Внешние работы, как рассказал начальник производственно-технического отдела компании-застройщика ООО «Восток-С» Кирилл Вильдеев, уже сейчас выполнены на 60 процентов. Контур здания, действительно, завершен, воссозданы наружные стены, в том числе сохранена и отреставрирована историческая – со стороны улицы Профсоюзная. Заказаны окна и двери, идет монтаж металлоконструкций на кровле. Воссоздана уличная лестница вдоль здания по улице Чернышевского. Сейчас производится отделка гранитом разрушенной в 90-е и 2000-е годы лестницы.
Несмотря на то, что исторический проект здания 1872 года, интерьеры в предмет охраны не вошли. Сохранить требовалось только внешний облик и аутентичную стену со стороны Профсоюзной, так что проектировщики смогли предусмотреть в новом «прочтении» лавок Курманаева пассажирский лифт.
«Уцелевшая после советского периода часть здания была в виде буквы “Г” – это часть стены со стороны улицы Профсоюзной и часть со стороны Чернышевского. Но воссоздавали только один участок (по Профсоюзной), так как вторую невозможно уже было восстановить. Она была в сильно разрушенном состоянии, и фундамента под ней не было. Несущая способность этой стены была полностью утрачена. Другой участок стены был сохранен, и мы завели под него фундамент, не разрушая эту стену. Затем связали с новой конструкцией здания. “Родной” кирпич от обветшавшей стены использовали в воссоздании сохранившейся, поскольку она тоже была местами обвалившейся», – пояснил Кирилл Вильдеев.
В ближайшие полтора месяца рабочие планируют завершить монтаж кровли. Тогда же, в августе, в здании будут установлены дверные блоки из массива дуба, изготавливаемые по историческим чертежам. Окна также будут выполнены под старину, однако все-таки из металлопластика – с учетом агрессивной внешней среды – здание расположено на перекрестке у проезжей части.
Самым сложным, по словам собеседника информ-агентства, было выполнить кирпичную кладку в сводчатых оконных проемах. А таких по всему зданию около 30.
«Специалиста искали по всем районам Татарстана, где до сих пор есть мастера, которые занимались такой старой кладкой – например, церкви выкладывают. И все равно по четыре, а то и пять раз пришлось перекладывать эти своды (наружную версту), чтобы добиться нужного результата. Где-то швы не совпадали, где-то еще что-то, а нужно было соответствовать исторической технологии – и по общему облику, и по швам», – поделился деталями Вильдеев.
Воссоздаваемое в историческом облике, здание, конечно, строится в целом по совершенно современным технологиям. И это не только шахта лифта, предусмотренная проектом, но и, например, используемые при строительстве во внутренних конструкциях газобетонные блоки вместо привычных кирпичей. Тем не менее третий этаж здания, как и в проекте 1872 года, остается с более низкими потолками – чердачного типа.
По требованиям XXI века, предусмотрена проектом и парковка. Она будет подземной и рассчитана на 15 – 20 машин. Здесь же разместятся вентшахты, узлы учета тепла и собственная перекачивающая станция с выходом в ливневую канализацию. Заезд и выезд на парковку будет с улицы Профсоюзной.
С этой же стороны к пешеходному пространству вдоль стен «Бегемота», которое планируют организовать при реставрации Нацмузея РТ, предполагают организовать и вторую лестницу. Ее соберут из сборных гранитных ступеней на случай, если придется вскрывать и устранять неполадки с сетями, расположенными ниже, под ней. При необходимости такую лестницу можно будет без существенных финансовых потерь разобрать, а затем собрать обратно.
Кроме того инженеры учли в проекте необходимость защиты от вибрации здания в связи с проходящим рядом метро и гидроизоляцию.
«Мы никак не попадали под уровень ливневки – его здесь невозможно было соблюсти, так что под напором будем качать сами и отводить дальше. Хотим полностью закрыть контур здания и попробовать запустить отопление к ноябрю. Здание будем вводить в черновой отделке, потому что окончательного понимания его функции пока нет», – пояснил представитель застройщика.
Сейчас на объекте работает около 16 человек, максимум задействованы бывают до 35 рабочих. По словам Кирилла Вильдеева, аврала нет, по графику выполняют все, что предусмотрено проектом. Правда, масштабные работы с применением тяжелой спецтехники пришлось приостанавливать на время чемпионата мира по футболу.
После того, как контур здания будет полностью закрыт, начнут монтаж узлов учета воды, тепла, ВРУ (водно-распределительные устройства – прим. Т-и).
Кровля будет фальцевой, окрашенной, как и наружные двери здания, в темно-зеленый цвет. По периметру установят кованые элементы, которые в настоящее время изготавливаются.
Расчетная стоимость работ на момент согласования проекта воссоздания объекта культурного наследия составляла порядка 120 млн рублей.
Проект реконструкции здания, напомним, на основе сохранившегося подлинника 1872 года выполнила известный реставратор Казани, архитектор-реставратор высшей категории, автор проекта театра кукол «Экият» Светлана Мамлеева. Исторические чертежи были в свое время представлены в городскую управу Казани. Тогда объект заявлялся как «Лавки Курманаева», его первый владелец Андрей Алексеевич Курманаев был купцом второй гильдии. Как считают историки, строительство здания началось не сразу, лишь в конце XIX – начале ХХ веков, и велось под личным надзором городского архитектора Бечкодрузина.
Сохраняя исторический облик, Светлана Мамлеева предусмотрела воссоздание постройки из стилизованного под аутентичный красного кирпича, металлических балкончиков по всему периметру здания, двух интерьерных лестниц и вальмовой (имеющей 4 склона – прим. Т-и) крыши.
Периодически Светлана Мамлеева посещает объект, осуществляя авторский надзор, инспектирует ход работ и Министерство культуры Татарстана.
Национальный музей РТ переживал, что здание “Бегемота” оползет, когда мы начнем строительство. Но мы усилили подпорную стенку по периметру всего нашего котлована (метров 200), и теперь они наоборот застрахованы от того, что их здание оползет. Свои монолитные работы начали только после укрепления котлована», – заверил Кирилл Вильдеев.
Благодаря воссозданию лавок Курманаева в этом квартале появится и новый арт-объект, стилизованный под эпоху конца XIX – начала ХХ века. Им станет насосная станция, которая была затронута строителями в ходе работ над историческим объектом при вбивании укрепляющих шпунтов в грунт. Теперь контур этой станции будет отремонтирован, причем с декором в стилистике лавок Курманаева. Пока проект проходит согласование в Водоканале.
«Этот пристрой будет полностью разобран, потому что потерял несущую способность. Полностью его переложим, смонтируем фундамент, конструктив поднимем, облицуем утеплителем и заштукатурим. Снаружи на штукатурке бежевого оттенка появятся архитектурные элементы, рисунки (силуэты люди той эпохи с зонтиками и т.д.), решетки под старину», – заключил начальник производственно-технического отдела компании-застройщика.
Нет комментариев-