Студент Алмаз Ахтямов: как в 21 год заработать первый миллион, о бизнесе в Деревне Универсиады и будущем онлайн-образования

Корреспондент «Событий» встретился с предпринимателем Алмазом Ахтямовым, который за время своего обучения в КФУ успел создать бизнес, поработать преподавателем, трансформировать обучающие курсы в обучение онлайн вебинары и заработать свой первый миллион.

Студент пятого курса химического института КФУ Алмаз Ахтямов нашел свое призвание в преподавании. В течение пяти лет он помогает школьникам сдать ОГЭ и ЕГЭ на высокие баллы. Сам Алмаз – золотой медалист, победитель различных олимпиад и 100 балльник по химии. В 21 год он заработал миллион, и уже задумывается о миллиарде.

Офис в коворкинге и команда из студентов и десятиклассницы

С Алмазом мы встретились в месте, где он проводит от шести до двенадцати часов в день, – коворкинге. Юноша отмечает, что раньше его офисом была комната в общежитии, а потом съемная квартира. Дома обстановка не настраивает на работу: тянет поспать, покушать и отдохнуть, а в офисе такого нет, замечает Алмаз. К плюсам нового рабочего места он относит стабильный интернет, наличие кухни с микроволновой печью и холодильником, а также тихие рабочие зоны.

Алмаз стал записывать вебинары для учеников, чтобы прокормить себя и закрыть долги, которые остались с первого серьезного бизнеса. Решение оказалось выигрышным – именно онлайн-курсы принесли Алмазу тысячу учеников, свою команду и возможность назвать себя предпринимателем.

В команде Алмаза сегодня трудится около 50 человек. Все работают удаленно. Команда состоит из редакторов групп в социальных сетях, наставников, редактора инстаграма и других помощников, которые изо дня в день помогают детям лучше усваивать школьную программу и готовиться к ОГЭ и ЕГЭ.

Ничего невозможного Алмаз в своей цели не видел. Он уверен, что поступать в университет необходимо для того, чтобы в период студенчества успеть реализоваться. 

Первый «бизнес», который удалось реализовать – камера хранения для жителей Деревни Универсиады «Будь спокоен». Идею открыть на лето камеру хранения для студентов КФУ придумал друг Алмаза, который тогда учился на курс старше. В университете у него был предмет «Основы предпринимательства», где ему дали задание – составить бизнес-план. План он составил, а реализовать не решился. Тогда юноша взял дело в свои руки.

«По сути, камера хранения – проект Жени, но он не хотел его реализовывать. Я начал, потому что я не всегда трезво анализирую свои возможности. Часто я сначала делаю, а потом думаю. А на старте бизнеса очень важно не бояться», - смеется Алмаз.

За аренду гаража, который был выбран в качестве места хранения, пришлось заплатить 7 тысяч на три летних месяца. Алмаз вспоминает, что перед оплатой гаража он предусмотрительно запустил опрос в группе Секреты Деревни Универсиады, где спрашивал: «Оставили бы казанские студенты свои вещи на лето в камере хранения?» Тем, кто отвечал «да» и «подумаю», Алмаз писал с предложением, хотя на тот момент гараж он еще не арендовал.

«Тогда я понял, что лучше создать себе 20-30 заказов, чтобы узнать, готовы ли люди платить за это деньги. Потом можно вкладываться в услугу или продукт и продавать его»

Камеры хранения принесли Алмазу около 30 тысяч рублей. Он признается, что в то время было очень приятно заработать такую сумму, но будущий предприниматель стремился к лучшему.


Первый серьезный стартап, участие в проекте «Фабрика предпринимательства» и мастер-классы в школах

На втором курсе Алмаза пригласили работать преподавателем в центр подготовки к ЕГЭ. От предложения юноша не отказался, однако быстро понял, что идет не своей дорогой и оставил работу.

«Проработал там два месяца, потому что мне казалось, что я упускаю свое время и не иду к своей цели. У меня с 16 лет чувство, что я опаздываю, что я хуже кого-то и должен стать лучше», - делится Алмаз.

Решение открыть собственную школу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ родилась у Алмаза вскоре после ухода из центра подготовки. Он и его друг Женя, чью идею открыть камеру хранения Алмаз успешно реализовал, вложили свои деньги на открытие офиса около Тандема. Преподавателей Алмаз искал среди своих знакомых студентов-отличников, а сам решил учить математике.

«У меня было накоплено 40 тысяч со стипендии Президента РТ. Мы арендовали офис, закупили оборудование, и я думал, что скоро легко и просто мы станем миллионерами. Это, кстати, было ошибкой»

У друзей был план: обойти близлежащие школы с предложением посетить их мастер-класс, провести свое бесплатное занятие, а потом предлагать купить курсы.

Алмаз признается, что тогда он противоречил своему же правилу – «сначала создай список заказов, а потом трать деньги». Сегодня он, оглядываясь назад, проверил бы, пустят ли их в школы проводить свой мастер-класс.

«Тогда я был на седьмом небе от счастья. Было чувство гордости, что это мой первый серьезный бизнес. Вот сейчас пойду к ученикам, и …», - вспоминает собеседник.

В школы Алмаза и Женю не пускали, и они стали придумывать различные способы привлечь учеников: раздача листовок, реклама в лифтах. На таргетированную рекламу в социальных сетях денег не хватало.

Все же несколько учеников на занятия привлечь удалось. Год школа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ проработала в ноль – деньги, которые удавалось заработать, уходили на зарплату преподавателям и аренду офиса. На лето школа закрылась, и в августе перед основателями встал выбор: открыться на новый сезон, или прекратить свои старания.

Новый офис Алмаз с партнером открыли рядом с метро Северный вокзал. Риск был оправдан – на этот раз молодым предпринимателям улыбнулась удача.

«Нам повезло. Мы стали участниками проекта «Фабрика предпринимательства». Нам дали разрешение ходить по школам и проводить мастер-классы по предпринимательству детям. Мы рассказывали школьникам про старт бизнеса, развеивали мифы, а также проводили параллель, что мы сами основатели школы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В конце мастер-класса мы приглашали детей на бесплатное занятие к нам в школу», - рассказывает Алмаз.

Бизнес стал активно набирать обороты, и было принято решение открыть второй офис на ул. Проспект победы, а в дальнейшем еще один офис в Нижнекамске. Количество учеников росло, выручка тоже. Летом 2017 года Алмаз закрыл школу с долгами на 80 тысяч рублей, которые они поделили с напарником пополам.

«Мы стали выводить деньги с бизнеса на себя, а считать я забывал. Когда ты полтора года работаешь в ноль, а иногда в минус, просыпается голод к деньгам»

Корреспондент агентства поинтересовался у Алмаза, возникали ли у него мысли устроиться на работу, чтобы рассчитаться с долгами.

«Были мысли устроиться на работу, но все вакансии мне не нравились. У меня в кармане 12 рублей долгов на 40 тысяч, есть работа за 30 тысяч рублей и я не иду на нее, потому что мне кажется, что мало», - ответил, смеясь, предприниматель.

Вебинары по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ: почему конкуренты онлайн-школ – офлайн преподаватели, а не онлайн

После возврата долгов и закрытия бизнеса юноша принял решение перейти на обучение онлайн. В 2018 году 21-летний Алмаз заработал свой первый миллион на вебинарах по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике.

Сегодня свое рабочее время Алмаз распределяет на три главных задачи: маркетинг, проведение вебинаров и контроль команды. Подготовка к каждому вебинару занимает от получаса до двух часов в зависимости от сложности темы, утверждает он.

Алмаза можно назвать трудоголиком, из-за чего, как он сам заявляет, отражается на его семье, девушке и друзьях. Отдыхать предприниматель любит, путешествуя, но даже тогда мысли о работе его не отпускают.

«В режиме “хард” я могу работать месяц, потом я улетаю отдыхать, но даже на отдыхе бывает, заработаюсь до утра. Когда прилетаю обратно, работаю в лайтовом режиме. Потом я начинаю скучать по продуктивности и снова вхожу в хардовый режим»

В конце нашей беседы с Алмазом мы спросили, кто является конкурентом онлайн-школ и насколько сейчас доверяют онлайн образованию. 

«Некоторые онлайн-школы думают, что их конкуренты – это другие онлайн-школы, но это неправда. Конкурентами онлайн-школ является оффлайн образование в целом: курсы и репетиторы», - заявляет Алмаз, опираясь на прочитанное исследование.

Алмаз отдает предпочтение онлайн образованию, потому что считает, что такое обучение удобнее и выгоднее для учеников. По его мнению, дети не обучаются онлайн только потому, что их родители думают, что таким образом ребенок не подготовится, считает Алмаз. Все же тенденция говорит о том, что скоро ситуация изменится.

«У меня был вебинар, в который втиснулась мама. Она начала говорить: “Спасибо вам! Я сначала не хотела …”. Конечно, у большинства родителей все же есть огромный уровень недоверия к системе онлайн образования. Есть желание это менять», - рассказывает Алмаз.

Шесть советов начинающим предпринимателям

1. Сначала создай поток заказов, пойми, нужен ли твой продукт людям, а потом трать деньги.

2. На старте бизнеса не бойся неудачи, а просто действуй, но с умом.

3. Деньги на офис рассчитывай заранее, потому что придется заплатить за первый и последний месяц аренды.

4. Если думаешь, что все будет легко, ты что-то думаешь не так и тебе нужно пересмотреть стратегию.

5. Не рассуждай слишком много, а ставь четкую цель, возьми себя в руки и иди работать.

6. Занимайся любимым делом и относись к деньгам, как к побочному эффекту твоей работы