Братья Васильевы: Мечтаем открыть в Казани музей анимации

Роман и Максим Васильевы – основатели своей творческой мастерской, мультипликаторы, организаторы мероприятий для детей и взрослых, два бородатых брата-близнеца, которые влюблены в анимацию и не похожи друг на друга. Об их увлечении, которое переросло в бизнес, в материале «Татар-информ».

«Мастерская братьев Васильевых – Творческий центр» — под таким названием уже шесть лет в Казани проходят мастер-классы по мультипликации, рисованию песком, светом и на воде, гончарному ремеслу, росписи по стеклу и другим видам творчества.

А начиналось с работы Максима и Романа мультипликаторами. Они не посещали курсы по мультипликации, потому что их просто не было тогда в Казани. Они самостоятельно изучали, что такое анимация, как создается движение, практически сами изобретали все, что уже давно существовало. На первых порах ребята брали какие-то простые предметы, двигали их, снимали на камеру и создавали сюжеты.

Роман: «Тогда мы сняли несколько мультфильмов с движением облаков, с оригами, с фруктами. Позднее мы начали делать мультфильмы и рисованные на стекле фломастером – это сложнее, но техника та же, покадровая съемка — сделали кадр, подвинули, дорисовали, еще кадр. Из большого количества кадров получается анимация. Потом мы перешли и на компьютерные программы»

Затем братья познакомились с другими мультипликаторами – казанской анимационной студией Propellers. Вместе они сделали несколько мультфильмов и поучаствовали в паре фестивалей. Но так как мультфильмы у них на тот момент были самые простые, призовых мест они не заняли. Тогда братья Васильевы попробовали обучать анимации других. В январе 2012 года они арендовали помещение и провели свой первый мастер-класс по созданию мультфильмов.

Роман: «В какой-то момент перед нами встал выбор: стать профессиональными мультипликаторами или найти для себя что-то другое. После того, как мы провели первый мастер-класс по мультипликации, то поняли, что делать что-то подобное для людей, общаться с людьми – это гораздо интереснее»

Главное в рисовании песком – это атмосфера

После того как Максим и Роман освоили мультипликацию, они открыли для себя рисование песком и песочную анимацию. Тогда, почти семь лет назад, этот вид творчества в Казани только набирал популярность, но исключительно в виде шоу — на свадьбах и корпоративах — когда художник рисует, а картинка выводится на проектор.

Роман: «Этот вид творчества привлекает меня больше всего атмосферой, тем, что в нем необязательно достигать какого-то результата. Если в создании мультфильма важно, какая картинка получится, то здесь мы можем рисовать, практически медитируя, не переживая, что выйдет. Конечно, можно создавать шедевр, стремиться сделать фотографию этой песочной поверхности, чтобы распечатать и повесить на стенку. Но можно и просто порисовать узоры, помедитировать, расслабиться. А когда вокруг выключен свет, и единственный источник света – это песочный столик, то получается уютно и красиво»

Максим: «Всего за полтора часа уже можно научиться основам рисования на песке, люди узнают, какие можно использовать приемы, инструменты, базовые образы. Постепенно усложняя картинки, человек может самостоятельно рисовать образы посложнее, комбинируя разные инструменты, в первую очередь, собственные пальцы, а также кисточки и трубочки»

Творчество как способ расслабиться

Если вы последний раз мяли пластилин или держали в руках кисточку еще ребенком, то, скорее всего, ощутите восторг, когда снова попробуете заняться каким-то творчеством уже во взрослом возрасте. Вовсе не нужно иметь навыки художника или гончара, чтобы насладиться рисованием или лепкой из глины. И дети, и взрослые любят творить, но взрослые часто стесняются таких, как многим кажется, детских увлечений.

Братья Васильевы поняли, что могут помочь взрослым снова открыть в себе творческие задатки и таланты, которые есть у каждого, стоит только поискать. Важно направить человека, приободрить, если что-то не получается в рисовании или лепке.

Даже если после одного-двух часов, проведенных за песочным столиком или гончарным кругом, у человека не выйдет шедевр, он точно зарядится новыми эмоциями, получит энергетическую разрядку благодаря тактильным ощущениям. Многие слышали о том, как важно и полезно развивать мелкую моторику рук. Такие занятия полезны маленьким детям, но и взрослым не будут лишними, чтобы просто расслабиться и отвлечься.

Изначально братья начинали заниматься с взрослыми, но со временем стали подстраиваться под запросы людей, которые все чаще стали приводить с собой детей. Тогда они попробовали учить делать мультфильмы и малышей.

Васильевы признаются, что с детьми работать сложнее, но самое главное – это их заинтересовать. Они на своем примере показывают, что увлекательным материалом и творчеством можно на пару часов угомонить даже самого шумного и непослушного ребенка.

Максим: «Когда дети видят внушительную бороду Романа, они сразу принимают его авторитет, и уже никаких проблем не возникает»

Самая большая мечта – музей анимации

Максим увлекается производством анимационных игрушек — старинных приборов, которые были изобретены в 19 веке, через них можно посмотреть какую-то иллюзию или небольшой кусочек анимации. Например, зоотроп – барабан со щелями на равном расстоянии, внутри которого полоска с анимацией. При раскрутке барабана можно увидеть зацикленную анимацию за одну секунду мультфильма.

Максим: «В России люди видят эту игрушку и спрашивают: ой, а что это? И когда ты им объясняешь, они решают, что это можно подарить кому-то на день рождения, взять как сувенир. А за границей наоборот — люди хотят эту игрушку, «гуглят» именно ее и уже натыкаются на меня. Самое популярное место в мире, куда заказывают мои игрушки — Калифорния, там сейчас около 40 моих игрушек».

Детали для игрушек братья делают на собственном лазерном гравере, который может производить любые изделия из фанеры. Братья мечтают открыть в родном городе свой музей анимации, так как именно с нее начиналось их дело.

Роман: «Это наша самая большая любовь, любовь к анимации, к мультфильмам. Поэтому сейчас мы собираем большую коллекцию старинных анимационных экспонатов, и всё это выльется в музей».

Сейчас у них есть две витрины с историческими игрушками. Старинные оригиналы, как и в большинстве музеев, трогать нельзя. А вот наглядно показать, как делается анимация, как вообще анимацию показывали 100 — 150 лет назад, братья могут с помощью интерактивных экспонатов, которые они делают сами.

Игрушки Максим ищет на барахолках, в Интернете, на аукционах. Обязательный пункт программы в каждой заграничной поездке братьев – посещение блошиного рынка, где можно найти особенно редкий экземпляр.

Одним из таких, который теперь уже нигде не достать, является книга со скрытыми картинками, которая издана в 1910 году в США.

Максим: «В ней видны картинки, нарисованные красными линиями. И очень тоненькими, практически не видимыми желтыми линиями нарисован второй рисунок. Если на эту картинку наложить красный светофильтр, то красные линии исчезают, а желтые, которых не было видно, они проявляются».

Сейчас братья Васильевы разбирают, как устроены игрушки, чтобы их воспроизвести. Для этого они умеют работать с различными дизайнерскими программами и сотрудничают с художниками.

Братья сами написали франшизу 

Как предприниматели, братья подтверждают, что бизнес нужно контролировать самостоятельно от начала до конца, потому что только они досконально знают свой проект. В какой-то момент Васильевы решили продавать свое дело по франшизе – то есть упаковать все свои бизнес-процессы в «красивую коробочку», которую можно продать другому человеку в другом городе. У такого покупателя – франчайзи – будет все для легкого и быстрого старта, он начнет бизнес под тем же названием, что у них, но при этом не будет совершать их ошибок. 

Они столкнулись с неудачей, когда доверили написание франшизы одной казанской фирме. В итоге была заплачена крупная сумма денег, а работа была выполнена плохо, потому что компания не вникала в суть их бизнеса, и многие моменты были недоделаны. Тогда им пришлось самостоятельно переписать франшизный пакет.

На сегодня братья продали только одну франшизу – в город Пермь, но там их дело просуществовало недолго.

Роман: «Не все было просто, как нам хотелось. Франчайзи приезжал в Казань со своим педагогом, мы их обучали нашим видам творчества, показывали, как все устроено, передали оборудование. Сначала все было замечательно, этот человек быстро открылся, нанял первых сотрудников, и у него пошел поток первых заказов. Но оказалось, что поток недостаточный. Было много ошибок и с его стороны, потому что он не хотел делать всё так, как мы говорим. Были ошибки и у нас, потому что это была наша первая франшиза»

Братья Васильевы не оставляют идеи открыться в других городах, но, возможно, уже в другом формате.