Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Печальная статистика выжигания объектов культурного наследия Казани: за полгода от огня пострадали 3 памятника

Печальная статистика выжигания объектов культурного наследия Казани: за полгода от огня пострадали 3 памятника
В ночь с 6 на 7 ноября в историческом центре Казани произошел пожар, в результате которого пострадали 30 кв. м пустующего дома на Кави Наджми, 10. Он находился в перечне объектов культурного наследия республиканского значения как гостиница «Гранд-отель» – Дом Свешникова. В текущем году это уже третий инцидент, когда в пламени пожаров оказываются памятники наследия.

По предварительной оценке пожарных, причиной возгорания на Кави Наджми, 10 стало неосторожное обращение с огнем. Однако, несмотря на это и то, что сигнал о пожаре поступил в часть в час ночи, прибывшие на место пожарные ПСЧ №2, медики, аварийные бригады жизнеобеспечения, полицейские и дознаватель ОНД на месте никого не застали. Из помещений валил густой дым, на втором этаже виднелись языки пламени, угрожая распространением на кровлю и обрушением перекрытий.

Огонь в здании в самом сердце города, расположенном напротив Издательства на Баумана, был ликвидирован за 9 минут после прибытия пожарной бригады, однако перекрытия и перегородки здания успели сгореть.

«На место пожара в тот же день выезжал наш специалист. Сейчас там ведется комплексная проверка. Но надо сказать, что пострадал на самом деле не сам памятник, а пристрой к нему, который не является памятником. Однако мы должны определить, как повлиял пожар на состояние объекта культурного наследия. Там очень много владельцев отдельных помещений, это физические лица. Мы должны установить, кому именно принадлежат те помещения, в которых был пожар и дальше установить степень ответственности каждого из владельцев», – прокомментировала «Татар-информ» заместитель министру культуры РТ Светлана Персова.

Напомним, первые два «наследных погорельца» этого года пожаром оказались охвачены поочередно в один день 12 апреля. Тогда в двенадцатом часу дня сотрудники пожарных бригад ГУ МЧС России по РТ тушили  выселенный памятник культурного наследия регионального значения на Тукая, 113, более известный как Механико-технологический техникум пищевой промышленности, а исторически памятный как дом фабрично-торгового товарищества «Братья Крестовниковы». Затем около трех часов дня вспыхнул деревянный дом на Марджани, 44 – также объект культурного наследия регионального значения, известный как «Дом Багаутдиновой (Марджани)-Апанаевой, 1873 г.» архитектора П. И. Романова. 

В тот же день Министерство культуры РТ сообщило, что готовит обращение в прокуратуру республики с просьбой проконтролировать процесс возбуждения уголовных дел по фактам причинения вреда объектам культурного наследия. Помощник Президента РТ Олеся Балтусова назвала апрельские пожары проявлением «подсечно-огневого градостроительства»

«Во многих российских городах сегодня с ужасом говорят о подсечно-огневом градостроительстве. Мы никогда не думали, что это может коснуться нас в Казани. Я в шоке от происходящего», – прокомментировала «Татар-информ» Олеся Балтусова.

На следующий день после пожаров на Тукая, 113 и Марджани, 44 на заседании Территориального регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры член Общественной палаты РТ, старший преподаватель кафедры градостроительства КГАСУ и аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Минкульта России Фарида Забирова выступила с эмоциональной критикой происходящего в третьей столице РТ.

«Безнаказанно уже по две штуки жгут в день! Я предлагаю от имени ТРО ВООПИиК составить обращение в правоохранительные органы. За последние годы у нас уже 33 уголовных дела были возбуждены по поджогам и разным нарушениям. Меня несколько раз приглашали как эксперта, я давала заключение, но ни одно дело не было до конца доведено, никто не был наказан, потому что все сваливалось на неустановленных лиц. Два поджога за день – это уже чересчур. В понедельник еще Вселенский храм горел... Страстную неделю нам устроили», – констатировала архитектор, подчеркнув, что оба здания долго пустовали, «а когда дома оставляют пустыми… значит – это дома на уничтожение».

Главный архитектор проектов центра разработок генерального плана Казани Сергей Саначин предложил тогда от имени ВООПИиК направить заявление в суд.

Однако, как стало известно «Татар-информ», спустя почти 7 месяцев с апрельской «страстной недели», обращения по инцидентам в «Доме братьев Крестовниковых» и «Доме Багаутдиновой (Марджани)-Апанаевой» в суд не поступили.

Фарида Забирова в категоричной форме отказалась комментировать факт нового возгорания и результаты действий по весенним «погорельцам», однако из смежных с обществом источников «Татар-информ» удалось выяснить, что заместитель председателя ТРО ВООПИиК все-таки намерена в скором времени подать иск в суд (возможно, в том числе в связи с новым фактом пожара – прим. Т-и).

Как пояснила после весенних пожаров заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, здание Механико-технологического техникума на Тукая, 113 находится в республиканской собственности и на балансе учебного заведения, несмотря на то, что оно из здания уже выехало.

В настоящее время объявлен аукцион на аренду этого здания, и определенный арендатор будет затем нести и все бремя содержания и работ по его сохранению. Но здание не должно ни на один день оставаться без хозяина, поэтому с баланса техникума его снимут только после аукциона. Второй объект (Марджани, 44 – прим. Т-и) находится в муниципальной собственности, и насколько я знаю, муниципалитет также ищет нового хозяина этому дому. На сегодня оба объекта законсервированы», – пояснила заместитель министра культуры РТ.

Аукционы, по словам помощника Президента РТ Олеси Балтусовой, действительно являются более рациональной и эффективной мерой, чем судебные разбирательства в случаях, когда памятники наследия находятся на балансе государства. В случае же передачи объектов в частную собственность ненадлежащее исполнение охранных обязательств, напомнила собеседница, может стать основанием для изъятия их у владельца через суд.

На Кави Наджми, 10 более-менее сохранились стены. Я знаю, что собственник делал экспертизу об аварийности всего здания, и он в курсе, что позиция государственного органа соблюдается законодательно: согласно №73-ФЗ памятник должен быть реставрирован, и никакого решения о сносе не может быть. Вопрос к собственнику, как он себя ведет? Знает ли он о том, что здание может быть изъято за ненадлежащее содержание государственным органом? Ответ – «может». У собственника можно изымать, выставлять на торги, продавать другому собственнику», – акцентировала помощник Президента РТ.

Так, напомним, в начале октября по иску Министерства культуры РТ Арбитражный суд Татарстана постановил изъять у компании «Дом на Проломной» права собственности на объекты культурного наследия по адресу Баумана, 32 и 34.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев