«Им грозит голодная смерть»: переживут ли татарстанские СМИ коронавирус?

Крупный бизнес за копейки будет скупать радиостанции, а колоссальное количество журналистов останется без работы, считают эксперты.

Из-за кризиса и пандемии коронавируса компании сокращают рекламные бюджеты, что сказывается на доходах средств массовой информации. По оценкам Минкомсвязи страны, падение рекламных доходов СМИ составит до 30% по итогам года.

В медиасреде Татарстана уже появляются тревожные новости о закрытии проектов и сокращении персонала. Так, газета «БИЗНЕС Online» не исключает сокращения до 30% основного штата. А портал prokazan.ru был вынужден начать сбор средств среди подписчиков, чтобы удержаться на плаву.

Надежду средствам массовой информации дали в федеральном центре — Правительство готовит постановление, которое включит СМИ в реестр предприятий, пострадавших от COVID-19. С такой инициативой до этого выступал Президент РТ Рустам Минниханов.

Подробнее о состоянии отрасли в республике — в материале ИА «Татар-информ».

Падение доходов за два месяца до 40%

ИА «Татар-информ» решило выяснить у участников медиарынка республики, с какими сложностями они столкнулись и каким видят будущее отрасли. Большинство СМИ отказались прокомментировать ситуацию.

Те, кто откликнулся, рисуют нерадостную картину. Например, газета «БИЗНЕС Online» столкнулась с существенным падением спроса на рекламу. «Падение рекламных доходов газеты в апреле-мае составило 30-40%. По итогам 2020 года спад на рынке рекламы в России может составить от 15 до 30% — это оценка разных аналитических структур, а также Минкомсвязи РФ, мы с этим согласны», — говорится в сообщении издания.

Значительно упали рекламные доходы в АО «ТАТМЕДИА». «Прогнозировать в данной ситуации пока сложно. Что точно можно сказать — ситуация быстро не выправится», — рассказали в компании.

В InKazan сообщили, что пока рано говорить о падении — там ожидают скорее рецессию, рассказали нам в издании. «Рекламные и пиар-бюджеты пересматривают многие заказчики, а значит, на отрасли это скажется, пусть с отложенным эффектом, но скажется обязательно», — считают в InKazan.

«Банкротств может быть много»

Самая тяжелая ситуация наблюдается у небольших частных СМИ. Более половины таких предприятий в республике без мер поддержки могут закрыться, если пандемия продлится до сентября, рассказал ИА «Татар-информ» председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов.

«Сегодня все эти частные теле- и радиокомпании, газеты, интернет-издания проедают жирок, который они накопили в хорошие годы. Но и так он планомерно снижался. Сейчас голодная смерть им грозит, банкротств может быть много», — сказал он.

При этом абсолютно непонятно, когда рекламный рынок восстановится. Речь даже не об уровне до кризиса, а о том, чтобы СМИ могли сводить концы с концами. «Даже до этого уровня далеко», — с сожалением отметил Аминов.

В начале апреля интернет-портал prokazan.ru в соцсетях объявил о сборе средств — издание просит подписчиков поддержать их рублем. «Мы не получаем поддержки от государства и спонсоров и, несмотря на экономическую ситуацию в стране, продолжаем работу», — говорится в объявлении.

На данный момент им удалось собрать 1,3 тыс. рублей. От комментариев издание отказалось.

Радиостанции «на сдачу»

Самая драматичная ситуация развивается на радио. Падение их доходов может составить до 90%. Этот сегмент может ждать массовую смену собственников, рассказал ИА «Татар-информ» автор Telegram-канала «Татарское Прииртышье» Юрий Воробьев.

«Радиостанции будут буквально за рубль продаваться. Мы увидим, что радиостанции покупают себе просто на сдачу крупный бизнес, который хорошо себя чувствовал в пандемию. Гипотетически производитель масок может купить себе радиостанцию, чтобы рекламировать маски. Или нефтяная компания может купить себе сеть радиостанций за рубль, просто чтобы вещать рекламу своих заправок», — предположил он.

О тяжелом положении радиостанций говорят и в АО «ТАТМЕДИА». В структуре медиахолдинга только у них наблюдается потеря аудитории.

Вопрос о продаже поднимало «БИМ-радио» в Казани, там уже ищут потенциальных покупателей и оценивают стоимость активов. Хотя в компании заявили, что мониторинг цен — это стандартная практика, тренды говорят, что этот кризис дастся им непросто и, вероятнее всего, радиостанцию придется продать.

Закрытые проекты и сокращение штата

К 1 июня «БИЗНЕС Online» должен принять решение о судьбе филиала в Набережных Челнах. Сотрудников проекта еще в начале апреля предупредили о возможных изменениях из-за форс-мажора в экономике. Также появлялись сообщения о закрытии проекта «ЕдаКазанда», запущенного в прошлом году.

«Решения о закрытии филиала „БИЗНЕС Online“ в Закамье не принималось, потому что это в принципе невозможно, — рассказали в газете. — Решения о закрытии спецпроекта „ЕдаКазанда“ и других обсуждать бесполезно, так как они носят тактический характер».

При сохранении нынешних негативных трендов в экономике России «БИЗНЕС Online» не исключает возможного сокращения до 30% основного штата. Ильшат Аминов назвал это большим ударом по отрасли.

«Это печально, я очень расстроился от этой информации. Не ожидал, что так много, думал 10% максимум. 10% не окажет влияния на рынок труда, но на 30% если все начнут сокращать, это очень много. Теперь задумался над этой проблемой», — отметил глава Союза журналистов РТ в беседе с ИА «Татар-информ».

Сотрудники ТНВ надеются на свет в конце тоннеля

На телеканале ТНВ, возглавляемом Аминовым, тоже «умозрительно» думают о сокращении штата. Бюджет у них не сократился, но есть вероятность, что ТК все-таки встанет перед неизбежностью.

«Некуда будет деваться. Рекламные доходы уже заметно упали, это повлияло на объем премий, это плохо. Но мы надеемся, что поэтапный выход республики из кризиса позволит оживить экономику и свет в конце тоннеля покажется. Пока мы о сокращении не говорим», — сказал он.

Команда InKazan не намерена сокращать людей, однако у них и так небольшой коллектив, рассказали нам в издании. «Но и о расширении и приеме новых сотрудников речи, конечно, не идет», — отметили там.

Сокращения не ожидаются и в изданиях АО «ТАТМЕДИА».

Прогнозы на будущее

После пандемии стоит ожидать, что существенная часть сотрудников СМИ, уйдя на удаленку, так там и останутся, считают в InKazan.

«Это увеличивает потенциальную аудиторию онлайн-СМИ — „карантинная“ волна прироста аудитории не спадет до прежних показателей», — отметили в издании, где фиксируют пиковую посещаемость.

Интернет-издания от кризиса пострадают в меньшей степени, согласны в «Татмедиа». «Но не только интернет-издания, но и печатные СМИ стали более востребованы, есть небольшой рост розничных продаж изданий», — говорится в сообщении организации.

Текущие события приведут к консолидации отрасли, уверены в «БИЗНЕС Online». На рынке останутся лидеры, перестанет существовать часть мелких игроков. «Также не исключаем, что в связи с проблемами наполнения бюджета прекратят деятельность часть бюджетных СМИ», — добавили в газете.

За СМИ вступился Минниханов

Президент Татарстана Рустам Минниханов 18 мая предложил федеральному Правительству включить средства массовой информации в число отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения коронавируса COVID-19. Резкое падение доходов региональных СМИ приведет к «ухудшению информационного обеспечения граждан», отметил он.

Инициативу поддержали — Москва готовит соответствующее постановление. До получения помощи осталось немного времени, рассказал ИА «Татар-информ» журналист и автор Telegram-канала Bikbov.guru Альберт Бикбов.

«Какие меры поддержки предусмотрены для СМИ после утверждения данного проекта? Здесь есть отсрочки по налогам и страховым сборам, отсрочки по кредитам, беспроцентные кредиты на выплату заработных плат, отсрочка арендных платежей, моратории на проверки и т.д.», — сказал он.

Такие меры весьма значительно помогут СМИ пережить этот неприятный период и продолжать без потери качества снабжать население информацией, добавил эксперт.

«Это временное явление, интерес к информации в стране не упадет»

Рекламные доходы СМИ по мере оживления экономики будут восстанавливаться. СМИ нужно дать возможность пережить это время и дать им ресурсы взамен выпавших, продолжил Бикбов.

«Понятно, что это временное явление — когда пандемия будет остановлена, то вряд ли интерес к информации существенно упадет. Терять СМИ нельзя, потому что обществу информация нужна сегодня особенно сильно», — отметил он.

Эксперт заметил, что предприятия медиаотрасли можно даже выделить в группу системообразующих предприятий, ведь они производят продукт первой необходимости — информацию.