Пополнение на 2 млрд рублей и более миллиона проданных проездных: как устроен бизнес казанской «Транспортной карты»?

Более 50% выручки казанских перевозчиков приходится на средства от пополнения жителями города транспортных карт. О том, как распределяются эти деньги, — в материале ИА «Татар-информ».

С 1 февраля в Казани изменятся тарифы на транспортные карты. Так, отменяются 50 поездок в месяц за 750 рублей, а стоимость транспортной карты на все виды городского транспорта (в том числе максимум 50 поездок на метро) составит 2,5 тыс. рублей. Решение приняли руководители автотранспортных предприятий, чьи убытки в прошлом году превысили 1 млрд рублей. Корреспонденты ИА «Татар-информ» выяснили, как устроен бизнес ОАО «Транспортная карта», принадлежащий структурам исполкома Казани и «Ак Барс» Банка.

Изменения в тарифах на транспортную карту инициировали перевозчики

Решение об изменении тарифов приняли казанские перевозчики 10 января на совещании, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе мэрии.

«Тарифные планы электронных проездных билетов устанавливаются советом директоров перевозчиков в зависимости от их финансовых возможностей», — отмечается в сообщении.

К слову, о финансовых проблемах автотранспортные предприятия города трубят еще с прошлого года. По итогам 2018 года перевозчики зафиксировали убытки в размере более 1 млрд рублей

Напомним, в феврале казанцев ждут новые цены на транспортные проездные. Так, стоимость транспортной карты на все виды городского транспорта (в том числе максимум 50 поездок на метро) составила 2500 рублей. Безлимитный проездной на все автобусные маршруты будет стоить 2300 рублей. Кроме того, отменили полюбившийся горожанам проездной билет на 50 поездок за 750 рублей.

В распоряжении ИА «Татар-информ» оказался годовой отчет ОАО «Транспортная карта» за 2017 год. Вместе с экспертами корреспонденты агентства попытались выяснить, каким образом распределяются деньги за оплату проезда.

«Ак Барс» Банк не участвует в управлении «Транспортной карты»

Как оказалось, ОАО «Транспортная карта» на 51% принадлежит АО «Социальная карта» (100% общества владеет «Ак Барс» Банк) и на 49% — комитету земельных и имущественных отношений исполкома Казани.

Но в оперативном управлении компании «Ак Барс» Банк не участвует, заявили ИА «Татар-информ» в пресс-службе финансовой организации. Банк обслуживает расчетный счет организации на стандартных условиях.

«Банк не принимает решения по определению тарифов за пользование электронным билетом. Установка стоимости проезда, в том числе по „транспортной карте“, в зоне ответственности Государственного комитета РТ по тарифам и комитета по транспорту», — говорится в сообщении «Ак Барс» Банка.

Отметим, что в совет директоров компании входят глава транспортного комитета исполкома Айдар Абдулхаков, заместитель руководителя исполкома Ильдар Шакиров, а также представители «Ак Барс» Банка. Генеральным директором компании является Рамиль Якупов, следует из годового отчета предприятия за 2017 год.

Жители Казани пополняли карты на 2 млрд рублей

В годовом отчете «Транспортной карты» указано, что по итогам 2017 года валовая прибыль компании составила более 53 млн рублей. Доход складывается из агентского вознаграждения, продажи карт, ремонта устройств проверки проездных и т.д.

За отчетный период жители города пополняли свои карты совокупно на 1,9 млрд рублей. При этом было совершено более 154 млн транзакций.

«Денежные средства за пополнение транспортных карт от агентов поступают на расчетный счет ОАО „Транспортная карта“ и распределяются между перевозчиками», — говорится в отчете. Распределение средств согласовывает исполком Казани.

По состоянию на декабрь 2018 года реализовано более 1,17 млн платных транспортных карт, сообщили в пресс-службе мэрии.

В бюджет города деньги с ТК не попадают

В общем объеме выручки доля средств, собранных от пополнения электронных проездных билетов, включая льготные электронные проездные билеты, составляет 56,3%. Об этом агентству заявили в мэрии Казани.

При этом в городскую казну средства от реализации и пополнения транспортных карт не поступают. Деньги распределяются между предприятиями-перевозчиками Казани в соответствии с выполненной работой.

Если по электронному проездному билету совершены поездки на меньшую сумму, деньги распределяются между предприятиями-перевозчиками пропорционально выполненной работе.

По некоторым тарифным планам на один электронный проездной билет совершается большое количество поездок, пояснили в мэрии. Например, по единому электронному проездному билету на все виды транспорта при стоимости тарифного плана 2040 рублей осуществляется в среднем 112 поездок. По электронному проездному билету на автобус на все маршруты при стоимости тарифного плана 1700 рублей — в среднем 103 поездки.

«Поэтому не использованные в некоторых электронных проездных билетах поездки частично компенсируют убытки пассажирских транспортных предприятий», — подчеркнули в пресс-службе.

2,5% от оплаты идут на агентские вознаграждения

За услуги, оказанные транспортным операторам, ОАО «Транспортная карта» получает агентское вознаграждение в размере 2,5% от суммы, подлежащей перечислению перевозчику. Затем эти деньги распределяются между агентами по продаже и пополнению электронных билетов и процессинговым центром АО «Социальная карта».

Сейчас электронный проездной билет можно пополнить и приобрести в 780 пунктах пополнения транспортных карт. ОАО «Транспортная карта» имеет агентские договора на пополнение транспортных карт с ФГУП «Татарстан почтасы», ПАО «Сбербанк России», ОАО «Ак Барс» Банк, ООО КБЭР «Банк Казани», ОАО «Татсоцбанк», АКБ «Энергобанк» (ПАО), ООО «Транс-Бизнес», ООО «Агентство торговли» и др.

Примечательно, что до мая 2017 года агенты получали 4% от транзакции. Известно, что в 2008 году «Ак Барс» Банк выделил компании кредит в 80 млн рублей.

«Кредит был полностью погашен в апреле 2017 года, за счет чего удалось снизить ставку агентского вознаграждения с 4 процентов до 2,5», — объяснили в мэрии.

«Я не вижу здесь завышенной себестоимости»

С учетом льгот стоимость одной поездки по транспортной карте составила 12,7 рубля — основная доля поездок приходится на льготную категорию граждан. Об этом ИА «Татар-информ» заявил аналитик отдела анализа рынков АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

«Получается, с каждой усредненной поездки было перечислено в счет системы лишь около 32 коп. Эффективность расходования средств непосредственно „Транспортной карты“ можно проследить исходя из отчета, и я не вижу здесь завышенной себестоимости или операционных расходов. Однако в стоимости поездки эти расходы не играют особой роли», — отметил эксперт.

Он также обратил внимание, что ОАО «Транспортная карта» в 2017 году получило 4,7 млн руб. процентных доходов. «Думаю это в том числе экономический эффект от отсрочки платежей», — добавил Нигматуллин.

«Получать эту цену под силу лишь банкам»

Согласно отчету, перевозчики получают средства только на следующий месяц (по льготным картам) или в течение трех рабочих дней (по электронным платным билетам).

Вряд ли временное пользование средства существенно добавляет дохода компании, отметил в разговоре с ИА «Татар-информ» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

«Да, деньги имеют цену. Но получать эту цену под силу лишь банкам, которые могут пустить их в оборот либо фондируя ими предоставляемые кредиты, либо как минимум торгуя ими на короткий срок на межбанковском рынке», — сказал он.

Сама же компания в лучшем случае получит проценты, начисляемые банком на свободный остаток средств на счетах предприятия. Это сущая мелочь, в лучшем случае в пределах менее 2% годовых, подытожил специалист.

Перевод на электронные проездные начался 10 лет назад

Компания «Транспортная карта» была учреждена в рамках программы Автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. Основная цель внедрения АСОП ГПТ — развитие отрасли пассажирских перевозок Казани.

С 1 июня 2018 года в столице Татарстана на всех маршрутах пассажирского транспорта Казани были введены социальные электронные проездные билеты. Годом позже горожан ожидал новый этап «транспортной эволюции». В дополнение к бесплатным социальным электронным проездным билетам были введены платные электронные проездные билеты для всех желающих.

Система оплаты проезда на базе многофункциональной смарт-карты должна была обеспечить транспортников денежными компенсациями за реальный объем оказанных услуг, а население — адресной соцпомощью в части расходов на транспорт.

Кроме того, предполагалось, что нововведение позволит получать реальные данные о распределении пассажиропотока, что помогло бы оптимизировать планирование маршрутной сети и количество подвижного состава.

С самого начала оплата проезда по электронному проездному была более низкой, чем за наличку. Благодаря такой форме транспортники планировали сократить процедуру оплаты проезда, уменьшить накладные расходы на обслуживание наличных денежных средств, повысить производительность труда кондукторов и собираемость платежей.

В 2012 году УФАС по РТ оштрафовало «Транспортную карту» за агрессивный захват рынка

В 2012 году Управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану выписало «Транспортной карте» штраф в размере 226 545 рублей. У ведомства возникли претензии к разным тарифам при оплате картой и за «наличку». Кроме того, городские власти, по мнению ведомства, вынуждали перевозчиков заключать с компанией типовые договоры, что привело к устранению конкуренции на рынке перевозки пассажиров общественным транспортом.

По мнению УФАС, действия властей города, Госкомитета РТ по тарифам и самой компании дали возможность ОАО «Транспортная карта» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке перевозок, а также привели к установлению экономически необоснованного тарифа на оплату разовой поездки за наличный расчет. Во всем этом антимонопольщики увидели «навязывание услуг ОАО „Транспортная карта“».

Дифференциацию ввели лишь в 2010 году. Тогда комитет по транспорту исполкома направил ОАО «Транспортная карта» письмо с просьбой обеспечить необходимый резерв бесконтактных смарт-карт для их последующей продажи.

«Данное письмо указывает на то, что дифференциация тарифов услуг транспортных перевозок в зависимости от способа оплаты приведет к большому росту покупателей карт ОАО „Транспортная карта“. Таким образом, органам местного самоуправления города Казани заранее было известно о том, что установление различных тарифов на разовую поездку <...> приведет к увеличению количества потребителей (пассажиров), пользующихся электронным проездным билетом», — говорится в постановлении УФАС по РТ.

«Транспортная карта» обжаловала решение в Арбитражном суде Казани, но в итоге суд встал на сторону антимонопольного органа.