Решение о реставрации дома было озвучено в начале декабря во время традиционной прогулки Президента РТ по историческому центру столицы республики.
Корреспондент «Татар-информ» заглянула в будущее и узнала, во что через несколько лет превратит «эпоха Возрождения» целый квартал, где расположен уникальный объект наследия России.
На проект ремонтно-реставрационных работ одного из старейших каменных зданий Казани на улице Мусы Джалиля, 19, рядом с Петропавловским собором, выделено 3,9 млн рублей. Согласно техническому заданию от Главного инвестиционно-строительного управления РТ, на площади в 1090 квадратных метров в двухэтажном здании с подвальными помещениями необходимо разместить восемь творческих мастерских для проведения мастер-классов, а также выставочные залы.
Пустует здание уже не меньше 20 лет. Еще в 1906 году его в своих работах уже называл аварийным искусствовед Петр Дульский. Об этом рассказала помощник Президента РТ Олеся Балтусова. В один из последних периодов использования здесь хранились документы Института истории. После финансового краха «Татфондбанка» Роберта Мусина (которому в 2015 году Президент РТ поручил сохранение здания и который, надо отдать должное, к концу 2016 все же успел провести консервационные работы) Дому Михляева пришлось подыскивать нового хозяина.
Со временем, по замыслу директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой, дом купца Михляева как отправная точка позволит возродить в Казани целую улицу эпохи Средневековья* с ярмаркой и множеством типичных построек тех времен.
«Предложение по этому зданию мне пришло в середине лета. Я написала концепцию, как я это вижу. Сначала, правда, сомневалась, потому что, когда туда заходишь, конечно, ошарашивает состояние. Но чем дальше ты начинаешь внедряться в эти помещения, понимаешь, как это может быть, изучаешь аналоги. Например, я была в домике Петра в Петербурге после его реставрации: окунаешься в эту петровскую тему, ведь это был уникальный человек, который сам был и столяром, и плотником, и химиком, и алхимиком – все ему было интересно. Возможность участия, внесения предложений была у разных структур – любая организация, которая хотела бы это сделать, могла поучаствовать. Я считаю, чем больше таких желающих, тем лучше: мы единолично не можем объять все в изобразительном искусстве. Тем не менее наше предложение оказалось, наверное, более проработанным», – рассказала в эксклюзивном интервью «Татар-информу» Розалия Нургалеева.
По словам собеседницы, музейщики увидели в здании в первую очередь колоссальный исторический ресурс рубежа XVII–XVIII веков и теперь намерены воссоздать его «именно в этом ключе – чтобы сценарий работы с детьми и со взрослыми переплетался с историей того времени». В настоящее время идет обследование здания.
Там очень интересные одностолбные своды. Если выйти на чердак, можно увидеть старые стропила, посмотреть на панораму. Сейчас убирается более поздняя центральная лестница: в здании была ниша и в этой нише открытая лестница. Ведутся работы по воссозданию: на первом этапе укрепили великолепные своды, воссоздают окна. Тогда брутальная была архитектура: лепниной еще не украшали, там перемежающаяся кирпичная кладка, из которой выполнен рельеф декора помещений. И очень любопытный фасад. Нас интересует этот органичный организм архитектуры именно того времени: чтобы ребенок или взрослый приходил туда и ощущал, что он попал не в XIX век, а он попал, конечно, на рубеж XVII–XVIII веков», – пояснила Розалия Нургалеева.
В концепции детского образовательного центра «Ремесленная мастерская» – познавательные и обучающие программы по купечеству региона, Суконной мануфактуре, времени Петра I, созданию Адмиралтейства и в целом по развитию территории в XVII–XVIII веках как экономического центра.
«В этих мастерских, которые пронизаны историей, мы будем знакомить детей с древними профессиями, которые существовали в те времена и тесно переплетены и с археологией, и с историей, и с мастерами и их технологиями и т. д. Например, широко были распространены печи с изразцами. Мы с детьми будем изучать, как они расписывались, какого размера была эта глиняная дощечка. Они будут сами ее расписывать, затем обжигать. Кроме того, это все должно присутствовать и в интерьере тоже. Или, например, столярное искусство. Сейчас у нас в штате один столяр высшей квалификации, но их и в целом не так много – у нас в Казани два-три. На историческом материале Адмиралтейства в казанском селении Бишбалта будем рассказывать о кораблестроении», – поделилась планами собеседница агентства.
Таким образом, в «Ремесленной мастерской» дети научатся определять возраст дерева по срезу ствола, узнают, какие деревья растут в нашем регионе и для чего используется древесина каждого из них, попробуют своими руками сделать дымковскую или каргопольскую куклу, расписать витраж, изготовить керамику, напечатать «дедовским методом» собственную книгу или даже создать основу под иконопись.
«Это ручной труд – запустив конвейер, этого сделать нельзя. Кладется огромное количество слоев левкаса (грунт на основе мела и жира. – Ред.), который дает возможность жить этому произведению (иконе. – Ред.) не 100 и не 200, а более лет. Так, у нас есть иконы XV–XVI веков, а значит, более четырех веков они уже прожили», – уточнила Розалия Нургалеева.
В то же время подлинные предметы культуры и быта есть в фондах Музея изо РТ, так что в выставочной части образовательного центра дети смогут увидеть их воочию, чтобы затем уже моделировать самим. Интерьеры планируется оснастить визуальным тематическим материалом, в том числе уже и копийными предметами, портретами лиц истории Казанской губернии, вещами, связанными с экономикой, прикладными искусствами, народами, проживавшими в регионе. В каждом помещении, кроме того, планируется установить экран для демонстрации познавательных фильмов по истории.
Однако до того, как все это воплотится в жизнь, предстоит решить несколько сверхсложных задач в проекте реставрации и приспособления Дома Михляева-Дряблова. Как сообщила директор Музея ИЗО РТ, с одной стороны, приспособление здесь будет выполнить проще, чем для Культурно-выставочного центра Русского музея, а с другой – здание в крайне ветхом состоянии¸ поэтому потребуются и иные реставрационные технологии.
Дом Михляева надо не только укреплять, но и реконструировать. К марту месяцу должен быть проект реставрации. Кроме того, работают над проектом приспособления: где разместить щитовые, отопительную систему, систему пожаротушения и т. д., а помещений при этом в здании на самом деле не так много. Кроме того, дело в том, что там комнаты очень маленькие – 40–60 кв. метров, поэтому сложно задать нужные функции. Но, тем не менее, нужны туалеты, в том числе для инвалидов, и иные технологии, без которых по нормам туда не разрешат пускать детей», – констатировала собеседница.
Как сообщила главный архитектор-реставратор проекта Ирина Карпова, уже в конце декабря проект планируется представить на реставрационный совет Министерства культуры РТ для согласования принципиальных решений по планировке и фасадам. В зависимости от результатов перейдут к рабочей стадии.
«Церковь Косьмы и Дамиана (Дом Михляева с севера примыкает к этой небольшой церкви, которая сейчас представляет собой лишь очертания одноэтажной постройки. – Ред.) в проект не входит, деньги выделены на проектирование конкретно Дома Михляева. И то Дом Михляева сейчас отдан в кадастровых границах, а не в исторических. Получилось, что он гораздо больше», – заметила Ирина Карпова.
К слову, прилегающие к Дому Михляева здания квартала, где раньше располагалась швейная фабрика «Адонис», также нуждаются в срочных ремонтно-реставрационных работах. По сведениям Карповой, некоторые объекты фабрики собственник уже выставил на продажу. Вопрос о комплексном решении по этой территории с учетом желаний новых собственников адресовался главе региона. По словам Розалии Нургалеевой, Президент РТ дал задание, чтобы рассмотрели и их перспективу.
«Президенту во время осмотра о ходе проектирования докладывал генпроектировщик, директор ООО ПЦ "Град" Олег Шипилов. На вопросы отвечали и комментировали концепцию я как главный архитектор и научный руководитель проекта и соавторы Анастасия Анцигина, Яна Давыдова, Наиля Фахрутдинова. Мы обговорили согласование концепции приспособления, прокладку необходимых инженерных коммуникаций (на данный момент они как таковые отсутствуют), возможность продолжения и виды первоочередных работ на объекте и стадии реализации проекта, необходимость комплексного подхода в решении территории в целом и вовлечение и возможности сотрудничества всех собственников прилегающих зданий», – прокомментировала работу над проектом и презентацию его главе региона архитектор-реставратор Ирина Карпова.
Помощник Президента РТ Олеся Балтусова подчеркнула, что и остальные здания этого квартала, где некогда располагалась фабрика «Адонис», не менее интересны. Теперь они находятся в активе «Татфондбанка» и сдаются в аренду под художественные мастерские, кафе, бары, склады и т. д. Тем не менее исторически это очень древние – почти как сам Дом Михляева – строения.
Они уходят глубоко в холм, и, чтобы узнать их истинный возраст, нужны исследования. Проектная группа, которая ведет сейчас проектирование по Дому Михляева с приспособлением под детский центр Музея изобразительных искусств РТ, делала шурфы, зондажи и комплексное исследование в целом, включая работу в архиве. У реставраторов есть предположения относительно фабрики. Рустам Минниханов поручил нам включить в проектирование здания фабрики – на прицел, для понимания возможностей здания. Благодаря этому поручению мы сможем понять, что у комплекса зданий ценное и подлежит сохранению, а что не ценно как наслоение более позднего времени и потому подлежит реконструкции», – пояснила Балтусова.
По словам помощника Президента РТ, в частности, очень интересны с исторической точки зрения сводчатые с толстыми колоннами подвалы вдоль улицы Профсоюзной: трогать их однозначно нельзя – они служат контрфорсом для оползающего Кремлевского холма.
«По результатам осмотра 3 декабря Президентом РТ были даны поручения и по поиску якорного инвестора. Продавать этот комплекс можно только под функцию, интересную в центре города: образовательную, культурную или рассчитанную на туристов. Уже интересовались кварталом и представители дизайн-завода «Флакон» (московский креативный кластер, развивающий проекты в области актуальных форм творчества, образования и креативных индустрий. – Ред.), и казанские крупные торговые сети. Но пока никто не решился на сделку», – констатировала Олеся Балтусова.
Огромную работу, которую директор Музея изобразительных искусств сама же называет «большой гипотезой», планируют реализовать за два года. В 2020 году Дом Михляева-Дряблова предстанет возрожденным, а детский образовательный центр «Ремесленная мастерская» сможет принять первых посетителей.
«Интерьеры Дома Михляева нам нужны в первозданном виде, чтобы дети понимали, как люди тогда жили. Какими были своды, как разрастался этот дом: когда-то за стенкой были окна, а потом прирос еще один дом, и эти окна замурованы, но вот их следы и т. д. Это очень интересный, очень нужный и «вкусный» проект. По сути, этот дом и его окружение, включая большую часть здания «Адониса», – средневековая улочка. Это все нужно привести в порядок, так чтобы потом из наших поделок с детьми мы могли бы здесь проводить в виде средневековых ярмарок благотворительные акции и т. д.», – сказала Розалия Нургалеева.
Сквозные проходы со стороны улиц Профсоюзная, Петропавловская (сейчас Мусы Джалиля. – Ред.), Чернышевского, так, чтобы, например, следуя по Кремлевской через Чернышевского пройти к собору Петра и Павла, затем спуститься вниз, поспособствовали бы появлению и развитию в исторической части Казани столь востребованного центра туризма, считает директор ГМИИ РТ.
«XVII–XVIII века у нас в Казани мест осталось просто очень мало – крохи. Я попросила реставраторов на карте отметить дома именно этого периода, они затрудняются. Мы сами позже сделаем такую карту, когда подойдем к этому со своей методикой. Затем будем делать отсылку к таким местам. Сейчас у нас на поверхности Суконная слобода и Адмиралтейская, Дом Михляева, прочно связанный с Суконкой. Вот уже три точки этого временного пласта. Человеку, который пришел к нам, будет интересно сходить и в Адмиралтейство, и Суконную слободу, чтобы узнать, как это выглядело (самой суконной мануфактуры сейчас уже не осталось, но есть Духосошественский храм, выстроенный вдовой купца Михляева после его смерти. – Ред.). Это задача сложная, но и Адмиралтейство у нас будет восстанавливаться, и в Суконке тоже будет нечто, что рассказывало бы о том времени», – обрисовала перспективу образовательного центра Розалия Нургалеева.
К слову, помимо Казанского кремля, безусловно относящегося к средневековым* постройкам, в историческом центре этой эпохе принадлежат также Гостинодворская церковь, она же бывший архив (XVI век); соседний с Домом Михляева и выстроенный купцом в деревянном исполнении Петропавловский собор (1723–1726 гг.); Суконная мануфактура на улице в наше время называемой Петербуржской (XVII век); Адмиралтейская слобода (XVII–XVIII вв.). Условно к концу Средневековья* можно отнести Духосошественский храм (1731–1735 гг.).
(* Автор принимает временную градацию, при которой к Средневековью относится период с середины XI до первой четверти XVIII века. Масштаб и границы территорий и объектов обозначены условно исключительно с целью визуальной ориентации читателя в пространстве).
Кроме того, в двух кварталах, прилегающих справа и слева к квадрату, где находится Дом Михляева, находятся сразу несколько исторических объектов более позднего периода, однако также нуждающихся в реставрации или уже реставрируемых. Это кинотеатр «Спутник», они же лавки Курманаева (1872 год), Гостиница дворянского собрания (1766) и весь квартал № 69.
Ожидает второго этапа реставрации и Национальный музей РТ (начало XIX века).
Возрождение подобных объектов на карте Казани, по словам директора ГМИИ РТ, позволит обрисовать временную сеть XVII–XVIII веков не только по столице Татарстана, но и продолжить ее по городам республики, сформировав в отдельный туристический маршрут.
«В России такие объекты есть в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, три точки появляются в Казани. Нужно выявлять дальше: вот такие были фабрики, маленькие заводики, купечество того времени. Одни мы это сделать не сможем, но мы хотим вдохновить кого-то еще и на нашем примере сделать такой проект», – призналась собеседница.
Нет комментариев-