Штрафы за парковку на зеленой зоне: как обзавестись постоянным местом для авто за 20 тысяч рублей

Где теперь нельзя парковаться в Татарстане, кто будет выписывать штрафы и можно ли их оспорить, узнал «Татар-информ».

Штрафовать за парковку на зеленой зоне будут жителей Татарстана. Размер административного взыскания внушительный — 2–3,5 тыс. рублей. Наказывать рублем автомобилистов за парковку на траве, детских, спортивных, хозяйственных площадках на придомовой территории будут муниципалитеты. Такие поправки в республиканское законодательство внес Президент РТ Рустам Минниханов.

Где парковать автомобиль?

«Подписаны поправки в Административный кодекс. Теперь за парковку на зеленых зонах будут штрафовать. Люди будут задавать вопрос – как быть, где ставить машины? В городе уже есть положительный пример. У многих многоквартирных домов есть придомовая территория, которая неприглядна, никак не используется и выглядит как пустырь. Собственники домов на общем собрании могут принять решение по благоустройству территории, сделать там правильно оформленную парковку. Тогда не будет возникать вопрос, где парковать автомобиль. Ведь теперь за парковку на зеленой зоне будут штрафы», – рассказал на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» директор ООО УК ЖКХ Московского района Олег Калимов.

Вопрос придомовых парковок остро стоит в крупных городах республики. Свободного места возле многоквартирных домов мало, возле некоторых старых построек его вообще нет, а машин становится больше с каждым годом. Во многих домах есть семьи, владеющие сразу тремя автомобилями. Больной вопрос удалось успешно решить жителям дома № 74 по проспекту Ямашева в Казани.

Как решили проблему жители дома № 74

«В 2017 году мы провели огромную работу по благоустройству. Сами жители для себя решили, что нет в таком красивом дворе места для машин. Люди за своим домом нашли место для 34 автомобилей. За свой счет сделали автопарковку. Теперь у каждого есть асфальтированное место, в любое время человек может приехать и оставить машину. В этом вопросе нам здорово помогла администрация», – рассказал генеральный директор ООО УК «Уютный дом» Марат Нуриев.

Парковка находится на придомовой территории, отмежеванной на границах с жилым домом. Согласно Жилищному кодексу, собственники сами вольны принимать решение, как дальше с ней быть. Люди решили благоустроить территорию во дворе под детские и спортивные площадки, хозяйственное ведение и места отдыха. А землю за домом обустроили под парковочные места.

По 20 тысяч рублей с хозяина

«Люди посчитали, сколько средств необходимо, чтобы площадку заасфальтировать, установить поребрики. Общая сумма расходов была разделена на количество машин. Получилось по 20 тысяч рублей с хозяина машино-места. Жильцы собрали деньги, нашли подрядную организацию, которая положила асфальт и установила поребрики. Потом жильцы сами поставили столбики и цепи. Свое персональное место автовладельцы чистят от снега и грязи. Аренду не платят, но и продать место на парковке собственники не могут», – пояснил Нуриев.

Эксперт предложил другой путь решения проблемы с парковками. В Казани есть такие дворы, где можно сделать платные автостоянки, предоставлять жителям в аренду места, а вырученные деньги направить на благоустройство придомовой территории. Таким образом, решается сразу два вопроса: люди получат парковку и состояние их дворов улучшится. Однако некоторые автовладельцы не желают нести лишние траты и нашли другой, незаконный выход из положения. Они самовольно вбили колышки в землю и повесили на них цепь с замком, закрыв таким образом участок под окном для соседских машин.

Незаконные захватчики земель

«Люди занимаются самодеятельностью, устанавливают какие-то цепи. Это неправильно. Кто они такие, чтобы парковать здесь свои автомобили? Такие споры между жильцами решаются в судебном порядке. Каждый вправе парковать свою машину там, где успел. Не успел – ничего страшного. Если я приезжаю поздно, то паркуюсь в другом дворе», – рассказал исполнительный директор Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ Дмитрий Романов.

Гендиректор ООО УК «Уютный дом» подтвердил, что таких фактов предостаточно. В таком случае соседи автовладельцев должны обратиться с заявлением в администрацию района. Дело в том, что управляющие компании не обладают полномочиями, чтобы наказать своевольного захватчика земли. В городе работает административно-техническая инспекция, она имеет право составлять протоколы за парковку на зеленой зоне и поручает УК или подрядным организациям ликвидировать самовольные конструкции.

Где нельзя парковать автомобили

Мнения

Пресс-секретарь Минсвязи РТ Анна Яковлева:

– В случае выявления нарушений, например в части парковки автотранспортного средства в не положенном для этого месте, что мешает проходу, проезду или даже свободному перемещению детей во дворе жилого дома, жители республики могут отправить соответствующее уведомление в ГИБДД или административно-техническую инспекцию через мобильное приложение «Народный инспектор». Сегодня в нем более 18 различных категорий, в том числе 5 касаются незаконной парковки – на тротуаре, зеленой зоне, местах для инвалидов, далее первого ряда от края проезжей части и под запрещающим знаком. С начала года в эти категории поступило более 8800 уведомлений пользователей, что составляет 80 процентов от общего числа обращений. Все поступающие на рассмотрение в ГИБДД или административно-техническую инспекцию через мобильное приложение «Народный инспектор» уведомления рассматриваются в установленном порядке и могут послужить основанием для возбуждения административного производства.

Региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин:

– В начале прошлого года Верховный суд РТ принял решение о незаконности порядка взимания штрафов за парковку на зеленой зоне. Выписанные ранее штрафы, до момента вступления решения суда в силу, не были отменены. Закон обратной силы не имеет. Тогда в ФАР по РТ обратилась автомобилистка. Чтобы отменить что-то, нужно работать с конкретным человеком. Все это началось вообще не с Татарстана, были города, где фиксировались аналогичные обращения в Верховный суд России. Решением Верховного суда РФ суда было принято, что автомобилистов должны наказывать только по федеральным законам. Основываясь на этом решении, мы обратились в Верховный суд РТ. Тогда мы установили и устранили несоответствие. В итоге для женщины штраф был отменен.

Сейчас подписали новый закон. Чтобы его оспорить или обжаловать конкретный штраф, нужен конкретный человек, который пойдет в суд. И этот человек должен понимать, что суд длится долго. Парковочных мест больше от этого не станет. В целом ФАР выступает против парковки на площадках, газонах и тротуарах. Мы за то, чтобы было четко прописано – что такое зеленая зона, какие у нее границы, что такое хозяйственная территория. Во многих дворах эти зеленые зоны никак не обозначены и ничем не ограждены. Возникает такая ситуация: водителя вынуждают туда заезжать, потому что нет препятствий, а потом вылавливают. Проще ее просто оградить, тогда не будет нарушений и штрафов.