27 рублей за проезд и двукратное подорожание проездных: мэрия и транспортники Казани против Комитета по тарифам

Более чем двукратный рост цены проездных, плата за новые автобусы и всего один день общественникам на ознакомление с документами о повышении цен на проезд. Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал на заседании согласительной комиссии и выслушал много мнений «за» и только одно «против». До конца этой недели, вероятнее всего, будет принято решение о новой цене проезда в автобусах, которая вступит в силу в первом квартале следующего года.

плата за проезд вырастЕт до 27 рублей, проездные подорожают в два с половиной раза

Госкомитет Татарстана по тарифам предварительно предложил увеличить цену на проезд в общественном транспорте до 27 рублей. Ранее в комитет поступило консолидированное обращение от исполкома Казани и перевозчиков, в котором они попросили поднять тариф на одну поездку до 28 рублей с нынешних 25. Об этом на заседании согласительной комиссии комитета заявил начальник отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи Раиль Гайфуллин.

«Предлагаемый Госкомитетом предельный максимальный уровень тарифа за наличный расчет — 27 рублей», — сказал он.

При оплате проезда электронным проездным билетом тариф предлагается установить в размере 25 рублей. Также предлагается ввести билеты длительного пользования на 100 поездок, где одна поездка будет стоить 18 рублей. Сейчас такие проездные действуют на 50 поездок, и стоимость каждой — 15 рублей. Получается, что их стоимость поднимется с 750 до 1800 рублей.

«Если взять по пенсионным проездным билетам, 3,5-4 тыс. людей ездят по социальным проездным 100 и более раз. Это немаленькое количество людей. И это ведь не активное население. У активного населения, я думаю, будет востребован этот проездной», — пояснил позже журналистам председатель Комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков.

Такие же аргументы на встрече с журналистами озвучил и мэр Казани Ильсур Метшин.

Убытки перевозчиков

Увеличение стоимости проезда в 2019 году необходимо из-за роста цен на горюче-смазочные материалы и запчасти, а также из-за обновления подвижного состава. По итогам года, по данным перевозчиков, они понесли убытки в размере более миллиарда рублей.

Директор МУП «КПАТП № 2 Альберт Мухаметшин заявил собравшимся, что он был вынужден брать кредиты для выплаты зарплат сотрудникам.

«С повышения на 2 рубля нужно понимать, что у нас другого выхода нет, мы лишнего не просим», — отметил перевозчик.

Эти данные подтвердили представители Минтранса РТ, которые проводили анализ хозяйственной деятельности автопассажирских компаний города. Ведомство так же поддержало предложенное повышение цен.

«Действительно, убытки предприятий связаны с ростом тарифов на электроэнергию, цены на ГСМ, агрегаты, запчасти. Предприятия несут колоссальные убытки также в связи с объемом лизинговых платежей», — сказал на заседании начальник управления стратегического развития Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ильнур Нурмухаметов.

С ним согласился заместитель руководителя исполкома города Ильдар Шакиров. Он добавил, что в этом году в рамках подготовки проведения ЧМ-2018 в Казани автотранспортные предприятия в полном объеме выполнили обязательства и приобрели 215 новых автобусов. Помимо этого, в следующем году вступают в силу требования федерального законодательства в части оснащения подвижного состава тахографами, что повлечет за собой дополнительные затраты.

«Мы готовы поддержать тот уровень (27 рублей — прим. Т-и), который был озвучен. В последующем — в случае изменения конъюнктуры рынка будем еще обсуждать», — подчеркнул в своем выступлении Ильдар Шакиров.

Единственный голос против повышения

Пожалуй, единственным, кого не убедили доводы транспортников, на заседании стал заместитель председателя Общественной палаты РТ Тимур Халиков. Его первой претензией стало то, что материалы для рассмотрения тарифного дела Госкомитет прислал лишь накануне вечером

«Мы считаем — это поздно, учитывая ту истерию, которую устроили в СМИ. Соответственно и люди, которые, так, скажем, стоят на той стороне и пользуются транспортом — не смогли более детально и качественно данную аргументацию изучить. Более того, материал менее наполнен, чем материал 2016 года, когда последний раз повышались тарифы», — заявил он.

Он добавил, что уже тогда поднимался вопрос о том, что нужна нормально действующая модель, описывающая экономику деятельности общественного транспорта в Казани, и что 8 из 13 перевозчиков показывают убытки.

«Мы пришли к 2018 году с той же проблематикой. Казалось бы, если проблема повторяется постоянно, соответственно, и исполком Казани должен предлагать альтернативные сценарии с точки зрения, как регулировать этот процесс», — отметил спикер.

Кроме того, он коснулся вопроса проездного билет на 50 поездок на один вид транспорта за 750 рублей в месяц.

«В 2016 году мы приходили к тому, что это социальное благо и люди должны пользоваться, но почему-то в 2018 это все приобрело черту дыры, ямы, которая валит транспортников просто в пропасть. Нам нужно определиться, как мы это рассматриваем — как социальную меру или способ зарабатывания денег», — сказал Халиков.

На это Абдулхаков ответил, что в городе с того времени многое было сделано в сфере транспорта, а маршрутная схема Казани признана экспертами одной из лучших в России.

«Куда идут эти деньги, почему нельзя безналично расплачиваться?»

Еще один острый вопрос, поднятый Халиковым, касался электронных транспортных карт. По его словам, он также обсуждался в 2016 году, и до сих пор в этом деле нет понимания.

«Когда закидываешь деньги, то безналом нельзя, можно только наличными. Если это касается проезда в том числе, то мы проанализируем, что это за структура, куда идут эти деньги, почему нельзя безналично расплачиваться? С 2016 года всё так и осталось», — возмутился спикер. Александр Груничев дал поручение своему заместителю проработать этот вопрос.

Однако на этом дискуссия не завершилась. Представители исполкома были явно возмущены скрупулезными замечаниями Халикова.

«Я все-таки не хотел бы, чтобы на такой ноте проходило, как будто изобличали исполком в том, что мы что-то скрываем, — сказал Абудлхаков. — В 2016 году на заседании эти вопросы были подняты, и мне не нравится, что говорится о том, что ничего не сделано. Проведена была работа по транспортной отрасли с экономической моделью, о ней было доложено через СМИ, брифинги».

Заместитель председателя Общественной палаты посоветовал чиновникам не принимать излишнюю открытость и прозрачность в штыки — мол, в последующем это будет им только в помощь.

«Мы пользуемся этим транспортом и стараемся обеспечить эту прозрачность с той точки зрения, чтобы могли на следующий год выстраивать работу. А вообще, надо было Наталью Дмитриевну позвать — нашего члена правления, которая как раз получила увечья в общественном транспорте. Ей было бы что сказать, — колко заметил он. — Вы все это воспринимаете это в штыки, как будто это все вам в последующем будет мешать, а это, наоборот, будет помогать. Это не дискуссия, это реальность, которую мы с вами обсуждаем».

Госкомитет РТ по тарифам предложил каждый год пересматривать цены на проезд

Окончательное решение о повышении цен будет принято на заседании правления Госкомитета Татарстана по тарифам. Учитывая кризисность ситуации, глава ведомства предложил пересматривать тарифы на транспорт каждый год.

«Раз уж мы этого коснулись, то, на мой взгляд, было бы правильно каждый год эти обращения рассматривать — в зависимости от экономической составляющей», — сказал Александр Груничев и высказал идею о создании рабочей группы.

«Вы об этом говорите не первый год. Почему госкомитет регулярно инициирует эту работу? Вот давайте создадим рабочую группу, этих рабочих групп сколько уже было...», — не унимался Халиков.

Как позже признался журналистам заместитель руководителя исполкома города Ильдар Шакиров, власти города рассчитывают, что новые цены будут приняты в первом квартале 2019 года.

Рассматриваемые тарифы позволят Казани доукомплектовать в целом по городу 250 водителей, пояснил Абдулхаков.

«Как только мы по ним укомплектуемся, мы оставим за собой право и дальше обратиться за повышением тарифов, чтобы и дальше привлечь водителей и кондукторов. Просто их сегодня на рынке нет, поэтому 250 — мы ставим задачу. Если мы их наберем за полгода, значит, через полгода обратимся еще. Наберем за год — через год обратимся. Два года не сможем набрать, значит, два года обращаться не будем», — подытожил председатель комитета.