Ильдар известен как владелец макетной мастерской «Архитип», которая воссоздает как здания жилищных комплексов, так и старинных домов, церквей и мечетей. Здания в миниатюре могут позволить заказать только крупные компании, но для всех заинтересованных Ильдар выкладывает фото и видео в Инстаграм, а после переезда в новый офис планирует проводить и мастер-классы.
«Человек должен реализовываться там, где ему интересно»
Мы пришли в мастерскую утром, когда здесь еще не кипела работа и можно было аккуратно осмотреть разрабатываемые макеты в мельчайших подробностях.
Посередине комнаты разместился макет Ольгинского приюта. Благодаря отсутствию стен в некоторых местах можно увидеть, как дворник убирает снег, а кухарки готовят завтрак и греют чай на печи. А рядом с приютом сооружается макет мечети из родного села Ильдара Шали.
Офис «Архитипа» заставлен различным оборудованием (3D-принтерами, станками) и опасными инструментами (резаки, ножи, пила, молоток, кусачки). С их помощью здесь изготавливается множество интересных деталей для макетов.
Ильдар занимается визуальной составляющей макета. Он рисует дизайн и прорабатывает стилистику. Что, из каких материалов, по каким технологиям и в каком количестве будет изготавливаться, обсуждается с конструктором макета. Также в команде есть чертежники, трехмерщики, которые занимаются 3D-моделированием, художники макета. 90% работников – студенты КГАСУ.
«Все, кто у меня работает, из архитектурного вуза. Это очень важно, потому что люди понимают масштаб, знают конструктив. Им не нужно давать дополнительных знаний. Они уже в теме. Также многие студенты учились в художественной школе. У них есть художественное видение», – рассказывает он.
Конечно, не все могут осилить работу в мастерской – для создания макетов сотрудникам требуется усидчивость, кропотливость, заинтересованность и инициативность. Многие, проработав некоторое время, уходят.
«Изначально я переживал по этому поводу, но потом осознал, что это очень крутая вещь в том плане, что мне начали приходить заказы по совету тех сотрудников, которые у меня работали. Они устраиваются, например, в какую-то архитектурную компанию, и, когда у руководства возникает желание создать макет, мои бывшие сотрудники рекомендуют нас. Это классно. Это такой сарафан, который мы генерируем сами», – говорит Ильдар.
«Я стал спокойно отпускать людей. Человек должен реализовываться там, где ему интересно».
Как все начиналось: домик из лопуха и репейника, строительство фонтанов в армии и первый коммерческий проект
Ильдар вырос в деревне Шали в Пестречинском районе Татарстана. В детстве он писал картины маслом, участвовал в школьных выставках, рисовал для стенгазеты. А самый первый макет дома он создал из лопухов и репейника.
«Лопухи по структуре похожи на бревно с пазом. Я из них рубил сруб. У репейника же твердый ствол. Из него я делал доски. Вот и получался такой маленький дом. Моя бабушка восхищалась моей работой, заносила его домой, а он на следующий день весь умирал», – вспоминает Ильдар.
Поступив в КГАСУ и проучившись до четвертого курса, будущий предприниматель по собственному желанию прервал учебу и ненадолго устроился работать в рекламное агентство. Это был первый и единственный раз, когда он работал по найму, уверяет Ильдар.
Проработать в агентстве долго не получилось – Ильдара забрали в армию на два года. Но эти обстоятельства не помешали юному макетчику, а наоборот, многому научили.
«По-разному же можно относиться к одним и тем же вещам. Кто-то говорит, что армия – бесполезная трата времени. У меня было не так. Я сразу обозначил, что я умею рисовать, могу что-то руками делать. Я собрал команду ребят, и мы строили фонтаны в парке, делали кабинет полковнику. Кстати, с полковником мы до сих пор дружим».
Вернувшись из армии, Ильдар начал процедуру по восстановлению в институт архитектуры и дизайна. Тогда один из дипломников КГАСУ попросил его помочь в создании макета для презентации своего диплома.
«Я и те же ребята, которые сейчас со мной работают, помогали делать пластиковый монохромный макет. Даже подсветка там была. Сделали довольно-таки быстро», – рассказывает собеседник.
Первым коммерческим проектом, который сделал Ильдар в 2007 году, стал макет ЖК «Ренессанс» для строительной компании «Антика». Итог работы оценили положительно – макет отправился на инвестиционный форум в Канны.
«Мы его взялись клеить вдвоем, я и Мария. В итоге нам помогал весь офис “Антики”, потому что очень большой был проект. Мы не успевали его делать. Но мы сдали в срок. Он поехал на выставку, и заказчик остался доволен. Сейчас этот макет вроде находится в офисе “Антики”. Правда, он уже не в идеальном состоянии», – рассказывает Ильдар.
Отличия в работе с архитектурными и музейными макетами
Решение открыть свою фирму у выпускников архитектурного вуза появилось спонтанно: «Мы просто решили, почему бы самим не организоваться. Нас много, и у каждого есть своя компетенция. И вот мы решили создать свою фирму. Так сначала появился “Архитектон”, а потом и “Архитип”», – говорит Ильдар.
Изначально офисом для компании был бизнес-инкубатор в технопарке «Идея». Площадка была удобна тем, что команде не пришлось вкладываться на покупку техники и мебели. Нужно было только оплачивать аренду помещения.
«Бизнес-инкубатор был интересен тем, что они предоставляли помещение, мебель, компьютеры на каждого сотрудника. Поэтому на старте почти никаких вложений не было. Платили только за аренду», – вспоминает он.
Компания по проектированию архитектурных зданий «Архитектон» существует до сих пор. Часто две команды объединяются, чтобы предоставить комплекс презентационных материалов в области архитектуры. Так, общими усилиями создаются проекты, которые дополняются 3D-картинками, виртуальной реальностью и макетом.
В работе макетчика существует два направления – создание архитектурных и музейных макетов. Архитектурные макеты нужны для того, чтобы помогать продавать менеджерам в офисах продаж. Поэтому такие макеты должны быть в идеальном состоянии.
«Мы нарочито доводим макет до идеала. Там не должно быть никаких подтеков, следов краски. Если это стекло, то оно блестит. Если это фасады, то они чистые. Вот такой подход».
Макеты для жилищных комплексов делаются примерно от одного до двух с половиной месяцев. Чтобы создать масштабный проект, макет разбивается на много составляющих. Одни детали могут изготавливаться вручную, другие с помощью станка или 3D-принтера. Для создания «вау-эффекта» в такие макеты добавляют функцию интерактивной подсветки.
«Мы делаем светофоры, которые моргают и переключаются, уличные, парковые фонари, фары у машин. Это определенную динамику создает. Макет начинает оживать такими способами».
Когда заказчик обращается в «Архитип» с желанием заказать макет, первый вопрос, которые ему задают: «Для чего вам это нужно?» Если заказчик просит макет для участия в выставках, то он создается легким, не сильно габаритным, транспортабельным.
«У нас был интересный опыт: нам заказали макет объекта в Америке, под Нью-Йорком (там есть что-то типа нашей Рублевки) для участия в выставке. Заказчик поставил цель – перевезти макет в самолете, как личный багаж. А личный багаж – это не больше 50 кг веса. Мы влезли в эти килограммы. Макет переехал, поучаствовал в выставке», – вспоминает Ильдар.
Процесс изготовления музейных макетов может длиться до девяти месяцев. Работа над одним проектом включает в себя анализ, проектирование, согласование, насыщение макета мелкими деталями, например фигурками людей и животных. Сначаларисуется эскиз, потом он согласовывается, и затем по эскизам скульптор начинает лепить миниатюрных обитателей макета.
Ильдар работает с историками, которые курируют правильное отражение деталей того времени, к которому относится макет. Но для создания музейных макетов необходима и доля фантазии, считает специалист.
«Во всех музейных макетах есть доля фантазии, потому что не все факты известны достоверно. Поэтому в каких-то мелких вещах мы включаем свою фантазию, смотрим аналоги, начинаем додумывать, как все могло быть. То есть мы воспринимаем музейный макет как художественное произведение», – говорит он.
Макетчики «Архитипа» любят имитировать все покрытия и конструкции, которые были у оригинала. Если это деревянное покрытие, то в макете используются деревянные линейки.
«Линейки я скупаю коробками. Мы их пилим, придаем старину, брошируем. Иногда снимаем слой, чтобы создать эффект состаренной или даже подгнившей доски», – рассказывает Ильдар.
Музейные макеты в отличие от архитектурных часто нужно специально состарить, чтобы он был похож на оригинал 16-го, 17-го или 18-го века. Первый музейный макет показывает состояние острова-града Свияжск на момент взятия Казани и после. Сейчас макет находится в музее Свияжска. Интересно в этом макете то, что стены сооружались из зубочисток.
«Около 5 тысяч зубочисток ушло на стены. На этом макете мы набрались опыта и теперь стараемся с каждым разом улучшать результат. В музейных макетах у нас большой багаж опыта», – считает Ильдар.
За участие в возрождении историко-культурного наследия Татарстана острова-града Свияжск и древнего города Болгар Ильдару вручили благодарственное письмо, подписанное Государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым.
«На итоговом мероприятии по деятельности Фонда “Возрождение” нас таким образом отблагодарили. Приятно», – говорит Ильдар.
Для себя макетчики сейчас сооружают макет мечети в родном селе Ильдара – Шали. Мечеть является памятником регионального значения. Ей больше ста лет. К сожалению, ее признали аварийной, а рядом возвели новую мечеть. Чтобы мечеть не осталась забытой, команда «Архитипа» решила запечатлеть архитектуру храма в макете.
«Помню, как я поднимался на минарет маленьким. Очень интересные конструктивные особенности у мечети. Так уже не строят. Хочется интерес вызвать у людей к истории», – говорит макетчик.
Новый макет для музея Свияжска и переезд в большой офис
Скоро в музее Свияжска можно будет увидеть еще один мощный проект компании «Архитип», который создавался на протяжении девяти месяцев, – макет Успенского собора. В этой работе макетчики решили перенести акцент на фрески, потому что в соборе их нельзя рассмотреть за иконостасом.
Ильдар также не исключает возможности расширения деятельности. «Архитип» может начать приглашать заинтересованных жителей и гостей Казани на различные мастер-классы.
«Я думаю, постепенно мы придем к проведению мастер-классов, потому что людям нравится что-то руками делать», – строит планы Ильдар.
Нет комментариев-