Рост финансирования вопреки дефициту
«Структура бюджета построена таким образом, что, предлагая изменить какой-то параметр, приходится изменять и промежуточные итоги. В результате одна поправка автоматически влечет за собой еще минимум 3–4 поправки», — объяснил механизм работы над бюджетом председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин и добавил, что на республиканский бюджет влияют и поправки в бюджет федеральный. Помимо прочего, к второму чтению будут учтены и замечания со стороны прокуратуры, Счетной палаты и правового управления Госсовета.
Согласно данным с официального портала республиканского Минфина, поправки серьезно повлияют на итоговые цифры бюджета-2018. Так, поступления в татарстанскую казну увеличатся на 6 млрд 278,5 млн рублей и ровно на столько же увеличатся и ее расходы. Если посмотреть в абсолютных цифрах, то совокупные доходы бюджета планируются на уровне 202,6 млрд рублей. В то же время расходы казны окажутся выше и составят 205,3 млрд рублей. В итоге прогнозируется дефицит в размере 2,65 млрд рублей.
Несмотря на дефицит, ожидается рост финансирования Дорожного фонда республики. Увеличатся и объемы поступлений за счет межбюджетных трансфертов и перечислений от Фонда развития моногородов, что даст республиканской казне еще 6,4 млрд рублей.
Расход средств пойдет через 39 целевых программ
«Бюджет можно назвать реалистичным и социально направленным», — уверен зампредседателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.
Бюджет РТ-2018 в его нынешнем виде является реалистичным исходя из сценарных условий и существующего законодательства в сфере налогов, говорит Галеев. Наибольшая часть расходов республиканской казны — это социальные нужды в совершенно разных форматах. Его особенностью является механизм расходования средств: они идут через ранее утвержденные программы по разным направлениям. В основном они связаны с расходами на капитальные нужды, ремонт и т. д.«На будущий год будет 39 таких программ, это на 2 больше, чем сейчас. Каждый год их количество возрастает: четыре года назад их было 24, а сейчас уже 39, то есть спектр расширяется. Часть из них уже близка к завершению. Например, квартиры для ветеранов-участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий (вдовы, работники тыла. — Прим. Т-и). Эта программа практически завершается, причем успешно. Потому что на нее мы потратили одни из самых максимальных средств из всех субъектов РФ, мы активно работали по над ее реализацией», — отмечает Марат Галеев.
262 бюджетных поправки — далеко не рекорд
«Так что рекорда здесь никакого нет. Просто в первом чтении бюджета были неизвестны предполагаемые объемы софинансирования, трансфертов, субсидий и так далее. То есть первый вариант идет без учета федеральных средств, а теперь эти материалы готовы и цифры известны. Поэтому каждый год и возникает ощущение большого количества поправок. Здесь дело в технологии», — объяснил Марат Галеев и добавил, что качественная поправка проходит через множество смежных разделов бюджета и влечет за собой поправки в каждом из них. Каждая запятая является поправкой, и каждая новая цифра влечет изменение нескольких статей, напомнил Галеев.
Социальные расходы — в приоритете
Еще одной характеристикой нового бюджета является его социальная направленность. Ведь примерно 2/3 расходов казны — это социальные расходы, они обязательны по законодательству и их нельзя не тратить, подчеркнул парламентарий.«Социальная направленность бюджета налицо, но хорошо это или плохо? Наверное, не хватает средств для бюджета развития, потому что мы вынуждены финансировать обязательные мандаты — бесплатное образование, зарплаты бюджетникам и так далее. Их набегает много. Ну а на бюджет развития, как правило, средств не остается», — пояснил журналистам Галеев.
70 процентов доходов РТ уходит в федеральный бюджет
Депутат не обошел стороной и неприятный момент — дефицит казны. Такая ситуация продолжается уже несколько лет, и республиканские власти всегда находили из нее выход, уверен наш собеседник.«Он дефицитный, несколько миллиардов каждый год, сейчас это 2,65 млрд. Но это прогноз, реальная жизнь покажет, сбудется ли он. Такого никогда не бывает, чтобы жизнь совпадала с прогнозом на 100 процентов. Всегда есть варианты развития ситуации. На мой взгляд, наш бюджет составляется с реалистичной гарантией исполнения», — подчеркнул Марат Галеев и напомнил, что Татарстан является субъектом-донором, большая часть его налогов уходит в федеральный бюджет.
Причем соотношение межбюджетных поступлений внушительное — примерно 700 млрд налоговых и неналоговых доходов уходит на федеральный уровень. А объем татарстанского бюджета находится на уровне 200 миллиардов рублей, говорит парламентарий. Те же налоги, которым положено уходить в федеральный бюджет, переводятся туда сразу, минуя татарстанскую казну.
«Скажем, таможенные платежи всех видов. А наша республика экспортирует достаточно много различных товаров, так вот все экспортно-импортные платежи сразу уходят в федеральный бюджет. Это, может быть, одна из основных статей отъема наших средств», — предположил народный избранник.
Еще один пример — НДС. По словам Галеева, этот налог также целиком уходит на федеральный уровень. Лучше оказалась ситуация с акцизами, они делятся пополам или долями между обоими бюджетами.
«Потом часть их возвращается в виде субсидий, трансфертов и субвенций. Но прямых дотаций мы не получаем как регион-донор, их получают регионы-реципиенты. Так вот, прямой мандат мы обязательно должны профинансировать, но доходов не всегда хватает и отсюда образуется дефицит и растет долг», — объясняет корреспондентам Марат Галеев.
Правда, у республики есть внушительная отсрочка по выплатам госдолга. По словам Галеева, основные выплаты по нему стартуют только в 2023 году, да и процент там достаточно низкий. При этом наш собеседник подчеркнул, что большая часть этого долга образовалась по проектам Универсиады и не носит системный характер. Спортивное событие оказалось затратным, но взамен республика смогла заполучить современную инфраструктуру. К тому же, отмечает Марат Галеев, к моменту выплаты все равно произойдет обесценение денег и его будет легче выплачивать.
«Но зато мы уже сегодня сделали хорошую инфраструктуру, дороги, развязки и пользуемся этим сейчас. Поэтому, можно сказать, этот долг взят вполне разумно», — считает депутат.
Дополнительные деньги помогли бы улучшить логистику
Напоследок корреспонденты ИА «Татар-информ» поинтересовались у Марата Галеева, что можно было бы сделать в РТ, если бы дефицит в республиканской казне внезапно исчез.«Можно было бы осуществить различные проекты. В основном государство тратит на инфраструктуру. Те же дороги, мосты. Вот у нас есть агломерация Иннокам, которая связана с развитием инфраструктуры. Туда входит целый ряд районов на востоке республики. Там очень мощно развивается промышленность, объемы перевозок растут, а дорога всего одна. Если бы там удалось закольцевать дорогу и в районе Елабуги и Нижнекамска построить относительно небольшой мост через Каму, то можно было бы существенно улучшить логистику и построить альтернативные дороги», — уверен Галеев. Он добавил, что улучшение логистики привело бы к удешевлению перевозок.
Все эти проекты, говорит парламентарий, уже разработаны, но они требуют инвестиций.
«Какую-то долю мы бы могли туда направлять, это было бы здорово. Но у нас пока таких широких возможностей нет», — заключил Марат Галеев.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-