Выживут те, кто барахтается: бизнесмены о секретах преодоления «коронавирусного» кризиса

Нерабочий период для многих предпринимателей плавно перетек с апреля на май и на июнь. Успешные бизнесмены из Татарстана рассказали, как выплывают из кризиса, на онлайн-форуме, посвященном Дню российского предпринимательства.

Бизнесменам надо обратить внимание на телемедицину и вендинг

Активный рост курьерских служб, телемедицины, вендинга грядет через пару лет, когда эпидемия коронавируса закончится. Такой прогноз дал консультант по финансам и развитию бизнеса Михаил Носов.

«Каждый кризис оставляет след в бизнес-моделях. Возможно, мы сейчас испытываем сложности и затруднения. Многие предприниматели это чувствуют, но через два года мы посмотрим на 2020 год и скажем ему спасибо»Михаил Носов

Эксперт также посоветовал обратить внимание на бесконтактную доставку, вендинг и системы «умный дом» и перестроить свой бизнес.

Пора лавировать между числом сотрудников и минимальной зарплатой

Председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев пережил уже несколько кризисных периодов. Главное отличие «коронавирусного» кризиса в том, что он поразил не только деньги, но и здоровье. С таким вызовом бизнесмены столкнулись впервые, и пускай на защитные средства и дезинфекцию требуются большие деньги, гораздо острее стал вопрос переформатирования бизнес-процессов.

Первый квартал этого года стал для бизнеса Зубарева успешным. Люди ринулись за дорогими покупками, скачок доллара простимулировал продажи авто. Но с тех пор бизнес сильно просел.

«Падение рынка, по официальной статистике, минус 80%, но мы ожидаем, что кризис будет глубже. Я думаю, что он будет наиболее затяжным, сложнее будет запускаться экономике» Вячеслав Зубарев

Бизнесмен посоветовал предпринимателям не тянуть до банкротства. Возможный выход — лавировать между оптимальной численностью сотрудников и минимально приемлемой заработной платой, чтобы сохранить коллектив и его «боеспособность» и не свалиться в банкротство.

В бизнес важно добавить душевности

Бизнесменам, связанным с образованием и воспитанием, сейчас особенно важно не скатиться в голую и холодную цифровизованность. Нужно держать в фокусе вопросы развития в детях эмоциональной составляющей, рассказала руководитель и сооснователь уникального пространства для детей «Детский город «КидСпейс» Елена Тихонова.

«Эмоциональный интеллект, эмпатия, коммуникабельность — это то, от чего наши дети не должны отвыкать. Все это кончится, а им с этим дальше жить» Елена Тихонова

В ответ на кризис в бизнесе Тихоновой появился новый продукт — онлайн-няня. Ребенок может общаться, танцевать, играть с ней по видеосвязи, пока его мама занята или работает.

«Мы немножко переформатировались, работаем в онлайне. У нас, как я считаю, суперуслуга „Няня-онлайн“. Это нечто новое для Казани. В столицах и за рубежом это называется бебиситтерство, а у нас — „Наша няня“» Елена Тихонова

В семейном бизнесе с родственниками нужно быть построже

Кризис не пощадил семейный бизнес, признался генеральный директор медицинского центра «Клиника Нуриевых» Ильяс Нуриев. Поэтому вопрос персонала становится особенно важным— никому нельзя делать поблажки.

«Очень важно иметь принципиальное отношение к своим родственникам, к ним более жесткие требования, чем к обычным работникам» Ильяс Нуриев

Во главе семейного бизнеса должны стоять профессиональные менеджеры, которые практически выросли среди рядового состава, а затем доказали свой профессионализм и лояльность, считает бизнесмен. Поэтому во главе клиники Нуриевых скоро могут встать не люди с фамилией «Нуриев», а «выросшие менеджеры».

Мужчина или женщина: у кого больше шансов справиться с кризисом

У кого больше шансов на выживание в темные времена: у бизнесмена или бизнесвуман? Этот вопрос давно волновал Ильяса Нуриева, и свой ответ он нашел.

«Мужчина более рисковый, агрессивный. Как только нужно начинать новый бизнес из кризиса и ямы — это мужчина. Но как только бизнес состоялся, встал на ноги — обязательно нужна женщина. Она по природе менее агрессивна, более экономна, она семь раз отмерит, чтобы принять то или иное решение»Ильяс Нуриев

Отношение к клиенту: кто платит, тот и заказывает музыку

Предпринимателям сейчас особенно важно задуматься не о том, как заработать, а о том, как принести пользу, заинтересовать и предложить клиентам что-то ценное, считает генеральный директор ООО «Кориб» Олег Коробченко.

«Всегда нужно работать по принципу нужности заказчику: кто платит тебе деньги, тот и заказывает музыку» Олег Коробченко

Бизнесмен посоветовал предпринимателям не прекращать работать несмотря ни на что, поступать как лягушка из басни, которая барахталась, сбила молоко в масло и выжила благодаря этому.

Чтобы татарстанским предпринимателям было легче адаптироваться к работе в сложный период, «Фабрика предпринимательства» запустила для них серию бесплатных мастер-классов. Эксперт уже поделилась секретами общения с клиентами и самоуспокоения. Ссылки на новые мастер-классы и полезную информацию для бизнесменов размещают в социальных сетях и Telegram-канале.