«Ты кто такая?», «Закройте рот, вы ненормальная!», «Опять по 150 рублей собираем, я что, миллионерша?!», «Вам что, жалко 100 рублей на подарок учителю?!» Это лишь некоторые реплики из типичного родительского чата в одном из мессенджеров.
Изначально подобные чаты создавались исключительно в целях необходимости. Они одновременно выполняют роль доски объявлений, энциклопедии, фото- и видеопередатчика и форума. Здесь можно и расписание узнать, и домашнее задание, и заодно услышать претензии по поведению своего чада.
Однако при неправильном использовании они начинают приносить вреда больше, чем пользы. Попробуем разобраться в инструкции по применению «мамского» мессенджера.
Родительский чат – необходимость, а не клуб по интересам
Мамы и папы сталкиваются с родительскими чатами еще до того, как их ребенок переступает школьный порог. Вопросов для обсуждения, как правило, много: несовершенство образования, проблемы воспитания, дискуссии по сбору денег на праздники и многое другое.
Однако зачастую информационная группа превращается в «чат-болталку», и актуальная информация просто теряется в потоке бессмысленных, не относящихся к теме сообщений. Раздосадованные мамы и папы вступают в словесные перепалки иногда лишь для того, чтобы оспорить чужое мнение, самоутвердиться или же просто от скуки.
Психологи советуют родителям соблюдать элементарные правила общения в групповых мессенджерах.
Стоит помнить, что здесь отсутствует понятие дружбы, общение должно выстраиваться исключительно в узком, деловом формате. Нужно быть готовым к тому, что мнения родителей могут не совпадать, как и их характеры. Некоторые родители ратуют за бурное обсуждение проблемных вопросов, другие предпочитают не поддерживать нервные беседы, а кто-то просто перелистывает поток ненужной информации и вычленяет для себя только самое необходимое.
Мама первоклассника из Казани Елена считает, что диалоги родителей в подобных чатах отнимают массу времени, поэтому она нашла удобный для себя выход.
«Я мама троих детей. Так уж получилось, состою как минимум в шести чатах – это и садик, и школа, и кружки. Для себя с первых дней решила, что не буду тратить свое драгоценное время на это бесполезное общение в группах. Переписку в чатах не читаю вообще. Если возникают вопросы, звоню напрямую родительнице из классного комитета, напрямую с учителем связываюсь только в крайних случаях. Но если надвигаются какие-то праздники или важные мероприятия, тут уж волей-неволей приходится принимать участие в обсуждении», – рассказала женщина.
Чат не должен быть круглосуточным
Общение должно выстраиваться исходя из временных рамок. Многие родители начинают ставить оповещения в родительских чатах на беззвучный режим. Следует знать о том, что обсуждение волнующих вопросов не нужно оставлять на позднее вечернее время, а также не переносить их на раннее утро.
Большинство родителей способны уделить дискуссии время в основном в перерывах между работой или другими делами, а вот после тяжелого дня, естественно, бывает не до этого. Необходимо ориентироваться на время, сообщать важную новость во «внеурочные» часы следует только в случае крайней необходимости.
ИА «Татар-информ» пообщалось с классным руководителем одного из первых классов районной школы Татарстана. Учитель рассказала о плюсах родительских чатов, а также о том, как их следует правильно организовывать.
«В моем классе 30 детей, и, поверьте, когда на меня круглосуточно сыпятся вопросы от всех мам и пап касаемо их детей, я не знаю, как на это реагировать. Поэтому я поддерживаю связь только с одной родительницей из класса, предоставляю ей всю необходимую информацию по образовательному процессу, и эта мама передает остальным. Если у них возникают личные вопросы и просьбы, опять же выстраиваем общение через эту родительницу. Считаю, что так удобно для всех. Знаю, что в моем классе родители состоят в двух чатах, в одном у них есть возможность только читать мои сообщения, а вот в другом они активно ведут диалоги, там я не состою», – рассказала Альбина Сибгатуллина.
По словам учительницы, у родителей претензий к такому формату общения нет, она в курсе всех волнующих вопросов, поэтому периодически предпочитает проводить с ними личные встречи. Если какой-то родитель по своим причинам на встрече отсутствует, то в чате она дублирует обсуждаемые темы.
«Нет» спаму и аудиосообщениям
Многим родителям лень набирать текст вручную, и они не находят ничего лучше, чем отправлять длинные голосовые сообщения. Это раздражает многих мам и пап, особенно когда аудиозапись длится несколько минут и приходится тратить больше времени на ее прослушивание.
Рамзия, мама семиклассника из Казани, считает, что короткие, но одновременно емкие текстовые сообщения лучше усваиваются. Женщина рассказала, что в их школьном чате ежедневно возникают споры между родителями, поводы самые разные: не устраивает еда в столовой, учительница задает слишком много уроков, условный Егор наводит страх на одноклассников и т.д.
«У нас есть в классе одна родительница, так вот, я считаю, ей самое место в программе “Stаnd Up”. Очень уж она любит вещать в нашем чате, причем долго и зачастую не по теме. Первые аудиозаписи прослушиваю, вдруг действительно что-то дельное. А вот остальные пролистываю, не хватает терпения, да и визуальную информацию удобнее воспринимать», – рассказала женщина.
Родители нередко возмущаются различными «поздравлялками», анимационными картинками и сообщениями не по теме (из разряда «куплю-продам»), которые по большей части «засоряют эфир», нежели несут какую-то смысловую нагрузку.
Некоторые участники достаточно невнимательны и вместо того, чтобы лишний раз пролистать ленту, где может крыться ответ на интересующий вопрос, предпочитают задать его снова, и так по несколько раз.
Частенько в классе есть мальчик, который дергает девочек за косички, обижает более слабых и не слушается учителя. И тогда некоторые родители берут на себя функцию по обсуждению чужих детей в общем чате. Тут, советуют психологи, должно сработать золотое правило: если что-то не устраивает в поведении конкретного ребенка и на него имеются обоснованные жалобы, то следует обсуждать это в корректной форме и обязательно в личной переписке с его родителем.
«Была у нас одна такая мамочка, которой палец в рот не клади, дай пообсуждать, какие невоспитанные одноклассники у ее сына, причем делала она это в общем чате. Согласитесь, кому приятно читать про своего ребенка плохое? Но однажды на очередном классном собрании мы ее поставили на место. И классный руководитель нас поддержала, сказала о том, что никто не вправе обсуждать поведение детей публично, а если возникнут замечания, то она будет лично сообщать каждой маме в записке или по телефону», – добавила Рамзия.
Безусловно, конфликтные ситуации неизбежны, и порой доходят до абсурдных ситуаций, но даже при этом стоит воздержаться от грубости, нецензурной лексики и обсуждения детей и их родителей, отсутствующих в общем чате.
Что говорят эксперты
Корреспондент ИА «Татар-информ» пообщалась с доцентом кафедры Института психологии и образования КФУ, кандидатом психологических наук, который профессионально занимается изучением проблемы общения в Интернете.
«Это целая отрасль в психологии общения, поскольку возникает множество конфликтных ситуаций, задевается честь и достоинство участников чата, наносятся определенные психотравмы, которые порой доходят даже до подсудных дел. А все потому, что люди, общаясь в интернет-пространстве, пытаются как-то завуалироваться, чувствуя некую защищенность и анонимность. Однако это не так: общение в электронном формате ничем не отличается от общения личного. Вся ответственность за свои мысли и выражения эмоций также ни с кого не снимается», – рассказал Рамиль Гарифуллин.
По словам доцента, мессенджеры – это сфера новая, только начинает развиваться и существуют определенные правила, которые нужно вводить при создании чата. Это в первую очередь назначение ведущего или администратора – человека, который будет иметь право регулировать общение в чате: добавлять-блокировать участников, выносить предупреждения, фильтровать некорректные выражения.
Изначально при создании чата нужно обговорить его формат, единые правила общения между участниками.
По мнению Гарифуллина, конструктивность чата будет низкая при наличии большого количества долгих аудиосообщений, потому что они вызывают неуважение по отношению к другим участникам, «зашлаковывают» контент.
Роль администратора, как правило, возлагается на одного из родителей самим учителем и коллективным решением остальных. А случается и так, что какой-нибудь родитель самовыдвигается, выделяется на фоне остальных своим авторитетом и автоматически негласно становится модератором.
«Все чаты разные, и у всех них могут быть разные правила: где-то позволителен неприемлемый контент, где-то все максимально строго. Мы конкурентно разбираем конфликт между родителями – проблему конфликта интересов. Можно, конечно, полагаться на установленные правила, но практика показывает, что рано или поздно начинаются конфликтные ситуации, стычки, и это неизбежно», – считает Рамиль Гарифуллин.
Гарифуллин выделяет ряд правил, которые он с момента изучения этой темы успел сформировать. Формат общения в чате должен выстраиваться согласно этим правилам.
Выражать оценочные суждения следует только в том случае, если они касаются только тебя самого (ты оцениваешь свои чувства, свои переживания, а не кого-то другого).
Любой участник чата в любое время имеет право свободно уйти (удалиться).
Нельзя отвлекаться на неактуальные темы, которые не обозначены в дискуссии (как раз-таки объявления, поздравительные открытки, сообщения, отправленные ошибочно и др.).
Дискуссию нужно выстраивать по следующему принципу: сначала публикуется одно полностью сформированное сообщение, а потом остальные. Таким образом должна соблюдаться последовательная цепочка, без хаотичного потока ненужных сообщений, которые будут «зашлаковывать» пространство.
По мнению Гарифуллина, в момент обострения конфликта участники чата должны стараться урегулировать проблему и находить в себе силы сдерживаться. В особых случаях модератор может поступить радикально –удалить какого-либо участника из чата, однако делать это следует на основании общего мнения остальных участников.
Нет комментариев-