«Искать рынки, независимые от топливных цен»: Минниханов указал пути развития нефтегазохимии РТ

В Казани состоялся совет директоров «Татнефтехиминвест-холдинга», где подвели итоги 2020 года. Какое влияние на отрасль оказала пандемия коронавируса и снижение мирового потребления – в обзоре ИА «Татар-информ».

Последствия локдауна: снижение спроса и рост инвестиций в капитал

Как сообщил в докладе генеральный директор холдинга Рафинат Яруллин, выпуск продукции татарстанского нефтегазохимического комплекса в 2020 году снизился на 8,4%. Динамика производства оказалась негативной.

«Однако связывать это только с пандемией — неправильно. Негативные тенденции отмечались еще в 2019 году. Выпуск предприятий за 2020 год снизился на 8,4%. Второй год отмечается сокращение на „ТАИФ-НК“, НКНХ, на „Кварте“ и т. д.», — отметил Яруллин.

Рост показали «ТАНЕКО» (объем переработки вырос на 12%), «Нэфис косметикс» и «Аммоний». Отрицательную динамику показали большинство секторов, кроме выпуска резиновых и пластмассовых изделий.

«За 2020 год „Татнефть“ снизила объемы добычи нефти на 13%, до 25,6 млн тонн», — рассказал докладчик.

Яруллин добавил, что, несмотря на сложности пандемии, отрасль продолжила свое развитие. Во всех секторах, кроме нефтедобычи, выросли инвестиции в основной капитал. Большинство предприятий освоили выпуск антисептиков и других товаров, востребованных во время эпидемии.

Бюджетный вклад: отчисления нефтегазохимии в казну снизились на 41%

Снижение спроса и ковидные ограничения отразились на налоговых отчислениях предприятий. В бюджеты всех уровней поступило на 30-40% меньше средств, чем годом ранее.

«В 2020 году предприятия нефтегазохимического комплекса перечислили в бюджеты всех уровней 340 млрд рублей, это на 31% ниже уровня 2019 года. В консолидированный бюджет Татарстана компании перечислили 54 млрд рублей, падение к предыдущему году составило 41%», — отметил Яруллин.

На сокращение налоговых поступлений повлияло снижение по налогу на прибыль от крупнейших плательщиков.

Топливный рынок: коллапс авиаперевозок и угроза «зеленой» энергии

Коронавирусный локдаун негативно сказался на мировом рынке моторных топлив. Наиболее заметно пострадал выпуск авиакеросина: глобальный спрос на авиатопливо в секторе коммерческих авиаперевозок просел более чем на 47%.

«За год снижение потребления жидких углеводородов составило от 8 до 12%», — отметил Рафинат Яруллин.

При этом другая стратегическая угроза отрасли связана вовсе не с пандемией. Речь идет о запретах на продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Перспектива такого развития событий становится все более реальной во многих странах мира.

«На правительственном уровне о скором запрете на продажу таких авто уже объявили 14 стран. Даже консервативный сценарий развития энергетики предполагает снижение потребления нефти», — подчеркнул Яруллин.

По его словам, выходом из ситуации может стать развитие рынка химических товаров — именно туда нужно направлять большую часть продуктов нефтепереработки.

Альтернативную энергетику нужно иметь в виду при планировании работы нефтегазохимической отрасли, отметил Президент РТ Рустам Минниханов. В то же время именно углеводороды являются основным сырьем для множества химических компонентов.

«Я думаю, рынок должен восстановиться. Необходимо искать прибыльные ниши, которые будут востребованы даже при снижении потребления топлива», — резюмировал Президент Татарстана.