Наталия Агафонова: Бросить вызов «Майкрософту»

Несколько лет назад правительство страны разработало программу импортозамещения, чтобы государство стало более самостоятельным в своем развитии. Оно касается не только производства продуктов питания или промышленного оборудования — на первый план сейчас выходит IT-индустрия.

По мнению генерального директора IT-компании «Новые коммуникационные технологии» Наталии Агафоновой, главная цель импортозамещения в IT-сфере — создать программные продукты, конкурентные с западными.

— Наталия Викторовна, ваша IT-компания вот уже на протяжение нескольких лет занимается разработкой и внедрением офисного пакета «Р7 офис». Это — аналог «Майкрософт офис», которым сейчас пользуется подавляющее большинство россиян. С вашей помощью, в том числе, государство хочет стать «суверенным» в плане компьютерной безопасности и, с учетом реалий, суверенным без кавычек?

— Да, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий путем замещения импортируемых товаров товарами отечественного производства — это разработка собственных, технологически независимых, программных продуктов, которые могли бы конкурировать с иностранными аналогами.

Мы начинали создавать наш продукт, когда еще стратегия импортозамещения не была принята: при разработке нашего программного обеспечения мы ориентировались на конкуренцию с лучшими решениями на мировом рынке. Наши наработки полностью легли тем самым в основу решения задачи импортозамещения.

Но для решения государственной задачи этого недостаточно — нужна поддержка всей российской инфраструктуры и полная интеграция с работающими на территории страны, в том числе в госаппарате, программными решениям. На сегодняшний день мы адаптировали «Р7-Офис» для российского рынка: продукт совместим с российским ОС и прикладными системами. Мы работаем и на Windows, и на Mac OS, и на российских операционных системы: «Астра», «Альт», «Ред-ос», «Роса». Мы также проводим плановую работу по интеграции нашего продукта с различными информационными системами, в первую очередь, системами электронного документооборота.

Сейчас все чаще в понятие нацбезопасности включают аспект IT-импортонезависимости. Наше ПО «Р7-Офис» решает эту задачи и позволяет пользователям отказаться от импортных программ работы с документами, почтой, календарями, чатами и видеозвонками и быть абсолютно независимым в этой части. Для органов власти, коммерческих структур, больших корпораций и даже для малого бизнеса важно, чтобы информация, их внутренний документооборот, какие-то коммерческие тайны не стали достоянием третьих лиц. Поэтому сейчас особенно важно пользоваться отечественными продуктами программного обеспечения, которые можно устанавливать в том числе во внутреннюю инфраструктуру организации.

— Ваша основная аудитория — региональная власть и госсектор. Охотно ли идут вам навстречу, хотят ли приобрести ваш продукт и легко ли отказываются от привычного ПО?

— В регионах мы начали работать с властями еще до того, как были включены в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Этот реестр содержит сведения обо всем программном обеспечении, которое официально признано происходящим из Российской Федерации. И с этого момента мы и начали ощущать рост интереса к нашему продукту со стороны региональной власти и госсектора. И с каждым днем этот интерес растет. Большинство заказчиков перед тем, как принять решение о покупке нашего продукта, проводят полноценное тестирование. Полноценный переход, в свою очередь, у органов власти занимает от полугода до двух лет.  

Если же говорить о самом процессе внедрения ПО, то у наших партнеров разработана собственная технология, позволяющая не только быстро развернуть наше офисное ПО на необходимое количество мест, но и обучить всех пользователей работе с нашим офисом.

Для того, чтобы перейти на наше программное обеспечение, нужно сделать всего лишь несколько шагов — несложных и понятных. К примеру, для начала, как положено, нужно приобрести лицензию на установку нового ПО. Причем, при покупке нужно учитывать, сколько именно рабочих мест вы хотите оснастить «Р7-офис».

Далее следует этап установки: если количество лицензий превышает 1 тысячу, то на установку нового ПО может понадобиться от трех до шести месяцев. Затем необходимо будет провести обучение сотрудников. После этого необходимо целесообразно провести анализ бизнес-процессов и настроить интеграцию с другим программными приложениями, работающими с офисными документами. На этом этапе важно учитывать сегментацию пользователей, задействованных в тех или иных бизнес-процессах — это необходимо учитывать при определении этапов и дорожной карты интеграции.

Важно помнить о технической поддержке, которая при дальнейшей работе существенно облегчит сложности, которые могут возникнуть у пользователей «Р7-офис», привыкших работать в прежней программе. И у айтишников вместе с технической поддержкой появится возможность собирать пожелания сотрудников — пользователей нового ПО, а также вносить предложения по изменениям и дополнительным функциям в ПО.

Сложности, с которыми мы сталкиваемся на начальном этапе внедрения нашего продукта, у всех одинаковые: отсутствие практики работы в нашем ПО, что порождает боязнь перехода на что-то новое, непонятное. Беспокойства по поводу непривычности работы порой бывает больше, чем опасений по поводу совместимости форматов.

Но эти опасения «лечатся» проще всего. Все вопросы снимаются при первичном знакомстве с продуктом, потому что наше решение разрабатывалось, исходя из соображений максимальной комфортности для людей с устоявшимися привычками в использовании офисных приложений. Но даже в этом случае мы предоставляем пользователям возможность при желании пройти курсы повышения квалификации в наших авторизованных учебных центрах.

— Народ привык к определенному алгоритму действий, работая в конкретной программе. Насколько труден для освоения рядовым пользователем ваш продукт, чтобы в самом скором времени он стал практически единственным?

— В данном случае наш продукт абсолютно не требует полного изменения сознания. Достаточно начать его использовать и все становится простым и понятным на интуитивном уровне. Во-первых, наш интерфейс похож на интерфейс MS Office. Мы осознанно это делали, чтобы нашим пользователям было привычнее работать. Плюс у нас реализована функция вызова справки, если вдруг возникает вопрос, как активировать ту или функцию, то всегда можно обратиться к справке, где каждое действие подробно описано. Редакторы позволяют работать с форматами последних версий MS Office без какой-либо конвертации — с полной совместимостью документов. В отличие от нашего решения ряд редакторов документов при открытии документа формата docx переконвертирует его в формат odt, что зачастую приводит к потере форматирования текста или, еще хуже, к потере информации в самом документе. У нас же открытие форматов документов MS Office происходит без искажений, и пользователь даже не замечает, в каком редакторе он работает.

— Есть ли у вас намерения сотрудничать с Татарстаном, который, как известно, по многим показателям, и в IT-сфере в том числе, сегодня занимает лидирующие позиции?

— Безусловно, мы готовы работать со всеми заказчиками и, в особенности, с Республикой Татарстан. В Татарстане находится большое количество ИТ- компаний, разработки которых популярны не только на территории России, но и во всем мире. Иннополис стал одним из мест в России, где скопились лучшие ИТ-силы страны, сообща способные делать самые невероятные проекты. 

Татарстан для нас — один из стратегических регионов, и мы стремимся к тому, чтобы республика была лидером по использованию «Р7-офис». В сентябре мы планируем открыть Центр компетенции по продуктам «Р7-офис» в Татарстане, подробности будут позже.

В Татарстане органы власти проявляют интерес к нашему продукту: в сентябре мы передали в Министерство информатизации и связи РТ сертификат на неограниченное количество лицензий для всех школ республики. Очень рассчитываем, что качество нашего продукта и его работоспособность, а также сервис, предоставляемый нашими местными партнерами, позволят сделать его самым популярным и используемым в республике.

— Для того, чтобы бросить вызов самому раскрученному в мире программному обеспечению («Майкрософт»), нужно обладать не только смелостью, но, в первую очередь, уверенностью в том, что делаешь.

— Основным нашим конкурентом на сегодняшний день действительно является MS Office. Но если разобраться, то из того функционала, который есть в нем, реально в офисной практике используется только процентов 80. И если сравнивать нас с этими 80 процентами, то, получается, что все это у нас уже есть.

Уже сейчас наш офис позволяет полноценно работать с документами и решать повседневные задачи наших пользователей. Но мы не останавливаемся на этом. Мы постоянно работаем над совершенствованием нашего продукта, в т. ч. с помощью наших любимых заказчиков, которые дают нам неоценимую обратную связь по добавлению того функционала в наш офис. И, наконец, у нас есть огромное преимущество перед конкурентом. Весь функционал нашего серверного решения — сервер работы с документами, дающий возможность совместной работы, почтовый сервер, систему по управлению проектами, CRM систему, встроенный чат и видеоконференцсвязь — мы готовы передавать нашим клиентам, чтобы они могли развернуть все это внутри своих организаций. Да мы просто ближе к заказчику! Таким образом, гарантирована сохранность информации, которая будет храниться в «Р7-офис».

— В чем конкретно преимущество вашего продукта перед импортным? Сложно будет отказаться от таких программ, как, например, Excel, которая является незаменимой для большинства и госструктур, и коммерческих?

— Если говорить про Excel, то из 480+ формул, которые реализованы в «Майкрософте», у нас реализованы 460+. А в октябре у нас запланирована к выходу версия, где будет реализован полный функционал сводных таблиц.

Мы не стремимся копировать МС — это бессмысленно. Мы идем дальше и делаем акцент на развитие совместной работы с документами и процессами, как из «облака», так и внутри корпоративной сети.

И наше дополнительное конкретное преимущество — это цена. Мы дешевле нашего основного конкурента при полном сохранении необходимого функционала.

Можно с уверенностью сказать: используя наш продукт, любой заказчик может быть спокоен, что его информация не уйдет куда-то на сторону. Мы передаем дистрибутивы нашего ПО заказчикам, чтобы они могли поставить наш продукт внутри своего защищенного контура, обеспечивая тем самым соблюдение всех необходимых норм по информационной безопасности.