"Магнит" и "Лента" скупают конкурентов: что это значит?

Ведущие российские ретейлеры объявили о расширении за счет менее разветвленных сетей. «Магнит» и «Лента» приобретут своих конкурентов «Дикси» и «Billa Россия». В чем причина слияния и что за этим последует, выяснял Sntat.

«Магнит» и «Лента» поглотят конкурентов

Сразу два крупных ретейлера на днях объявили о приобретении других торговых сетей. «Магнит» купит 100 % акций «Дикси» у Mercury Retail Group Limited за 92,4 млрд рублей. Предполагается, что «Дикси» продолжит работать как самостоятельное юрлицо под собственным брендом. Кроме того, «Лента» интегрирует в свою сеть 161 супермаркет «Billa Россия» общей площадью свыше 138 тыс. кв. м стоимостью 215 млн евро. После этого немецкая торговая марка уйдет из нашей страны.

Кому принадлежат ретейлеры?

Напомним, «Магнит» основал в 1995 году в Краснодаре Сергей Галицкий. В 2018 году Галицкий продал большую часть своей доли в компании банку ВТБ. В конце прошлого года у ретейлера было более 21,5 тыс. торговых точек в 66 регионах России. Ежедневно магазины сети посещают почти 13 млн человек. «Дикси» создал российский предприниматель Олег Леонов в 1999 году. Позже свою долю он продал холдингу «Меркурий», крупнейшему российскому дистрибьютору сигарет. В России свыше 2,6 тыс. магазинов этой сети.

Структура ВТБ долгое время была и крупным акционером «Ленты», затем сократив свое участие до 2%. Головная компания ООО «Лента» на 100 % принадлежит компании Lenta Ltd., она зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Среди ее основных акционеров ООО «Севергрупп» (77,99 %) миллиардера Алексея Мордашова. Billa – сеть супермаркетов, принадлежащая немецкой компании REWE Group, 4-й по величине торговой компании в Европе. «Billiger Laden» в переводе с немецкого означает «дешёвый магазин». Этот бренд в России в 2004 году запустил Георгий Трефилов, собственник холдинга «Марта», который обанкротился в 2009 году, а Трефилова обвинили в мошенничестве и объявили в международный розыск.

Почему продают?

«Billa Россия» по отечественным стандартам была убыточная последние три года. По данным аналитика по потребительскому рынку «Райффайзенбанка» Егора Макеева, в 2019 году выручка выросла на 6 % к предыдущему году, а в прошлом она снизилась на 3,7 %. Рентабельность по чистой прибыли была отрицательная: - 3,5 % - в прошлом году, - 3,9 % и - 2,3% - в 2019-м и 2018-м соответственно.

- REWE Group, владельцы Billa, решили просто уйти из России, сконцентрировавшись на более приоритетных для компании рынках Евросоюза. Приоритетами Billa в 2020 году были оптимизация сети магазинов и реновация существующих объектов, то есть замедление роста площадей и повышение их эффективности. Это говорит о том, что дела шли не слишком хорошо. В случае с «Дикси» Mercury Retail Group оставил себе «Бристоль» и «Красное и белое». Но выручка у «Дикси» все-таки росла. В любом случае собственники приняли такое решение - выйти из бизнеса, потому что крупные игроки лучше себя чувствуют на рынке и становятся его консолидаторами, - объяснил Макеев.

Кто будет контролировать супермаркеты?

Ничего экстраординарного в этих приобретениях предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко не видит. Он считает, что такой шаг нельзя назвать экономическим термином «поглощение» и видит здесь политическое решение: сети превращаются в государственные. Со слов Потапенко, одним из акционеров «Ленты» и «Магнита» является ВЭБ.

- Однако в этом случае не стоит рассчитывать на мифологического чиновника, который отрегулирует цены обязательно в пользу некоего производителя либо покупателя», - заметил бизнесмен.

- Захотят ли ретейлеры делиться с покупателями синергиями, которые возникнут в закупочных условиях и бизнес-процессах – это решение останется за ними. Но кардинально вряд ли что-то изменится, - подтверждает аналитик «Райффайзенбанка».

Кто может пострадать?

По мнению Потапенко, совместить форматы, команды, бизнес-процессы разных сетей очень сложно. Клиент в результате этого поглощения не получит качественный сервис, часть производителей лишится своей доли в ретейле. Егор Макеев с этим не согласен:

«Конечно, у более крупных сетей лучше закупочные условия и переговорные позиции. Но также у них более эффективная логистика, и это может быть плюсом для поставщиков».

Каким будет рынок через пять лет?

Локальные сети будут поглощаться, но место для каких-то из них останется. И все-таки сделки, как эти две, будут происходить и дальше, и консолидация продолжится, считает Макеев. Он не прогнозирует заметного изменения ландшафта российского ретейлера.

- «Магнит» так и останется вторым по доли рынка, а «Лента» - четвертой. С учетом того, что у нас есть ограничения на максимальную долю рынка для продуктового ретейлера в рамках муниципалитета на уровне 25%, то на горизонте 4 – 5 лет я думаю, что первый игрок займет, возможно, в масштабах России 20 %, второй - 15 %, топ-10 игроков, может быть, 50 – 60 %, - подытожил эксперт.