Все говорят про Суэцкий канал: его перекрытие затронет каждого из нас?

На этой неделе гигантский контейнеровоз «закупорил» Суэцкий канал. Несмотря на все усилия, судно до сих пор не сдвинулось с места, а в мировых медиа воцарилась паника. По просьбе Sntat экономический аналитик Михаил Крутихин объясняет, почему все всполошились из-за канала в Египте.

Почему этот канал так важен?

Суэцкий канал находится в Египте и соединяет Средиземное и Красное моря. Это один из основных транспортных маршрутов между Европой/США и Азией. По каналу проходит 12% мировых грузоперевозок.

Есть ли альтернативные пути?

Если по морю, то судам придется огибать Африку, а это очень долго. Конечно, для нефти есть и другие решения, к примеру, нефтепровод, проходящий почти параллельно суэцкому каналу. Также есть пока неработающий нефтепровод из Саудовской Аравии через Израиль к порту Ашкелон. Однако они не смогут возместить нужный объем транспортировки.

Мировая торговля уже пострадала от перекрытия?

Без Суэцкого канала мировой торговле придется действительно туго. Правда, прошла всего пара-тройка дней, так что пока это не ощутимо и отставание можно легко нагнать. 

Вот если открытие не случится в понедельник, то рынки начнут волноваться, постепенно поднимутся цены на различные товары, включая, нефть и нефтепродукты.

А нам-то что?

Через Суэцкий канал идет огромное количество контейнеров с товарами из Азии: все, что делают в Китае, Японии, Южной Корее - от тапочек до автомобилей. Если его не получится открыть, увеличатся маршруты, сроки поставок изменятся на 2-3 недели, вырастут цены на перевозку. А это прямой удар по потребителю.

Его кто-нибудь разблокирует?

Маленький экскаватор, в одиночку откапывающий гигантский контейнеровоз в Суэцком канале, стал звездой мемов. Этой фотографией пользователи иллюстрируют буквально все жизненные ситуации: от невозможности переделать все запланированные дела до бренности бытия. На деле же канал усиленно пытаются разблокировать. Туда направлены дополнительные буксиры и другая техника.


Никогда такого не было, и вот опять

Это не первая блокировка канала: он закрывался, когда шли арабо-израильские войны. Последняя датируется 1973 годом, и тогда канал очень долго был перекрыт - примерно до 1977-го. В те годы он пропускал гораздо меньше грузов и, тем не менее, имел огромное значение для мировой торговли. Потребителю был нанесен серьезный ущерб.

Сможет ли на этом заработать Россия?

Россия могла бы заработать на повышении цен на нефть и нефтепродукты: если канал будет долго перекрыт, цены ожидаемо повысятся.

Отметим, что рост цены на нефть марки Brent в 5% на этой неделе многие напрямую связали с блокировкой Суэцкого канала. Однако, по мнению Михаила Крутихина, пока рынок на это событие не реагирует, а ситуацию с Brent он объясняет играми на рынке, которые происходят ежемесячно. 

Что говорят цифры?

На данный момент по обе стороны канала скопились порядка 150 судов. В их числе три газовоза ледового класса, обслуживающих СПГ-проект российского «Новатэка» — Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei River, что не исключает роста спотовых цен на газ.

Помимо этого, танкерный фрахт на этой неделе подорожал примерно вдвое. Так, доставка светлых нефтепродуктов из Туапсе на юг Франции с 1,49 доллара за баррель 22 марта дошла до 2,58 доллара 25 марта. Доставка 40-футового контейнера из Китая в Европу уже стоит около 8 тыс долларов, что вчетверо больше, чем год назад.