Следуя такому пути, однокурсник автора этого блога Руслана Абдулнасырова изобрел новый формат присутствия в «Меге»: магазин жилья, в котором солидные казанские застройщики продают свои метры сами, без риэлторской комиссии.
«У МОИХ РЕКЛАМНЫХ АКТИВОВ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Я МОГУ ПРИВЕСТИ НА ВЫСТАВКИ ЛЮДЕЙ»
— Рамиль, раз уж мы вместе выходили с юрфака, расскажи, чем ты занимался после института.
— Я в 2002 году запустил журнал «Все о свадьбах». С него все и началось. На тот момент каждый игрок свадебного рынка печатал собственные листовки и платил за их распространение. Я решил объединить их усилия в журнале и распространять его через загсы, тем самым удешевляя свадебщикам рекламу и зарабатывая свой гонорар. Первая клиентка — хозяйка свадебного салона на улице Московской не поверила в мою идею, но тут кстати пришел ее муж, поглядел на меня и сказал: парень нормальный, давай дадим ему денег. Они дали мне 8 тысяч рублей на первый разворот, а тираж журнала на тот момент стоил 16 тысяч. Я договорился с типографией на предоплату в 50% и пообещал рассчитаться после того, как соберу деньги с остальных клиентов. Все сложилось, и к 2011 году «Все о свадьбе» приносил уже около полумиллиона рублей в месяц. Тогда-то я и обнаружил у себя в почтовом ящике журнал Firstkey. Заметил, что продукт интересный, но при этом ребята совсем неправильно работают.
— Решил их поправить?
— Я сразу пошел к собственнику с предложением отдать мне половину бизнеса по бартеру с тем, что я сам займусь управлением. Мы стали партнерами, через два года расстались, а в 2014-м у Firstkey образовалась «кредиторка» в объеме 1,5 миллиона — нам задолжали все казанские радиостанции и телеканалы. Суть в том, что я все делаю по бартеру. Они размещались у нас, а нам причиталось их эфирное время, но мы не пользовались — и так были достаточно круты. 2014-й был кризисным годом, капитал нужно было монетизировать, и я предложил кредиторам: давайте я продам свое эфирное время на ваших каналах другим рекламодателям. Оказалось, нельзя. А если Firstkеу проведет мероприятия и отрекламирует клиентов под эгидой своего бренда? Так можно! Я стал искать повод и между делом зашел на выставку Гильдии риэлторов. В «Корстоне» сидели застройщики и банки, а посетителей не было. Я спрашиваю ребят — чего, мол, сидим? Они говорят: у нас тут выставка. А где люди, продажи? А нам не надо, у нас просто тусовка. Сколько, спрашиваю, стоит участие? 10 тысяч за три дня. Я так и не понял, зачем они тратят время и деньги, пошел на «Казанскую ярмарку» — там тоже выставка с подобной историей. Тогда я и понял, что у моих рекламных активов есть огромный потенциал: я могу привести на выставки людей. За один день мы упаковали выставку недвижимости, чтобы провести ее в «Корстоне» через месяц. С «Корстоном» договорился по бартеру и потом работал с ним два года, а затем переехал в «Мегу». К 2018-му журнал Firstkey ушел в стагнацию, и я решил его свернуть. Собственно, в то же время позакрывались все журналы, практически в тот же месяц. Но мы к тому времени жили уже за счет выставок.
— Глянец ушел в онлайн, это исторический факт. Но как ты добрался до «Меги»?
— Был еще один промежуточный этап: мне позвонили от гендиректора «Казань Экспо» Роберта Миннегалиева и предложили с ним встретиться. В 2018 году выставочный центр «Казань Экспо» еще только строился. Суть вопроса была в том, что с 2014 года я владел доменным именем KazanExpo.com. Это был адрес моего сайта для выставок. Роберт Хамитович предложил передать им доменное имя и заодно поработать директором департамента развития бизнеса — по сути вторым человеком в компании «Казань Экспо». Я поработал, обрел компетенции, которых мне не хватало, и после наемного периода снова вернулся к самостоятельной выставочной деятельности. С новым опытом я пошел сразу в московскую «Мегу» — ту, что в Химках. Этой весной мы должны были проводить выставку и в Казани, и в Химках, но началась пандемия, и за два дня до открытия нас отменили постановлением об ограничениях. Пришлось искать новый формат — так мы и пришли к тому, что имеем сегодня.
«ЭТИ ЛЮДИ ЖЕЛАЮТ ПООБЩАТЬСЯ НАПРЯМУЮ С ЗАСТРОЙЩИКАМИ»
— Как давно работает «Галерея недвижимости» в ее нынешнем формате?
— Конкретно этот проект в казанской «Меге» работает месяц, мы открылись 21 ноября. Но в общей сложности с 2014 года провели 17 выставок.
— Ты не первый арендатор «Меги», с которым я общаюсь, и мне известно, как сложно и дорого сюда попасть. Формата под павильон застройщика здесь вообще не существует, но ты пролоббировал идею объединения всех топовых застройщиков Казани на этой площадке и сумел донести ее до администрации ТРЦ. Как?
— Мы формируем новый трафик — людей, желающих приобрести недвижимость. Эти люди научены горьким опытом, никому не доверяют, желают обойти все стенды и пообщаться напрямую с застройщиками. «Меге» интересен трафик.
— Сколько посетителей к тебе приходят?
— Целевой трафик — 5 тысяч посетителей в месяц. Нецелевой — еще порядка 10 тысяч.
— Расскажи об экономике проекта.
— Давай за чаем. Заодно угощу своим новым продуктом, называется «Чак-Чакерс». В нем сникерс и два Чака Норриса, но на самом деле нет. Это батончик из чак-чака в шоколаде.
— Это неординарное предпринимательское мышление. Ну так что с заработком?
— По бизнес-плану чистая прибыль должна составить 200-300 тысяч в месяц.
— Сколько стоит аренда павильона у тебя в зале?
— Месяц стоит 58,8-98,8 тысячи рублей. Тариф зависит от размера павильона и его удаленности от входа.
— И кто обосновался у самого входа?
— «Сувар» и «Ак Барс». Центральное место в зале у «Унистроя».
— Давай проверим, насколько интересны предложения галереи. Только сориентируй, сколько сегодня стоит квадратный метр жилья в Казани?
— От 100 тысяч, причем Казань уверенно перешагнула эту планку и назад уже не спустится. Застройщик получает деньги на проектное финансирование, и эти деньги лежат в банке, пока он не достроит. А раз прибыли он не увидит, пока не сдаст дом, застройщику больше нет нужды торопиться с продажами. Теперь он продает не спеша, и, как только видит хорошие продажи, задирает цены. С одной стороны, проектным финансированием государство обезопасило дольщиков от банкротства застройщика, а с другой — подняло цены. Цена страховки зашита в стоимость квадратного метра.
25 КОМПАНИЙ НА 700 КВАДРАТНЫХ МЕТРАХ
— Я видел в зале своего бывшего сотрудника, Илью Кислякова. Какую компанию он представляет сейчас?
— Илья — директор по продажам компании «Арт-Строй 1».
— К нему и подойдем. Привет, Илья! Мы тут изучаем бизнес «Галереи недвижимости». Можешь сказать, зачем вы как застройщики зашли на эту площадку?
— Привет, Руслан! Компания оценила возможности «Меги», поэтому мы тут. Здесь огромное количество потенциальных клиентов.
— Сколько объектов вы продали на этой точке?
— За месяц получили порядка 30 горячих лидов (лид — человек, интересующийся товаром, но еще не купивший его. – Ред.), около десяти сделок состоялось.
— Это существенно?
— Это же прямые продажи. Здесь мы неплохо экономим на комиссионных, которые приходится платить риэлторам за сделки. Аренду в галерее окупают, условно говоря, полтора клиента, а мы хотим свести риэлторские сделки к минимуму и с каждым месяцем сокращаем их процент.
— Но ведь ты окружен здесь конкурентами, и у вас вроде все одинаково. Какой смысл платить аренду «Галерее недвижимости», чтобы зайти в самую гущу конкурентов?
— Мы похожи только с виду. У нашей компании есть неоспоримые преимущества. Во-первых, мы быстрее всех строим — дом за 7-8 месяцев. Конкуренты строят по договорам долевого участия минимум 3 года, так что заехать в квартиру чуть больше, чем за полгода, может только наш клиент. Кроме того, все наши объекты подпадают под сельскую ипотеку, она предлагает 2,7% годовых. Это дома, которые расположены практически в городе, но формально — за его чертой, в пяти минутах. У нас пятиэтажные кирпичные дома, а цена — от 50 тысяч за квадратный метр. Однокомнатная квартира площадью 35 квадратов стоит 2,2 миллиона. Такой цены больше ни у кого нет.
— Хорошо, посмотрим застройщика «Ханский дом». Как считаешь, Рамиль?
— У всех свои фишки, Руслан. «Ханский дом» — это малоэтажное строительство, собственника зовут Ильяс. Мы знакомы еще по журналу «Все о свадьбе», он когда-то работал видеографом, размещал рекламу в моем журнале. Спустя 10 лет я узнал, что Ильяс открыл строительную компанию и продает по 100 домов в год.
— Ильяс, как тебе галерея? Чем «Ханский дом» отличается от других застройщиков?
— Мы здесь пока в тестовом периоде, но с Рамилем успешно сотрудничали в прошлом году, верим в него. Наш козырь — объемы строительства. Сейчас, например, мы строим одновременно 45 домов, никто в Казани столько не делает. Плюс сервис для клиентов: все строящиеся объекты можно посмотреть в фотографиях, со многих ведется видеотрансляция. Открываем карточку объекта и видим все чек-листы: что сделано, что — нет.
— Окей, Рамиль, схема работает. Сколько всего компаний выставляются у тебя? И какова площадь выставки?
— Мы объединили 25 компаний почти на 700 квадратных метрах, но готовы расширить экспозицию до 30 застройщиков. Все они топовые, их предложения самые интересные на рынке недвижимости. При этом в «Галерее недвижимости» собраны все технологии строительства: кирпич, каркасные дома, клееный брус, просто брус, газобетонные блоки и все остальное. У нас тут получился офлайн-маркетплейс.
Нет комментариев-