Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Москва в помощь: столичные эксперты помогли наделить статусом памятника дом, через суд расселяемый Пороховым заводом Казани

Москва в помощь: столичные эксперты помогли наделить статусом памятника дом, через суд расселяемый Пороховым заводом Казани
Кировский суд Казани рассматривает иск Порохового завода о принудительном выселении семьи Грязновых из дома на 1 Мая, 16. Как выяснилось, это самый старый деревянный дом района, чудом уцелевший образец некогда типовой исторической застройки предприятия. «Татар-информ» публикует репортаж из зала суда, где решается его участь и судьба семьи, годами оберегавшей старинную постройку.

Суд да дело

В отселении последних жильцов Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) сразу увидело угрозу сноса или уничтожения иным способом старинной постройки . Первое слушание прошло 23 августа, и уже тогда у старейшего дома Кировского района Казани появился шанс на новую жизнь. Помощник Президента РТ Олеся Балтусова по его итогам сообщила на своей странице в соцсети, что совместно с представителями завода и экспертами будет обсуждаться вопрос ремонта и проекта нового приспособления исторической постройки, а также переселения семьи Грязновых.

Ко второму слушанию защитникам деревянной постройки 1807 года удалось обезопасить дом от уничтожения особым охранным статусом. Теперь одноэтажный деревянный дом по адресу улица 1 Мая, 16 в списке выявленных объектов культурного наследия, то есть находится под охраной государства и должен быть сохранен независимо от иных обстоятельств.

Комитетом РТ по охране памятников принято решение о включении данного объекта в списки выявленного объекта культурного наследия. В прошлый раз мы предоставляли суду по этому дому приказ только обладающего признаками объекта культурного наследия объекта. Принято новое решение, которое имеет значение для суда. На днях появится приказ об этом», – объявил Андрей Железнов, юрист ТРО ВООПИиК, которое выступает стороной по делу.

Представитель истца, Порохового завода Казани, который инициировал принудительное переселение семьи Грязновых, пояснила суду, что на данный момент единственное опасение ответчиков связано с приватизацией предоставляемого взамен жилого помещения. Росимущество, которое также выступает стороной по делу, но на заседание суда представителя не направило, настаивает на подтверждении права приватизации Грязновыми через суд уже после получения нового жилья.

«Юридически нужно подумать, могут ли ответчики встречно заявить иск о приватизации квартиры на улице 25 лет Октября. Квартира предоставляется отвечающая всем санитарным требованиям, не ветхое, не аварийное жилье, не комната в общежитии», – подчеркнула она.

Заранее неизвестно, обратил внимание суда Андрей Железнов, какое решение при этом будет вынесено: разрешат приватизацию или нет. Таким образом, если решением суда семья Грязновых будет выселена из старинного дома, где проживает сейчас, в новый дом, нет гарантий, что вместе с ними «переедет» их 100-процентное право на приватизацию.

«В добровольном порядке Росимущество не дает приватизировать эту квартиру. Получается, что если ответчик на что-то соглашается, он фактически отдает, а забрать потом в качестве приватизации будет под вопросом. Это обоснованные опасения лишиться права по приватизации квартиры», – акцентировал юрист ТРО ВОООПИиК.

Говорит Москва

Комментируя развитие судебного разбирательства корреспонденту «Татар-информ» Андрей Железнов отметил, что «по крайней мере, мы точно теперь знаем, что нельзя будет снести это здание, обязаны будут восстановить его».

«У нас были опасения, что его могут поджечь и прочее… Теперь (в статусе выявленного объекта культурного наследия) это уже будет уголовная ответственность. Нас как ТРО ВООПИиК такой статус устраивает», – подчеркнул Железнов, предположив, что на следующем этапе категория дома будет определена как памятник регионального значения.

Охраняемый государством статус объекта культурного наследия, к слову, дому удалось присвоить благодаря независимым московским экспертам. Вопрос выносился на коллегиальное обсуждение членов научно-методического совета по культурному наследию при Комитете РТ по охране объектов культурного наследия. Мнения экспертов из Татарстана разделились на равное количество голосов «за» и «против». Спасительный перевес, который наделил дом статусом памятника, обеспечили голоса члена федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ Ирины Крымовой и эксперта Ольги Рыжко.

Хозяин расселяемого дома Валерий Грязнов, сын директора Порохового завода Казани в 1955–1967 годов, помимо исторической исключительности своего дома, уверен и в том, что аварийным он был признан голословно и под одну гребенку из-за программы расселения ветхого жилья.

«Ссылаются на решение 93-го года, когда по нашей улице с подобными домами был чес. Наш дом здоров только благодаря моему упрямству, иначе его давно бы не было», – сказал он в беседе с корреспондентом «Татар-информ».

Многолетняя оборона

Предложение купить для семьи Грязновых другую квартиру, чтобы окончательно расселить дом на 1 Мая, 16, пришло Валерию по почте в марте 2017 года. Оно было подписано предыдущим директором предприятия Гиниятовым. Пороховой завод выделил на это 3,5 млн рублей. Уже через три дня Грязнов нашел подходящее жилье поблизости, в многоквартирном доме на улице 25 лет Октября. Это был уже третий вариант за многие годы, когда семью, в том числе в судебном порядке (2005 и 2008 год), пытались выселить из старинного дома.

Вскоре Грязновых стали активно склонять к переезду, то вручая ключи от квартиры, но не предоставляя ордера, то изо дня в день выражая готовность предоставить машину для погрузки вещей, рассказывают они. Все это наводит семью на подозрения, которые вскоре оправдываются.

«Договор социального найма у меня третьей разновидности. Есть договоры коммерческие, а есть соцнайма. Третья разновидность заключается в отношении только тех объектов, которые входят в резерв муниципального жилищного фонда. С давних советских времен, когда квартиры выдавали, я здесь живу по такому договору. Как объяснил юрист, квартира на замен должна выдаваться только из этого фонда. То, что сейчас предлагают мне, выкуплено заводом – его собственность», – разъяснил Валерий Грязнов.

Собеседник агентства также рассказал про случай, когда несколько людей во дворе, не скрываясь, разливали бензин по канистрам и на вопросы о происходящем отвечали, что собираются его хранить в доме, поскольку он нужен для их газонокосилки. После того, как Грязнов запечатлел их на фото, разъехались.


Вырванные из когтей времени

«С ветхостью это все полная липа! У нас пристроена веранда к дому лет 40 назад, вот она разваливается, а сам дом еще крепкий. И уникально, что это самый старый дом в Кировском районе, который при этом еще ни разу не перебирали по бревнам. В Москве, например, я выяснил, самый старый деревянный дом 1804 года – на три года всего старше, чем наш. Это образец допожарной Москвы! Но он не жилой давно и много раз уже реставрировался, появились со временем ампирные накладки… Или Фарерские острова (Дания – прим. Ред), здесь находится самый старый деревянный дом на планете. Ему девять веков! Это музей и жилой дом, там с 1550 года живет 17-е поколение семьи Патурссонов», – воодушевленно рассказал Валерий Грязнов, подчеркивая уникальность своего деревянного дома.

Для гарантий честного переселения семьи обе стороны просили суд отложить рассмотрение дела для изучения судебной практики приватизации жилья, когда отказано в добровольной процедуре. Новое слушание назначено на 27 сентября.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев