Последний рейс «ВИМ-Авиа» из Казани: чартер татарстанских хаджиев в Джидду и Медину с многочасовой задержкой

Сколько казанских туристов пострадало от проблем «ВИМ-Авиа», какие проекты вела компания в Татарстане и хватит ли 200 млн рублей на компенсацию затрат авиаперевозчиков, разбирался корреспондент ИА «Татар-информ».

В понедельник, 25 сентября, стало известно, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» полностью прекращает чартерные перевозки. Пострадавшими клиентами авиаперевозчика, зарегистрированнного в Татарстане, стало около 39 тысяч туристов за границей и около 70 тысяч человек в России с билетами «ВИМ-Авиа» на руках. Корреспондент ИА «Татар-информ» разбирался, сколько казанских туристов пострадало от действий недобросовестного перевозчика и какое отношение имеет Татарстан к сложившейся ситуации.

Пострадали в основном татарстанцы вылетавшие не из Казани

Последний вылет самолета «ВИМ-Авиа» из Казани был осуществлен 20 августа, рассказали в пресс-службе казанского аэропорта. Речь идет о рейсе, который перевозил паломников в Хадж по направлению Медина — Казань — Джидда (паломники вернулись в Казань самолетами авиакомпании в сентября) при этом вылеты в обе стороны были связаны с многочасовыми задержками. После этого авиакомпания не направляла в аэропорт Казани заявок на выполнение каких-либо рейсов, но всего за весеннее-летний период этого года «ВИМ-Авиа» выполнила 29 чартерных рейсов из Международного аэропорта «Казань». Это рейсы в Анталью и Даламан в период с апреля по июнь, а также однократный рейс Пекин — Казань.

«Мы сотрудничаем с семью авиакомпаниями, одной из которых была «ВИМ-Авиа». Они свои обязательства выполнили. Перевозка паломников в хадж велась именно этой авиакомпанией, так как по выбору чартерных авиарейсов практически не было других вариантов. Вместе с «ВИМ-Авиа» улетели 32 туриста из Татарстана, и столько же вернулись. Претензий к «ВИМ-Авиа» не имеем, -  заявил представитель пресс-службы ДУМ РТ Хадж Игорь Смоленков.

О том, что проблемы «ВИМ-Авиа» не в значительной степени отразились на туристах, вылетающих из Казани, рассказал председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов.

«Я сейчас не готов сказать, куда они (туристы — прим. Т-и) из Казани летают на рейсах "ВИМ-Авиа". Они же не только на рейсы из Казани билеты покупают, но и с вылетом из Москвы, а там география вылета — это и Турция, безусловно, и Греция была, и Тунис, если я не ошибаюсь. Я думаю вряд ли речь о тысячах, потому что основной поток туристов, которые выезжают из Татарстана, это "Пегас Туристик", Coral Travel, Tez Tour. Это как минимум 90 процентов всего выездного турпотока, они летают на своих авиакомпаниях. Так что эта ситуация больше касается тех, кто вылетает из Москвы и других операторов, так что я думаю, что в Казани это единичные случаи. По крайней мере к нам пока никаких вопросов не поступало».

Того же мнения придерживается Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан.

«Остановка продаж полетов по чартерной программе "ВИМ-Авиа" никак не отразилась на туристах, которые летают отдыхать из Татарстана», — сообщил он.

По его словам, туроператоры, которые напрямую вывозят туристов из Казани на заграничные курорты пользуются услугами других авиаперевозчиков.

Срыв китайских чартеров

«ВИМ Авиа» бралась за перевозки перспективного туристического направления, а именно должна была совершать чартеры Урумчи – Казань (в Казань прилетел всего один рейс).

Планировалось, что рейсы в обе стороны на Boeing 777, вмещающем 282 пассажира, будут пускаться раз в неделю до начала октября.

«На самом деле у нас был очень серьезный проект по рейсу Пекин — Казань, но авиакомпания "ВИМ-Авиа" не смогла ее выполнять. Это форсмажорные обстоятельства, но, видимо, это действительно был системный сбой, когда количество самолетов авиакомпании не состыковывалось с количеством перевозок», — сказал Сергей Иванов.

При этом председатель Государственного комитета РТ по туризму отметил что программа будет возобновлена в 2018 году, и осуществлять ее будет вероятнее всего перевозчик из КНР, поскольку в России на сегодняшний день не нашлось компании, которая смогла бы вести такой проект.

Богатые Сабы стали известны на всю страну

Материал ИА «Татар-информ» об месте официальной регистрации «ВИМ Авиа» в Богатых Сабах были процитированы практически всеми крупными СМИ страны, от РЕН ТВ до Ведомостей и даже попал в шоу «Вечерний Ургант». Правда практически все дикторы ошибались в ударении в слове Сабы, делая его на первый слог.

Компания снимет офис в небольшом помещении, в самом начале улицы Строителей недалеко от окраины поселка яркая вывеска «ВИМ-Авиа» — это, пожалуй, единственное, что указывает на присутствие офиса авиакомпании в таком непримечательном месте.

При этом, руководитель пресс-службы Президента РТ Эдуард Хайруллин заявил ИА «Татар-информ», что ни Правительство Татарстана, ни Татнефть отношения к авиакомпании «ВИМ-Авиа» и ее обязательствам не имеют. Схожую позицию озвучивал и Минтранс Татарстана. Практически никак не знакомы с деятельностью «ВИМ Авиа» и сами жители Сабов.

Кто возьмет расходы на себя

Финансовую ответственность за действия недобросовестного авиаперевозчика вероятно понесут  туроператоры. Президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов уверен, что так оно и должно быть, поскольку деньги за перелеты пассажиры «ВИМ-Авиа» отдавали туроператорам, а не авиакомпании.

«В данном случае это проблема туроператора, какой перевозкой он доставит их на курорт и привезет обратно. Если действовать в рамках буквы закона, безусловно, это проблема самого туроператора. Не турист должен стоять в аэропортах, а он (туроператор — прим. Т-и) должен заказать новый рейс и все остальное. Но, учитывая ситуацию полуколлапсного состояния, то количество туристов, то количество рейсов, которые отменены, туроператор может физически не потянуть, он просто уйдет в банкротство. Поэтому здесь подключилось государство, чтобы эту ситуацию хоть как-то выровнять», — сообщил Мифтахов журналисту ИА «Татар-информ».

Действительно, к ситуации подключилась Росавиация, которая провела 26 сентября совещание по урегулированию ситуации с перевозками пассажиров «ВИМ-Авиа». После этого стало известно, что ликвидировать проблемы авиакомпании придется другим авиаперевозчикам. «Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «ИКАР», «Северный ветер» и «Якутия» выразили готовность перевозить клиентов «ВИМ-Авиа». Совет директоров Аэрофлота должен поднять и одобрить вопрос о финансовой помощи авиакомпании по поручению Аркадия Дворковича.

Для того, чтобы компенсировать затраты авиаперевозчиков, выразивших готовность помочь в сложившейся ситуации, в федеральном бюджете следующего года выделили 200 млн рублей.

Некоторые эксперты полагают, что этих средств недостаточно. Среди них — Рамиль Мифтахов.

«Математика простая: средняя стоимость билета — 250 евро. Туда-то пустой даже полетит, а обратно туристы будут. Умножим 250 евро на 38 тысяч человек, которые сейчас за границей находятся, получается 9,5 млн евро. Если переведем это на нынешний курс евро, это получается 650 млн рублей. Поэтому той суммы, которая озвучена, не хватит», — заявил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан.

Эксперты уже начинают оценивать суммы ущерба от проблем «ВИМ-Авиа». Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе уверена, что он исчисляется десятками миллионов долларов.

«В совокупности объем депозитов, который был у перевозчика, я подчеркиваю — депозитов, которыми перевозчик не должен был воспользоваться, составляет несколько десятков миллионов долларов. Где эти деньги — вопрос открытый. Денег нет», — сказала Ломидзе на брифинге «"ВИМ-Авиа": как помочь пострадавшим туристам?».

На вопрос о сумме ущерба, который существует на данный момент, Майя Ломидзе ответила следующее: «Пока мы будем считать, что те самые несколько десятков миллионов долларов, которые лежали на депозитах и должны были быть возвращены в том случае, если перевозчик не может выполнить программы».

Информацию о сумме долга «ВИМ-Авиа» перед российскими аэропортами на днях опубликовал ТАСС. По данным источника, близкого к руководству «ВИМ-Авиа», «задолженность "ВИМ-Авиа" перед аэропортами РФ составляет 667,6 млн рублей». При этом большая часть долга приходится на Домодедово, которому авиакомпания должна 573,5 млн рублей.

30 тысяч человек остаются за границей

При этом ситуация, развернувшуюся вокруг «ВИМ-Авиа» в Ассоциации туроператоров России (АТОР) называют не иначе, как коллапсом. Как сообщила во вторник, 26 сентября, Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), число пострадавших клиентом «жадного» авиаперевозчика достигает 100 тысяч человек.

«Мы опросили всех партнеров "ВИМ-Авиа". По нашим данным, сейчас за границей находятся 30 тыс. человек и примерно 70 тыс. имеют билеты на руках, но не могут вылететь на отдых», — заявила Ломидзе.

Еще большие цифры в тот же день журналистам озвучил глава Ростуризма Олег Сафонов. По его данным, число пострадавших пассажиров, которые столкнулись с проблемами «ВИМ-Авиа» за границей, равняется почти 40 тысячам человек.