УФАС по РТ против «ТТС-24»: что можно успеть за одну секунду?

Автодилер в Арбитражном суде РТ оспаривает претензии УФАС по РТ к времени показа условий кредитования в рекламном ролике по ТВ.
ООО «ТрансТехСервис-24» пытается оспорить в Арбитражном суде штраф от УФАС по РТ за недобросовестную рекламу. Предметом разбирательства стал рекламный ролик, в котором автодилер выделил зрителю всего 1 секунду рекламного времени на знакомство с условиями автокредита (информация была озвучена в ходе судебного заседания). В Антимонопольной службе уверены — за такое время невозможно понять смысл информации, тем более условий кредитования. Разбирательства по данному делу проходят в Арбитражном суде Татарстана.

В материалах дела указывается, что реклама «ТрансТехСервис-24» транслировалась в апреле 2016 года по телеканалу «РЕН-ТВ», где и была замечена особенность ролика, привлекшая внимание антимонопольного ведомства Татарстана. Представитель автодилера так и не согласился с доводами антимонопольщиков, утверждая, что главное — это само наличие условий кредитования в рекламе, вне зависимости от длительности их трансляции.

«Мы считаем, что нарушения нет. Здесь идет подмена понятий. Условия кредитования — их возможно прочитать. В антимонопольной службе указывают, что они провели опрос, где 90 процентов участников указали на то, что они (условия кредитования, — прим. ред) нечитабельны. Но мы можем открыть эту видеозапись и увидеть, что они читабельны. То есть их можно прочесть», — заявил в суде представитель «ТТС-24».

Однако представитель УФАС по РТ на заседании суда придерживался противоположной точки зрения. По его словам, практика показывает — человек не понимает ту информацию, которая транслируется менее 3-х секунд. «Нарушение в том, что текст рекламно-финансовых услуг невозможно прочесть, то есть там (в рекламе, — прим. ТИ) такой короткий промежуток времени, что потребитель его не воспринимает. Исходя в целом из практики, в случае, когда текст виден менее 3-х секунд, человек не воспринимает его», — считает представитель антимонопольного ведомства.

В свою очередь, аргументы представителя татарстанского УФАС не до конца убедили суд, поэтому судья попросил его представить более веские аргументы, чем общая практика. «Чем вы доказали то, что текст был нечитаемый? Из чего вы исходите, когда утверждаете, что текст должен быть показан не менее 3-х секунд?», — озадачил судья представителя антимонопольного ведомства.

В ответ на это, представитель УФАС сослался на существующую практику решения аналогичных дел. «Это не зафиксировано, это получается, исходя из практики рассмотрения жалоб на подобные обращения. Потребитель видит мелкий текст, который транслируется в рекламе по телевизору», — аргументировал представитель УФАС.

Представитель «ТТС-24» не согласился с доводами антимонопольщиков. По его словам, подробное знакомство с условиями автокредита в любом случае произойдет при подписании клиентом необходимых бумаг в автосалоне, а в рекламном ролике достаточно самого факта наличия этих условий.

«У нас не прецедентное право, в действующем законодательстве не указано, что реклама должна транслироваться не менее 3-х секунд. Когда потребитель по телевизору видит рекламу, если он заинтересован, то он приходит в автосалон заключать кредитный договор, где и знакомится со всеми условиями. Условия кредитования присутствуют абсолютно все (в рекламе, — прим. ред). Тут же дело не во времени, не в том, что мы сэкономили на рекламе какие-то деньги», — считает представитель автодилера.

В ответ на это, представитель республиканского УФАС указал, что в рекламе «ТТС-24» нарушены нормы закона, поскольку слишком малое время попросту не дает потребителям возможности узнать о всех важных подробностях предлагаемого в ролике кредита.

«Согласно закону, реклама финансовых услуг не должна умалчивать полных условий оказания этих услуг. В данном случае, эти условия невозможно усвоить потребителю», — заявил представитель антимонопольного ведомства.

Споры обеих сторон прервал судья, который дополнил представителя УФАС, указав, что согласно заключению антимонопольщиков, ознакомиться со всеми существенными деталями автокредита возможно только в случае приостановки воспроизведения рекламного ролика «ТТС-24», поскольку кадр с полными условиями кредита длится не более одной секунды.

«Как можно за одну секунду все уловить?» — спросил судья у представителя «ТТС-24».

После этого судья затребовал от сторон предоставить видеоролик с данной рекламой на следующее заседание, которое состоится уже 5 июля. На нем планируется достоверно установить, действительно ли «ТрансТехСервис-24» в своей видеорекламе сделал условия автокредитования нечитаемыми.

Поскольку спорный видеоролик не был продемонстрирован на заседании суда, корреспондент ИА «Татар-информ» решил ознакомиться с образцами договоров автокредитования в интернете, чтобы узнать, какой объем обычно занимает текст такого документа. Оказалось, что в зависимости от конкретных условий, текст договора автокредита может занимать от 2-х до 4-х страниц. Вопрос о возможности прочтения основных условий такого договора в течение нескольких секунд остается на усмотрение читателя.