Татьяна Прокофьева: «Нужно очень много работать, чтобы превратить Портовую в новый городской центр»

Полгода назад мэр Казани Ильсур Метшин объявил, что в Казани появится Институт развития города. Одним из кураторов проекта стала бывший главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.

В интервью Sntat она рассказала, чем будет заниматься новый институт, как будет развиваться Портовая и как будет вестись строительство в центре Казани.

 «Даже у самых непохожих городов одинаковые проблемы»

- 11 февраля Ильсур Раисович (Метшин – мэр Казани) на встрече со студентами сказал, что в городе появится Институт развития города. Прошло более 4 месяцев. И мы хотели понять, какие задачи, функции у этого Института. Что это есть и что это будет?

- Идея, что любому крупному городу нужен проектный институт, заточенный на решение стратегических градостроительных задач, сама по себе не новая.

 Если не разработана соответствующая градостроительная документация, или она уже устарела, любому руководителю очень сложно принять правильное решение, связанное с городским развитием. В таких случаях решения принимаются интуитивно, основываясь на профессиональном и жизненном опыте, и да, действительно, в таких случаях мы не гарантированы от ошибок.

Поэтому очень нужно иметь возможность опираться на специалистов, способных решать не только тактические задачи, но и анализировать динамику развития города, предвосхищать будущие потребности.

Тем более для Казани, где постоянно происходят новые крупные события, где растет население, где каждый год строятся школы, детские сады, жилые комплексы и появляются новые коммерческие объекты, где формируются и благоустраиваются новые парки и растут ожидания горожан, просто жизненно необходимо иметь проектный институт, вооруженный новейшими технологиями, основная задача которого прогнозирование и планирование, а также разработка градостроительной документации всех уровней, как платформа для принятия решений.

- Мозговой центр?

- Да. Мозговой центр, который должен также изучать и перенимать опыт градостроительного планирования в России и мире, - ведь даже у самых далеких и непохожих городов имеются одинаковые проблемы и опыт их решения.

- И болезни те же самые.

- Города даже проходят одинаковые этапы развития. Как правило, многие проблемы предсказуемы, но если ими специально не заниматься, а просто пытаться лечить последствия, это всегда тяжело и дорого.

«Мы находимся на этапе организации института»

Поэтому к идее создания городского градостроительного Института мы постоянно возвращались. Когда я была главным архитектором города, я особенно чувствовала, что мне не хватает аналитиков и проектировщиков, которые могут предложить, проработать, проанализировать различные варианты решений, так как у УАИГ (управление архитектуры и градостроительства – прим. ред.) нет исследовательских и проектных функций.

-У них, наверное, техническая работа?

- Нет, не так. Она не техническая, она больше является направленной на выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения.

А ведь это очень важно видеть полную картину развития, чтобы избежать негативных последствий, например, точечной застройки.

Чаще всего, для обоснования застройки, градостроительную документацию на отдельные территории готовят сами инвесторы. Но в таких случаях редко удаётся добиться качественной документации, поэтому очевидно, что наиболее важными, крупными проектами должен заниматься сам город.

- Правый берег Казанки имеете ввиду?

- Нет, я говорю про все крупные территории, включая текущий проект развития улицы Портовой.

- Это проект, который вы сейчас курируете?

- Да. Также в настоящее время совместно с Олесей Александровной Балтусовой (помощник президента РТ – прим ред.) и разработчиками Концепции устойчивого развития исторического поселения Казани, ведется работа по внедрению положений Концепции. В соответствии с поручением Президента РТ уже создана рабочая группа, координирующая этот процесс.

Когда мы начали анализировать поставленные задачи и планы комплексного подхода к другим территориям города, мы с Ильсияр Мисхатовной Тухватуллиной (главный архитектор Казани – прим. ред.) поняли, что все сошлось и что без полноценного проектного института нам далеко не уехать.

Тогда мы и вышли с предложением создать Институт развития города, который будет заниматься стратегическим планированием, крупными городскими градостроительными проектами, будет принимать участие в развитии Казанской агломерации, будет местом, где смогут найти себя талантливые молодые архитекторы и градостроители. К счастью, мэр города, Ильсур Раисович Метшин и Президент Республики Рустам Нургалиевич Минниханов нас поддержали и сейчас мы находимся на этапе организации института.

О том, как изменится Портовая

- Материальную базу мы увидели – это две комнаты. А команда кто?

- Сейчас мы в начале пути, но уже очевидно, что найти хороших специалистов в области Градостроительства очень сложно. Их мы находим буквально поштучно, и самое главное, будем искать талантливых студентов КГАСУ и растить свои собственные кадры.

- Это будет ГБУ (государственное бюджетное образование) – юридический статус?

- Это будет МБУ (муниципальное государственное учреждение – прим. ред.). Это позволит нам работать как с бюджетными, так и коммерческими проектами.

Сейчас мы формируем документацию, необходимую для создания Института, готовим планы работы по различным направлениям.

И, несмотря на то, что нас пока очень мало, мы очень плотно занимаемся вопросами, связанными с подготовкой проектной документации по улице Портовой. На эту территории разработана концепция развития, которую анонсировала главный архитектор. Но для реализации концепции необходимо решение многих вопросов, связанных с санитарными зонами существующих предприятий, берегоукреплением и дамбой, инженерным обеспечением территории, координацией намерений множества собственников, строительством дорог и набережной и т.д. Нужно очень много работать, чтобы превратить Портовую в новый городской центр, где будет много энергии, высококлассного жилья, торговли, ресторанов.

- Сейчас этап подготовки площадки или юридическая подготовка?

- И то, и другое. Эта территория не будет развиваться как одна площадка. В связи с тем, что на территории имеется очень много собственников и множество ограничений, невозможно единовременно начать строительство на всей территории. Первая площадка первой очереди застройки уже реализуется. Это жилой комплекс «Живи». Еще несколько площадок рядом практически готовы к началу строительства. Остальные находятся в процессе подготовки юридической документации, проектной документации, решения вопросов с землей, перезонирования и т.д. То есть это процесс на много лет.

Полное развитие территории предполагает строительство жилья, а также коммерческих и социальных объектов. Возникнет полноценная территория с развитым обслуживанием, с красивой набережной вдоль акватории Волги.

- Доступ к воде будет у людей?

- Обязательно! Но нужно приготовиться к тому, что реализация займёт время!

- Сколько времени? Чтобы понимать – два года, пять лет?

- Вся территория условно разделена на две очереди. Первая сейчас уже частично реализуется и частично находится в стадии подготовки проектной документации. На эту очередь утверждён, после прохождения публичных обсуждений, проект планировки.

Остальная территория вошла в границы проекта планировки 2-го этапа, материалы которого находятся в разработке. Я надеюсь, что данный проект планировки будет утверждён до конца года.

Вторая очередь будет развиваться в соответствии с требованиями комплексного развития территорий, что было заложено в новом Генеральном плане города.

- Первая очередь по площади большая?

- Нет, это сравнительно небольшой участок, прилегающий к улице Татарстан, где нет серьезных ограничений и поэтому наиболее готовый к освоению.

- Казанцев волнует вопрос с Речпортом. Он всегда закрыт. Там что-то будет меняться или нет?

- Хотя Речной порт не вошел в этот проект, но разработка концепции по этой очень важной территории в наших планах, ведь это наши речные ворота, место, где многие гости впервые знакомятся с нашим городом!

- Но он пойдет вне рамок, вне очереди?

- Это один из первоочередных проектов.

Типовые проекты для исторического центра

- Когда разрабатывали концепцию развития исторического центра, предполагалось, что не нужно будет проходить через согласовательные комиссии. Удастся ли к этому прийти и когда?

- Только отчасти.

- То есть ручное управление останется?

- Сейчас мы, совместно с разработчиками, прорабатываем материалы концепции. Как оказалось, переложить на язык закона видения разработчиков очень непросто. Кроме того, нужно учесть, что механическое соблюдение регламентов не гарантирует качество архитектуры. Концепция дает понимание, что конкретно может быть осуществлено на каждом участке в границах исторического поселения, даёт обоснование и логику, по которой должны проектироваться здания и публичные пространства.

Например, мы можем подсказать, какими должны быть объем здания, его параметры и даже функция, можем дать рекомендации по стилю. Также мы можем пояснить собственнику процесс согласования.

И хотя мы прорабатываем вопрос сокращения сроков согласования эскизных проектов, все проекты в центре будут проходить через градостроительный совет и комиссии.

Исключение составят проекты индивидуальной жилой застройки, находящейся в границах Исторического поселения, подготовленные на основе каталога типовых архитектурных решений для ИЖС (индивидуального жилищного строительства – прим.ред.), который, правда, ещё только предстоит разработать. Эти участки располагаются и в Адмиралтейской слободе, и на Третьей горе, Подлужной и др. Согласование таких проектов, по нашему мнению, будет значительно проще.

Использование утвержденных типовых архитектурных решений ИЖС поможет повысить качество проектов, облегчить жизнь частным застройщикам, поможет снизить нагрузку на согласующиеся органы.

Как развивать Казанскую агломерацию?

- Вы упомянули Адмиралтейку. На нее были большие надежды. Хотели праздновать юбилей Казанского адмиралтейства. Как мы поняли, не срослось. Там сейчас какое будущее предполагается? Есть какие-то подвижки?

- Когда мы мечтали, что произойдет все и сразу, мы, наверное, не были реалистами. Адмиралтейка – район с большой историей и с большим будущим. К сожалению, не так-то просто найти правильного инвестора на такие сложные территории. Правда, в настоящее время активно идёт процесс по разработке проектной документации на нескольких крупных площадках. Например, недавно рассматривался проект жилого комплекса на территории завода «Сантехприбор», есть первые эскизы по территории Вертолетного завода (бывшую территорию Казанского вертолетного завода в Адмиралтейской слободе выкупил «Унистрой» - прим. ред.).

- Есть еще одна проблема, которую часто озвучивает президент - хаотичное развитие Казанской агломерации. Вы, наверное, сами были свидетелями, как он многократно говорил про точечную застройку на выездах из города. Это, так называемые, человейники, городские гетто. Многоэтажное жилье строится рядом с малоэтажным, где нет садиков, школ, где жители ходят, вытаптывают на снегу надписи просят помочь. Этот вопрос уже осмысляется? Какие-то решения есть?

- Хаотичная застройка за пределами Казани - это огромная проблема! Регулирование застройки и принятие совместных решений в области строительства за пределами г.Казани- это одна из основных задач Казанской агломерации! В настоящее время принято решение о создании института, который будет заниматься градостроительными вопросами на территории Республики Татарстан. Это только начало и работы будет очень много! Надеюсь, что и наш новый Институт развития города примет в ней участие.

- Среди урбанистов популярна идея 15- ти минутного города, когда 90% всей инфраструктуры у человека находится в пешей доступности. Эти идеи активно реализуют Мельбурн, Париж. А Казань эти идеи изучает, этот опыт?

- На самом деле это известные теории. При разработке генерального плана города большой упор был сделан на децентрализацию, на баланс жилых территорий и мест приложения труда. Все текущие проекты планировки крупных территорий разрабатываются с учетом комплексного развития.

- Пилот какой-то не рассматриваете?

- Мы говорим, что все большие территории, в том числе по ул. Портовая, должны быть самодостаточными территориями, где есть все – жилье, места приложения труда, школы, рестораны.

- «Салават купере» - тоже проблемная зона.

- Этот район постепенно будет меняться. Сейчас развивается М-7, планируются дороги, строятся школы и детские сады, появляются учреждения обслуживания. Рядом находится прекрасная рекреационная зона парк Лебяжье. Есть, конечно, проблема со связью с центром города, но и она постепенно будет решаться. Такие большие территории требуют большего времени для полноценного развития.

- Сейчас актуальная тема – самокаты, велодорожки, велосипед. В этом направлении есть какие-то идеи?

- Это отдельная тема. В наш Институт вольется отдел транспортного планирования, который занимается этими вопросами. Давайте встретимся с вами немного позже, когда мы сможем подробно поговорить о градостроительной политике города и планах Института по этим вопросам. Кстати, отдел ландшафта, тоже будет включён в новый Институт.

- То есть у вас такая мощная команда потенциально.

- Да. Но мы и ставим перед собой грандиозные задачи о которых многие архитекторы могут только мечтать!