Реставраторы приступили к росписи пещерного храма собора Казанской иконы Божией матери

Богатый иконостас у места обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году изготавливают мастера из Мурома.

Под руководством Валерия Косушкина, художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — Ред.),  семь мастеров приступили к росписи пещерного (подземного) храма под восстанавливаемым собором Казанской иконы Божией Матери. 

«Сейчас уже стены отмыты, карандашом на них нанесены орнаменты, которые скопировали с уцелевших фрагментов и продолжили ими ряд на восстановленных частях стен и сводов. Предварительно макет росписей, причем даже в натуральную величину, распечатывали, а делали его на основании фотографии фрагмента стены, где наиболее сохранился рисунок. Орнамент выравнивали по лазерному уровню. Исторические стены так и останутся только лишь затонированы под сохранившийся оттенок, надстроенную часть храма будем расписывать. Сейчас ведем подбор цвета», – пояснил «Татар-информ» Валерий Косушкин.

Сводчатый потолок и верхняя часть стен будут мягко-голубыми – символ ясного неба. Чтобы добиться нужного оттенка, который подбирают комплексно вместе со светильниками и излучаемым ими светом, реставраторы сначала наносят на своды так называемую подкладку – первый слой краски, за ним последует второй, которой позже предстоит выровнять по всей поверхности вручную губками. Освещение в пещерном храме будет приглушенным, теплым.

Вкраплениями на небосводе разместятся восьмиконечные золотые звезды двух размеров. Оттенок золотого и интенсивность его блеска также многократными экспериментами подбирали специалисты МНРХУ. Звезды нарисуют по трафаретам современными акриловыми красками из баллончиков, которые более привычны в руках граффитистов. Размеры звезд до сантиметра выверены относительно пропорций всего помещения. Те, что чуть крупнее, будут золотыми, более мелкие нанесут серебряным акрилом, «погасив золотым тоном», чтобы они не смотрелись издалека белыми пятнами.

«Утвердили нам третий номер звезд. Почему такое количество акрила? Надо выбрать, чтобы он был стойкий на стене, чтобы он сочетался с цветом основной росписи… Раньше, например, был заменитель золота – поталь, который делали из меди. Жидкая краска была низкокачественная, так что делали звезды из поталя (имитация сусального золота, тонкие листы наподобие фольги – Ред.) и приклеивали на стены. У нас на это времени нет и материалов», – рассказал реставратор.

Сейчас вход в храм через алтарную часть. Когда его откроют, первым помещением, куда попадут посетители, будет церковная лавка, на входе в которую их будут встречать две иконы (по словам Валерия Косушкина, образы уже определены митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном и находятся в работе иконописцев).

Дальше будет располагаться музей истории собора Казанской иконы Божией Матери, который планируют открыть 4 ноября – в день осеннего празднования в честь святыни.В этом помещении сейчас стоит пробный макет храма. По нему специалисты подбирают пропорции будущих экспонатов (макетов) экспозиции. Здесь же под новым уровнем пола, пока накрытые листами ПВХ, находятся фрагменты старинного фундамента собора. Позже их накроют стеклом и сопроводят подсветкой, чтобы посетители могли видеть древнюю кладку.

Здесь же реставраторы намеренно оставили в стене отверстие от старинной электрической розетки. 

«Как музейный экспонат. Это свидетельствует о том, что уже в то время в храме было электрическое освещение (начало ХХ века – Ред.)», – обратил внимание Валерий Косушкин.

Минуя помещение музея, посетители попадут непосредственно в действующий храм. Основной задачей реставраторов сейчас является роспись, в большей степени нижней части стен, где кропотливо придется наносить геометрический орнамент так называемых полотенец (узорчатая кайма нижней части стен – Ред.). Времени осталось не так много – жесткие сроки требуют завершения работ до 31 октября. Но, заверил Валерий Косушкин, команда реставраторов справится, так как самые большие площади для росписи – своды, а с ними работа уже почти завершена.

«Подлинные части стен будут только тонироваться (и останутся такими бледными, со следами былых росписей) – рисунок на них заново наносить не будем. Интересно, кстати, что на разных стенах и даже на разных участках одной стены здесь оттенок может значительно отличаться – от мертвенно белого до розоватого и темно-оранжевого. Все дело в том, что уже в процессе бытования храм сильно пострадал. По всей видимости, влажность здесь была высокая, поэтому они были вынуждены менять штукатурку на стенах и сохранились участки на полотенцах, где пропись сделана уже масляной краской», – подчеркнул собеседник агентства.

Лучше всего орнамент сохранился в околоалтарной части. Это «самое ответственное помещение», как говорит Валерий Косушкин. Исторические фрагменты стен здесь также будут лишь слегка затонированы, уцелевшую часть подлинного свода, кусок старинной кладки специалисты намеренно не только сохранили, но и выделили, чтобы акцентировать разницу и преемственность прошлого и настоящего. Старинные стены будут отграничиваться от новых специальной полосой телесного цвета.

В помещении уже смонтирован теплый пол, со стороны одного из выходов установлено окно. С наступлением первых холодов реставраторы продолжат работать за тепловой завесой.

В алтарной части смонтирована основа под иконостас. На месте обретения Казанской иконы Божией Матери уже сейчас размещена фотография ватиканского списка, сам он будет хранится в верхнем храме.