парковать автобусы вдоль проезжей части. Запрещающие знаки при этом срывают или закрашивают.
Что дальше?
В ближайшее время, как заверили нас эксперты, ряд инициатив, подготовленных ими, будет предложен для рассмотрения Госсовету РТ, чтобы в дальнейшем направить их в Государственную Думу РФ.
«Инициативы касаются распространения подхода по согласованию мест посадки и высадки при заказных перевозках. Сейчас этот порядок распространяется только на межрегиональные перевозки – например, между Казанью и Йошкар-Олой, Казанью и Чебоксарами. Мы этот порядок предлагаем распространить и на межмуниципальные перевозки. В целях реализации данных полномочий нами были разработанные соответствующие порядки, согласования мест посадки. С апреля месяца уже действует порядок согласования мест посадок на межрегиональных перевозках – но в наш адрес поступило всего две заявки», – сообщил Алексей Сидоров.
Нет комментариев-