Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Хранящий госзапас страны: портовый элеватор Казани ждет новая жизнь по эскизам участников Молодежной архбиеннале?

Хранящий госзапас страны: портовый элеватор Казани ждет новая жизнь по эскизам участников Молодежной архбиеннале?
В Иннополисе стартовала Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале. В этом году конкурсанты должны были переосмыслить промышленные пространства для нового генплана Казани. К таким относится, безусловно, знаковое в портрете города здание элеватора в казанском порту.

«Татар-информ» первым из СМИ побывал на стратегическом со времен Советского Союза предприятии, которое из-за секретности долгие оставалось неизученным даже краеведами и архитекторами.

Инженерная гарантия – 100 лет

Намерение перенести казанский портовый элеватор, правда, сохранив здание и приспособив его под другую функцию, «Татар-информ» подтвердили в пресс-службе исполкома Казани. Объект расположен на территории, для которой еще в 2017 году был принят и утвержден разработанный малайзийско-российским консорциумом мастер-план «Казанский финансовый район».

«Данным мастер-планом предусмотрен вынос промышленных объектов с территории с дальнейшей реновацией промышленных зданий под высокотехнологичные производства с сокращением санитарно-защитных зон, в том числе перенос казанского портового элеватора. В настоящее время никаких конкретных решений не принято. На территорию ведется разработка проекта планировки», – пояснили в исполкоме, отметив, что по новому генплану Казани земля здесь относится к многофункциональной общественно-деловой зоне, что подразумевает размещение как производственных, так и административных и жилых зданий.

 

Однако само предприятие, как рассказал информагентству генеральный директор ОА «Татарстанские зерновые технологии» Сирин Шарапов, имеет еще большой запас прочности. Ведь строилось оно по нормативам и расчетам советского времени. Прослужить, согласно заложенным в нем возможностям, портовый элеватор должен был не меньше 100 лет – к 2019 году с момента строительства первых его секций прошло лишь 55.

Здание портового элеватора Казани не обладает статусом объекта культурного наследия. Хотя по временным регламентам вполне на этот статус может рассчитывать – в перечень памятников архитектуры объект может попасть не раньше чем через 40 лет после строительства. При этом, как с надеждой отметил Шарапов, на всех эскизах преобразования территории, которые довелось ему видеть, здание неизменно присутствовало.

«Не знаю, чем это закончится... Вся эта зона должна быть переселена, хотят, но… Во всех проектах мы видим, что элеватор остался. Может быть, разукрашен, обустроен, но существует», – рассказал собеседник агентства.

Он также вспомнил, что впервые идея о переносе портового элеватора как предприятия зазвучала еще накануне 1000-летия Казани в 2005 году. Тогда планировали делать приемный терминал под Свияжском, даже ставили причальную стенку со стороны Нижних Вязовых и предлагали перенести объект туда. Но так и не состоялось.

 

 

 

Затерявшийся в архивах стратегический секрет

Сведений об объекте послевоенной промышленности в Казани оказалось совсем немного. Национальный архив РТ, Национальный музей РТ и авторитетные архитекторы и краеведы, к которым мы обратились, не смогли ничего сообщить о нем. Лишь по косвенным упоминаниям в источниках удалось кое-что прояснить.

Строительство первого корпуса элеватора (секции-колонны, прилегающие к прямоугольной башне) началось в 1956 году (в тот же год в Поволжье, к слову, разлилось Куйбышевское водохранилище). Лишь в июне 1964 года объект, рассчитанный на 50 тыс. тонн зерна, ввели в эксплуатацию. Уникальную фотографию элеватора вскоре после завершения начального этапа строительства можно увидеть в одной из книг 1966 года, хранящейся в фондах Национальной библиотеки РТ. При этом о самом элеваторе в издании – ни слова.

 

В марте 1976 года к элеватору была пристроена вторая секция цилиндров вместимостью 30 тыс. тонн. Именно в этих «банках», которые профессионалы называют силосами или силосными корпусами, хранится зерно.

В декабре 1978 года строительство элеватора в том виде, как мы его привыкли наблюдать, было завершено – к нему пристроили третью секцию силосов, тоже на 30 тыс. тонн зерна.

 

Итого казанский портовый элеватор имеет сейчас три силосных корпуса для хранения зерна на 110 тыс. тонн и функциональный инженерный запас работы предприятия еще на 45 лет.

Удалось также выяснить, что проектирование объекта вели Промзернопроект и Гипронисельхоз. Обе организации, глобально говоря, прекратили свое существование, в лучшем случае имея региональных преемников. К проекту портового элеватора Казани, который представляет из себя, как игровой конструктор, сборную модификацию типового проекта, реализованного во многих городах СССР после войны, скорее всего, имели отношение П.П. Бруно, Б.Я. Писак, А.Я. Ковалев и Б.В. Эпштейн.

 

Алексей Ковалевпроектировал в Советском Союзе и многие другие промышленные объекты стратегического значения: например, в составе большого коллектива архитекторов и инженеров – Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. В 1953 году стал лауреатом Сталинской премии 3-й степени, а в 1980-м, обладая огромным опытом, издал книгу «Промышленная архитектура Советской России».

Борис Эпштейн еще в 1945 году был поощрен Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями заготовок СССР и работников центрального государственного аппарата».

 

Хлеб наш насущный

Казанский портовый элеватор в советское время хранил не только ежегодный урожай зерна и других сельскохозяйственных культур, но и госрезерв всей страны. Отсюда шла и отгрузка на большие морские суда. Последний раз хранилищем госрезерва хлеба всего государства элеватор был лет пять назад – здесь тогда находилось 15 тыс. тонн зерна.

Сейчас нормативов, регламентирующих наполнение силосов элеватора, нет. В прошлом году, как говорят профессионалы, на воду с элеватора отгрузили 102 тыс. тонн. В то время когда корреспонденты «Татар-информ» осматривали долгие годы остававшийся недоступным объект, шла отгрузка ячменя на судно, следующее в Иран.

С конца июля по начало ноября мы заготавливаем зерно – принимаем влажное с полей и с линейных элеваторов. Потом готовим партии, сепарируем ноябрь-декабрь и формируем партии, отгружаем до апреля включительно. Потом параллельно с отгрузкой, подработкой (так называется процесс обработки сырья. – Ред.) с апреля начинаем готовить элеватор к заготовке: все технологические линии проходим, вхолостую запускаем, подшипники, ролики где-то поменяем, где-то смазываем… Обеззараживаем, чистим силосы, для этого в начале июля, в этом году во второй декаде июля, остановили элеватор на неделю. Проводим так называемое газирование, обработку против насекомых: для этого в силосы кладут фосфин в таблетках на неделю, выделяется газ. На второй неделе необходимо проветривание. И вместе с тем проводим уборку территории», – разъяснил Шарапов.

За исключением этих двух недель в году на дезинсекцию элеватор работает круглосуточно. В каждой из трех смен трудятся семь человек.

Приезжающие с зерном машины ссыпают его через решетчатый пол приемника в подземный бункер, откуда по двум горизонтальным транспортерным линиям оно поступает в здание. Существуют также и вертикальные транспортеры – нории, они находятся в высоком прямоугольном корпусе элеватора и ковшами поднимают сырье наверх.

«На седьмом этаже (если сравнить, это на самом деле высота 14-этажного дома) обратный ход – транспортер из ковшей высыпает, сбрасывает зерно в накопительный бункер, оттуда оно идет на весы и в распределительный круг. С него может направляться на хранение, в вагон и т.д. Если нужно направить на судно, у нас есть предварительный бункер, где мы сначала накапливаем зерно», – детально описал процесс собеседник.

Вся работа механизирована: у пульта управления находятся сменный мастер и оператор. На стене кабинета панель со множеством пронумерованных хранилищ. Портовый элеватор Казани – это 293 «баночки» под сыпучее сырье: 168 колонн-силосов и расположенных между четырьмя такими колоннами 125 хранилищ-«звездочек».В каждую такую «банку» помещается 600 тонн зерна.

За качеством поступающего сырья следит производственно-техническая лаборатория. Здесь отбирают пробы для анализа партии, определяют, например, влажность, содержание протеинов и жиров, наличие зараженности и др. По итогу выдают рекомендации: направить на площадку сырого зерна, в силосный контейнер с таким-то номером для дальнейшего разделения по сортам, обработки и т.д.

Кстати, принимает элеватор не только пшеницу и рожь, но и ячмень, овес, гречку, кукурузу, семена подсолнечника и даже просо, если делает перевалку для спиртзавода. А вот гороха и риса здесь не бывает.

Производство снабжено аспирационной системой. Она подает воздух для очистки зерен – сдувает с них пыль и снимает шелуху. Через накопительные циклоны сырье поступает в бункера, затем по трубам его грузят в вагоны, машины, на транспортер. Смесь пыли и шелухи в дальнейшем используют для удобрения полей.

«В свое время в конструкции элеватора была топка сушилки. В советское время разрешалось иметь встроенные сушилки. Реконструкции, как водится, случаются после серьезных аварий – в какой-то момент по всей стране запретили использовать такие внутренние сушилки. Сейчас мы в том помещении на три этажа сырье охлаждаем, проветриваем. Сушилка теперь снаружи», – уточнил Шарапов.

На территории также находятся будка охраны, склад готовой продукции и амбар. Впрочем, они в современных реалиях остаются незадействованными.

Ежегодно помимо санитарной обработки силосов предприятие проводит траление дна у причальной стены и у фарватера – тут замеряют глубину, ищут скопившийся осадок и предметы на дне, которые могли бы повредить баржи. Место погрузки на суда и причал густо усыпаны зерновой пылью, похожей на золотую.

Сооружения наподобие казанского портового элеватора, припомнил Сирин Шарапов, есть в селе Бурундуки на границе Татарстана и Ульяновской области и, например, в Пензе.

Интересно, что до войны 1941 – 1945 годов были распространены, что кажется невероятным, деревянные элеваторы. После тяжелых лет, когда такие конструкции молниеносно разрушались и выгорали во время бомбежек, руководством страны была поставлена задача разработать проекты железобетонных элеваторов. К таким относится и казанский портовый. Современные элеваторы собираются с более легкими и мобильными металлическими хранилищами-силосами, однако их качество, заверил собеседник «Татар-информ», намного хуже образцов советской промышленности.

Наши с железобетонными силосами более пригодны для хранения зерна, более продуманны. Во-первых, тепло не сразу пробивает бетон, а в металлических стены тонкие (3 мм самые толстые) – там быстро образуется конденсат. Когда в силосы закладывают зерно, оно дышит и где-то месяц еще дозревает. Если на улице перепад температуры, в крышке «банки» сверху накапливается иней и влага. Тогда образуется корка по бокам и сверху. Если ты этот момент проглядел, зерно начинает прорастать – теряешь некоторое количества зерна. В железобетонных элеваторах такого нет – они и рассчитаны на 100 лет, а металлические, по литературе, лет на 15 лет, в последних инструкциях пишут, что на 25», – рассказал генеральный директор предприятия-собственника.

Провести реконструкцию аспирационных систем, благоустроить территорию, покрасить силосные корпуса, возможно, даже разрисовать их граффити, чтобы приятно было со стороны посмотреть (а элеватор – хорошо видимый при подъезде к Казани с Волги объект) и туристам с гордостью показать не мешало бы, признался Шарапов.

«Но мы хотим оставить элеватор, чтобы он продолжал существовать как предприятие», – подчеркнул он.

Идеи преобразования портового производства и его территории, разработанные конкурсантами Второй Российской молодежной архитектурной биеннале, будут представлены Президенту РТ на проходящей в Казани биеннале.

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям