Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

На низком старте: обратный отсчет до реставрации дома купца Михляева в Казани

На низком старте: обратный отсчет до реставрации дома купца Михляева в Казани
Единственный в городе памятник гражданской архитектуры XVII века будет восстановлен с сохранением надстроек нескольких веков. Ориентировочно к 2021 году.

Законсервировать по последнему слову времени

Проект реставрации дома Михляева-Дряблова прошел историко-культурную экспертизу и получил положительное заключение (согласование) на реализацию. В настоящее время готовы полный комплект документов и предварительные сметные расчеты, которые после сверки будут переданы Главному инвестиционно-строительному управлению РТ. Об этом корреспонденту «Татар-информа» рассказала главный архитектор-реставратор проекта Ирина Карпова.

«Думаю, что в следующем году начнется и будет завершена большая часть работ на объекте», – предположила собеседница.

После реставрации в здании разместится детский образовательный центр «Ремесленная мастерская» Музея изобразительных искусств РТ.

Как подчеркнула Ирина Карпова, утвержденный проект отличается от первоначального, ранее приоритетного варианта. Всего архитекторы рассматривали три подхода к восстановлению аварийного дома Михляева-Дряблова. Они отличались конструкцией крыши и парадного входа, а также методикой реставрации.

Первый вариант был максимально приближен к облику здания в XVIII веке. Именно его мы в основном и демонстрировали Президенту Татарстана и СМИ. К сожалению, у нас очень мало или недостаточно информации, какими были кровля и главный вход тогда, как они решались. Второй вариант был направлен на максимальную консервацию существующего облика, со всеми напластованиями различных периодов. Третий вариант был компромиссным – сочетал в себе оба подхода. После долгих, сложных и противоречивых споров, обсуждений эксперты приняли консервативный подход к реставрации здания», – пояснила Ирина Карпова.

Дом, принимавший Петра?

Дом Михляева-Дряблова внесен в список объектов культурного наследия республиканского значения как памятник архитектуры и истории конца XVIII века. Он находится в центре Казани, около Петропавловского собора (современный адрес: ул. Мусы Джалиля, 19) и в ретроспективе тесно связан с ним.

Однако архитекторы выяснили, что в основе привычного «советским» казанцам здания лежат даже более древние палаты – XVII – начала XVIII века. Изначально это была небольшая постройка, причем не из кирпича, а на тот момент еще из каменных блоков. Постепенно дом «поглощал» соседние строения и надстраивался, разросшись до привычных взгляду габаритов.

В начале XVIII века владельцем дома стал купец Иван Афанасьевич Михляев. Среди краеведов есть версия, что здесь крупный промышленник принял в качестве гостя Петра I. Император через Казань шел в Персидский поход и отпраздновал у Михляева свое 50-летие. Позже в честь Петра I купец отстроил рядом в камне изначально деревянный Петропавловский собор.

Во дворе исторического квартала также находилась небольшая, как сказано в краеведческой литературе, придомовая церковь Косьмы и Дамиана. Сейчас от нее остались плохо опознаваемые руины. Архитекторы во время детального обследования здания установили, что, как и древние палаты в основе дома Михляевых, эта церковь существовала еще до того, как дом перешел купцу.

«Церковь Косьмы и Дамиана более древняя, чем объем здания Михляева-Дряблова. В церкви на первом этаже есть большой входной портал, который сейчас упирается в стену. Логично предположить, что когда-то этот портал использовался, когда, возможно, еще не было объема здания Дряблова. Есть сведения, что церковь освящена в 1708 году. Но это не значит, что она была построена в этот же год. А сама по себе дверь не могла изначально идти в стену», – пояснила архитектор-реставратор Анастасия Анцигина.

После смерти Ивана Михляева дом достался его вдове Авдотье, в девичестве Дрябловой. Затем – родственникам семьи по ее линии. С 1774 по 1816 год здание принадлежало городской управе, которая сдавала его внаем. С 1819 года им владеет Казанское городское общество – здесь организованы харчевни. Затем дом поочередно был реорганизован в гостиницу, трактир Курицына, чайную, свечное восковое производство. Последними, уже в советское время, несколько десятилетий здесь размещались столярный цех, подсобные помещения и мастерские училища при швейной фабрике «Адонис».

Около 20 лет здание пустует, ускоренно разрушаясь без хозяина. Между тем еще в 1906 году в своих работах его называл аварийным казанский искусствовед Петр Дульский.  Экстренные противоаварийные объекты были проведены в здании только в 2016 году.

История по кирпичику

В узнаваемых очертаниях дом Михляева-Дряблова существовал уже с конца XVIII века. Наиболее ценные элементы декора фасадов относятся к этому же времени. Но за три с лишним века у здания сменилось больше десяти владельцев, каждый из которых в нем что-то менял. В связи с этим дошедший до нас облик дома существенно искажен, утрачены или скрыты позднейшими пристройками ценные элементы декора.

Сейчас, как установили специалисты, первоначальный уровень земли (так называемое напластование культурного слоя) вокруг здания повышен на 30 – 60 см. Практически сканируя дом по кирпичику, архитекторы обнаружили аутентичные, но позднее заложенные оконные и дверные проемы, «нащупали» парадное («красное») крыльцо.

На первом этаже два помещения со сводами выявлены как наиболее древние. Здесь сохранилась характерная кладка, окна с решетками и пазы для закладного засова. Возможно, изначально таких палат было три. Видимо, они использовались под хозяйственные нужды.

Реставраторы также нашли фрагменты аутентичных печных изразцов. По обнаруженным частям декоративные элементы планируется восстановить и использовать в отделке печей особняка.

Обобщив полученную при исследовании здания информацию, реставраторы составили картограммы кладки разных лет, а затем графическую реконструкцию этапов строительства. Благодаря этому можно видеть, как изменялся его облик с начала XVIII до ХХ века. В «эволюции» дома Михляева-Дряблова условно выделили семь основных периодов.

Подтвердилось, что каменный второй этаж, как и писал еще в 60-е известный исследователь древнерусского искусства Алексей Тиц, появился только при Михляеве. До этого он мог быть, вероятно, деревянным. От характерного для того времени большого каменного крыльца сейчас осталась лишь арка в теле стены, нижние и верхние четыре ступени и следы межлестничной площадки.

В одном из вариантов реставрации архитекторы, изучив множество аналогов такой колоритной конструкции в зданиях других регионов России, предлагали воссоздать такое крыльцо. Но это не было бы полностью достоверным и тем более подлинным – от идеи отказались.

Выяснить, какими исторически были главный вход и форма крыши, как призналась Анастасия Анцигина, было самой сложной задачей. Документальных сведений об этом не сохранилось.

«Благодаря соседству с Петропавловским собором в ходе графических реконструкций был рассмотрен вариант кровли в стиле барокко. Также был рассмотрен вариант использования уровня существующей кровли, которую можно датировать XIX веком», – пояснила архитектор-реставратор.

Сошлись на том, что крыша и входная группа должны гармонично сочетаться с фасадами и сохранить оставшиеся элементы кирпичного декора.

Фронт работ

Реставрация, как предположила Анастасия Анцигина, скорее всего, будет проводиться в несколько этапов. Сначала нужно будет дополнить аварийно укрепленный фундамент частичным инъецированием, провести гидроизоляцию стены, по которой вода проникает в подвал, и сделать новую крышу. Кроме того, восстановить тамбур, поменять сети и запустить отопление.

«У дома Михляева почти нет своей территории, она очень маленькая, дом практически находится на чужой территории – бывшей фабрики “Адонис”. А коммуникации у зданий общие – через одно идут в другое, точка подключения одна. С этим ничего не сделаешь», – констатировала собеседница.

К слову, с этой особенностью застройки квартала связан и крайне актуальный вопрос поиска инвестора для других строений бывшей фабрики. Совместно обновлять общие коммуникации было бы рациональнее по многим аспектам.

Директор Музея ИЗО РТ Розалия Нургалеева, кроме того, давно мечтает о дополнительной точке входа во двор дома Михляева.

Мне бы хотелось, чтобы там были проколы – чтобы не со стороны Петропавловского собора заходить, а с улицы Профсоюзной тоже можно было зайти и выйти. А еще чтобы здесь была брусчатка, площадка, на которой можно было бы общие праздники проводить в этом дворе. Думаем, так и случится, но не раньше 2021 года», – сказала Розалия Нургалеева.

Исследования уникального исторического здания, уверена главный архитектор проекта Ирина Карпова, продолжатся и с началом реставрации. «Михляев», считает она, преподнесет еще множество сюрпризов и загадок, которые не только предстоит осмыслить, но и, возможно, скорректировать по ним ранее принятые решения.

Предварительные сметные затраты на реставрацию памятника архитектуры и истории – Дома Михляева-Дряблова оцениваются в 200 млн рублей.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев