Сергей Кощеев, «Проверенный бизнес»: Мы создавали ресурс для предпринимателей из Татарстана, а к нам обращаются со всей России

В январе по поручению Президента РТ был запущен интернет-ресурс «Проверенный бизнес», который наводит мосты между предпринимателями и надзорными органами. Корреспондент ИА «Татар-информ» узнал у редактора сайта, сколько человек бесплатно проконсультировались по работе с надзорными органами, что об успехах ресурса думают на федеральном уровне и как расширится функционал проекта в 2019 году.

Почти за год работы на сайт «Проверенный бизнес» зашли 30 тыс. пользователей

Год назад мы с вами только обсуждали запуск интернет-журнала «Проверенный бизнес», а теперь уже можем говорить об итогах.

— Да, 9 января его запустили. Из того, что мы хотели сделать, наверное, процентов 90 мы сделали. Потому что никогда не бывает воплощения в жизнь всех планов на 100%. У нас была главная задача — сделать базу знаний, полезных знаний для предпринимателей, и мы ее сделали. С 9 января этого года по сегодняшний день на сайте около 30 тыс. уникальных пользователей уже побывало. Они сделали почти 70 тыс. обращений, то есть просмотрели 70 тыс. страниц, полезных ссылок, данных.

Что мы хотели? Сделать такой ресурс, который был бы полезен и нужен предпринимателям. Перед запуском мы проехали все 45 районов республики. Встретились с предпринимателями, около 3000 тысяч человек участвовало в мероприятиях. Мы у них узнавали, каким бы они хотели видеть ресурс о взаимодействии бизнеса и надзорных органов, какие есть вопросы и пожелания. Как выяснилось, больше всего нарушений в малом бизнесе допускается не злонамеренно, а потому что предприниматель не знает закон.

Поэтому акцент в своей работе мы сделали на разъяснение типовых нарушений, ответы на вопросы, консультации предпринимателей. Это получилось сделать.

На встрече с предпринимателями Рустам Нургалиевич всегда говорит, что надо создавать условия для развития предпринимательства в республике, потому что складывается ощущение, что надзорные органы чинят препятствия. На ваш взгляд, с запуском сайта «Проверенный бизнес» ситуация улучшилась?

— Да, нужно создавать условия. Наш проект инициирован Министерством экономики и прокуратурой РТ. И на своем уровне мы делаем все, чтобы помочь предпринимателю избежать напряжения при взаимодействии с надзорными органами. Оно потом выливается в то, что предприниматели отмечают в республике высокое административное давление на бизнес.

Мы считаем, что наш проект в какой-то мере повлиял на ситуацию и что нам удалось снизить этот фактор. К тому же деятельность надзорных органов меняется, а мы, так сказать, попали в удачный момент реформы контрольно-надзорной деятельности. Надзорные органы переходят к новой системе, которая называется риск-ориентированный подход. Они смотрят на предприятия малого и среднего бизнеса, которые условно разделены на разные категории риска, и, исходя из этих категорий, надзорный орган идет с проверкой или не идет.

Все меняется, и мы тоже меняемся. Если у нас в начале года было 200 с чем-то типовых нарушений, то есть тех случаев, за которые предпринимателей штрафуют или когда приостанавливают деятельность их организаций, то сейчас у нас уже почти 400 типовых нарушений.

Предприниматели получают бесплатные консультации по поводу проверок и надзора

Серьезное увеличение.

— Да, мы в усиленном режиме работаем над этим. В сентябре расширили свои функции, потому что мы — это сервис для предпринимателей. «Провбиз» — это не просто место, куда предприниматель обращается за полезной информацией. Мы стали таким проектом, который оказывает еще и бесплатные консультационные услуги.

Мы консультируем предпринимателей с сентября этого года, и по сегодняшний день уже 400 предпринимателей получили консультации наших экспертов по надзору. Эти люди, кстати, бывшие или действующие сотрудники надзорных органов. Такова принципиальная позиция — привлекать к консультированию предпринимателей только специалистов с опытом работы в органах контроля и надзора.

На сегодняшний день мы консультируем по шести видам надзора: налоги, санитарный и пожарный надзор, охрана труда, экологический надзор и жилищный. Мы все разъясняем, объясняем, отвечаем на вопросы, лично встречаемся. Предприниматели звонят на горячую линию, пишут письма, обращаются через сайт и мобильные приложения.

Фото: архив / Ильнар Тухбатов

Сколько экспертов работает в вашей команде?

— Шесть экспертов, по одному на каждый вид надзора. Наверное, скорректируем число специалистов в сторону увеличения, поскольку работы достаточно много.

Более половины посетителей сайта «Проверенный бизнес» — из других российских регионов

Какие вопросы наиболее животрепещущие и часто задаваемые?

— Вопросы в плоскостях налогового и санитарного надзора. Какую систему налогообложения выбрать, какие документы нужны для открытия кафе. Есть и очень специфические вопросы. Благодаря компетенции наших экспертов удается разобраться в любой ситуации.

В своей нише мы оказались своевременно, смогли взять на себя профилактику нарушений. Это та тема, которая до нас редко и эпизодически поднималась, но на постоянной основе такого еще не было.

Возвращаясь к тому, что я говорил про количество обращений и посещаемость сайта. Я бы хотел отметить, что у нас менее половины всех посетителей из Татарстана, а почти 60% из других регионов страны. Поскольку надзор носит федеральный характер, требования надзорных органов у нас на всей территории страны одинаковые. Поэтому 82 региона у нас представлены, все регионы страны у нас уже побывали.

В этой связи планируется расширять сайт?

— Да, у нас есть предложения о сотрудничестве от профильных ведомств из других регионов. У нас 10% от всех консультаций — это предприниматели из других регионов России.

Из каких регионов?

— Это Омск, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Хабаровск, Москва, Чебоксары, Киров. То есть и из ближайших регионов, и из другой части страны. Если люди не видят телефон горячей линии, они не могут понять, где мы находимся. В общем-то, они и не должны понимать, мы работаем для всех.

В какой форме предприниматели обращаются чаще: звонят, пишут, приходят лично?

— Чаще всего люди обращаются через специальные формы, которые есть на сайте и в мобильных приложениях. К слову, мы запустили мобильное приложение для IPhone и для смартфонов на базе Android. Это очень удобно: вы оставляете заявку, вам перезванивает эксперт, назначает встречу либо по телефону консультирует. Плюс у нас очень удобный экспертный офис, который находится в Доме предпринимателя на улице Петербургской. Там расположен крупный МФЦ для бизнеса, и получать многие услуги в одном месте очень удобно.

Какая-то обратная связь предполагается для консультирующихся у вас предпринимателей?

— Да, мы собираем эти данные. Как это работает? Человек приходит, ему все подробно объясняют. Он задает свои вопросы, и наши эксперты детально объясняют людям, как им лучше поступить в конкретной ситуации. Если идешь по этому полю сам, то можешь запросто потратить кучу времени и наделать ошибок. А наши эксперты всегда стараются максимально подробно разъяснить ситуацию по каждому вопросу.

Через некоторое время после консультирования предпринимателя мы им перезваниваем. Во-первых, это определенный способ контроля, когда выясняем данные, узнаем, будут ли они еще обращаться, рекомендовать кому-то и т.д. И за все время работы нам всегда отвечали с позитивом, благодарностью, потому что то, что мы делаем, — это полезно, бесплатно и качественно.

Вы упомянули о мобильном приложении.

— Мы опубликовали мобильные приложения в сентябре, и сейчас они уже набрали более 1,3 тыс. скачиваний. Это небольшая цифра, но нам все равно приятно.

Сколько было потрачено средств на создание этого сервиса и в целом на весь проект?

— Как редактор интернет-ресурса я в первую очередь занимаюсь его наполнением. Что касается разработок всего остального — вопрос не ко мне.

Успехи «Проверенного бизнеса» признали на федеральном уровне

Расскажите подробнее о вашей победе на конкурсе.

— Действительно, на днях были подведены итоги конкурса региональных практик в сфере контрольно-надзорной деятельности «Контрольная точка-2018», и мы стали победителем в номинации лучшей визуализации практики. Конкурс проводит Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. То, что проект отмечен на таком уровне, для нас большая честь.

Это дает вдохновение двигаться дальше, ведь «Проверенный бизнес» — это первый региональный проект подобной тематики. Сейчас мы с уверенностью можем сказать: наши предположения оказались верными, а в чем-то реальность даже превзошла наши ожидания.

Хочу призвать предпринимателей посмотреть, получить консультацию эксперта, почитать типовые нарушения. В Татарстане свыше 160 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, и мы хотим быть полезными каждому из них.

Фото: provbiz.ru

По поводу охвата предпринимателей. Что вы делаете, чтобы о вас больше узнали, где продвигаете проект?

— Мы продвигаем его везде, где только можно, — и через digital-каналы, и контекст, и direct, и соцсети, и СМИ, и телевидение — всеми доступными способами. Правда, столкнулись с тем, что нам достаточно сложно объяснить, в чем заключается наша полезность. Это такой неочевидный продукт, не хлеб на прилавке магазина. Уверен, что сарафанное радио сделает свое дело и нам удастся завоевать доверие среди думающих людей, занимающихся бизнесом в нашей республике и в целом в стране.

Тем более что информация, полученная нами от предпринимателей в ходе консультаций, не передается ни в надзорные органы, никуда.

За время работы сайта в Татарстане поменялся глава Минэкономики. На вашей деятельности это как-то отразилось?

— Отразилось только позитивно. Большая благодарность Артему Алексеевичу Здунову и Фариду Султановичу Абдулганиеву. Их позиции здесь похожи — они делают все возможное для поддержки и развития малого бизнеса. Эти люди — требовательные и очень грамотные руководители.

В Татарстане научатся измерять уровень административного давления на предпринимателей

Давайте поговорим о планах на следующий год. Какие у вас есть задумки?

— Мы будем расширяться и усиливаться технологически. Технологии развиваются настолько стремительно, что останавливать разработки нельзя ни на день. К тому же мы очень молодой проект, мы шли методом проб и ошибок, потому что были самыми первыми и брать пример нам было не с кого. Поэтому надо много чего дорабатывать в техническом плане. Например, мы сейчас серьезно доработали мобильное приложение, расширили его функционал. После новогодних праздников пользователи это увидят.

Также по поручению президента мы делаем новый инструмент, с помощью которого предприниматель сможет фиксировать каждую проверку. Вскоре информация о каждом факте взаимодействия бизнеса и надзорных органов может появиться в нашей системе. С фото- и видеофиксацией.

Пока нет единого места, где были бы отражены все проверки, все взаимодействия малого бизнеса с надзорными органами. Мы хотим создать такую площадку у себя и уже фактически создали ее. Будем вместе с предпринимателями тестировать и анализировать этот инструмент. Думаю, его польза будет очевидна.

То есть я как предприниматель скачаю себе такое приложение и смогу туда занести информацию о прошедшей проверке?

— Именно. Можно также сфотографировать инспектора, записать видео, приложить все это к записи. Электронный журнал учета проверок — закрытая система в личном кабинете предпринимателя, данные из которой никуда не утекут.

Плюс мы хотим вовлечь предпринимателей в процедуру обсуждения разрабатываемых нормативно-правовых актов (НПА). Мы хотим, чтобы любой предприниматель мог через свой личный кабинет обсудить тот или иной принимаемый НПА, высказать свое мнение и оценку.

Это действительно полезные фишки, которые при этом будут работать по принципу кроссплатформенности — в личный кабинет можно будет попасть и загрузить туда данные как с компьютера, так и со смартфона.

А что требуется, чтобы зарегистрировать личный кабинет?

— Надо зайти на наш сайт, либо в мобильное приложение, ввести ИНН своего юрлица или ИП, а с нового года и самозанятого гражданина, ввести номер телефона, свое имя. И всё. То есть процедура максимально проста и понятна.

Сейчас также обсуждается тема самозанятых. Нет ли мысли сделать нечто подобное и для них?

— Да, эта идея лежит на поверхности, надо делать. Но ФНС и крупнейшие банки уже работают в этом направлении. Надо отдать должное — налоговики в России очень продвинутые. Они смогли цифровизировать такие вещи, о которых еще пару лет назад нельзя было даже мечтать. И налоги платятся спокойно через личный кабинет, и любую организацию можно зарегистрировать, не вставая с дивана, вообще никуда не надо ходить. Теперь они сделают удобный и полезный ресурс для самозанятых — мобильное приложение «Мой доход».

Вообще я обеими руками за эту тему с самозанятыми. Ты сам указываешь, какой доход извлекаешь, с него спокойно платишь 4% — это просто смешной налог, и живешь в правовом поле, работаешь «в белую». Кстати, ответы на частые вопросы по налогу на профессиональный доход уже опубликованы на сайте интернет-ресурса «Проверенный бизнес».