Булат Газизуллин: «Татарстан находится на первом месте по темпам развития рынка газомоторного топлива»

О том, где появятся новые газовые заправки, сколько автовладельцев перешли на метан в 2018 году и насколько это выгодно, в интервью ИА «Татар-информ» рассказал директор филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин.

Булат Булатович, начнем с недавнего пожара автобуса «НЕФАЗ» на газу. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? Был бы урон большим, если бы автобус был на бензине?

— Любая авария, любой инцидент — это не самая приятная ситуация. Я не буду комментировать произошедшее с точки зрения причины, потому что есть люди, которые выясняют это. Но однозначно причина не в том, что автобус был газовым.

Газовое оборудование подтвердило то, о чем я уже неоднократно говорил, — газ гораздо безопаснее бензина, дизельного топлива и пропана. При возгорании автобуса сработал аварийный клапан, который при высокой температуре автоматически инициирует выброс оставшегося газа из баллонов. Метан в два раза легче воздуха, поэтому он просто улетучился.

Насколько сейчас в республике популярно газомоторное топливо, как увеличились показатели за 11 месяцев этого года?

— С учетом тех трендов, которые наметились по ценам на остальные виды топлива, природный газ стал одним из самых популярных альтернативных видов топлива. Если говорить о показателях, то в этом году мы ждем реализацию природного газа в Татарстане на уровне более 34 млн кубических метров — это практически на 6 млн больше, чем в прошлом году.

По республике наблюдается очень активный переход на метан различных видов транспорта, будь то муниципальные перевозки, коммунальная техника или такси. С момента нашего старта в 2013 году природный газ стал гораздо популярнее и более узнаваем, чем раньше.

Сколько машин на газу сейчас работает в Татарстане?

— Во-первых, в этом году на природный газ было переведено более тысячи единиц техники — это рекордное количество, если брать все предыдущие годы. На сегодняшний день мы уже превзошли все максимальные планы и ожидания.

Если говорить по нарастающим итогам, на сегодняшний день приобретено более 1200 единиц техники, переоборудовано на природный газ более 3 тыс. единиц.

Какая техника работает на газомоторном топливе — личный или общественный транспорт?

— Почти 30% общественного транспорта Татарстана работает на природном газе. Лидером по переводу общественного транспорта на природный газ в республике являются Набережные Челны, где МУП «Электротранспорт» эксплуатирует 190 автобусов на метане. В Казани в этом году парк экологичных автобусов увеличился на 104 единицы. Следом идет Нижнекамск — на маршрутах города работают 70 автобусов на природном газе. Активно газовые автобусы использует и Зеленодольск.

Помимо городского транспорта на природный газ перешли крупные предприятия Татарстана: ПАО «Сетевая компания» (ООО «Энерготранс», АО «ТЭФ «КАМАтранссервис»), ПАО «Таттелеком», «Челны-Бройлер», «Челны хлеб», «Просто молоко».

Очень большую популярность на сегодняшний день приобрели такси, работающие на метане. Так, на газ активно переходит «Яндекс. Такси». Если посетите нашу станцию, вы увидите большое количество частных такси. Если раньше мы за них боролись, то сейчас водители такси сами развернулись к нам лицом.

В сельском хозяйстве используется более 300 единиц техники на газе, включая газомоторный трактор. Недавно на совещании мы заслушивали итоги его работы. Они впечатляют — экономия по топливу увеличилась ровно в три раза по сравнению с дизелем.

С чем связан такой рост популярности газомоторного топлива?

— Однозначно метан — это самое экологичное топливо из всех, которые на сегодняшний день используются. Если говорить об органах государственной власти, муниципалитетах и т.д., то, наверное, фактор экологии является для них одним из приоритетных. Принимая такие решения, они руководствуются не только экономикой, но и экологией.

Если говорить о коммерческих перевозках, то, вне всякого сомнения, здесь на первый план выходят экономические показатели, которые можно получить, используя природный газ.

В этом году много говорили о ценах на бензин, а как обстоят дела с ценами на газомоторное топливо?

— Тема действительно актуальная. Сегодня стоимость одного кубометра природного газа на газозаправочных станциях «Газпрома» в Республике Татарстан составляет 16 рублей.

Цены на газ этой осенью выросли на 2 рубля, а в июле его стоимость выросла на 50 копеек. То есть общий рост составил 2,5 рубля. Хочу обратить внимание, что мы практически весь год держали цену на метан без изменений.

Люди начали говорить, что раз такое повышение цен, значит, использование природного газа становится не таким выгодным, но я еще раз посмотрел всю статистику по жидким моторным топливам и не могу с этим согласиться.

Если говорить о цене на бензин, то она выросла более чем на 3 рубля, цена на дизель более чем на 5 рублей, на пропан — почти на 6 рублей. А мы выросли всего на 2,5 рубля. Самое удобное при расчетах — привести к цене бензина. Один кубометр газа примерно эквивалентен одному литру бензина. То есть если мы выросли на 2,5 рубля, а бензин на 3,5, то получается, что разница между метаном и бензином увеличилась еще больше. Для рядового потребителя километр пробега на природном газе стал еще выгоднее.

Как раз давайте поговорим о ценах. Сколько стоит переоборудовать автомобиль? Как быстро это можно сделать?

— На сегодняшний день в Татарстане приняты все меры для того, чтобы как можно комфортнее и дешевле перейти с бензина на природный газ. Действует принцип одного окна, есть ряд пунктов по переоборудованию. Они находятся практически во всех городах республики. В ряде городов есть не один, а несколько пунктов по переоборудованию. Например, в Казани. Это может быть пять-шесть пунктов, аккредитованных в компании «Газпром Газомоторное топливо», которые работают по государственным программам.

Процесс перевода авто на природный газ занимает примерно два дня. Что касается оформления переоборудования транспортного средства в ГИБДД, то тут на помощь приходят сертифицированные центры, которые самостоятельно выполняют эту процедуру. Участник республиканской программы субсидирования перевода техники на природный газ переоборудует автомобиль за свой счет в партнерском пункте.

При оплате пункт переоборудования делает скидку в размере субсидий – 30% от стоимости установки ГБО. Компания «Газпром газомоторное топливо» частично компенсирует стоимость переоборудования, предоставляя топливную карту с бесплатным объемом природного газа в 1,5 тыс. кубометров (это 24,5 тыс. рублей) на каждое переоборудованное транспортное средство. В среднем перевод легкового автомобиля на метан составит порядка 60 тыс. рублей.

Расскажите об итогах работы АГНКС. Планируете ли вы увеличивать их количество?

— В этом году мы видим, что рост реализации природного газа в качестве моторного топлива у нас идет по всем районам республики, по всем АГНКС.

Существенный рост у нас показывает город Казань. Почему? Во-первых, пришли газовые автобусы. Во-вторых, действительно население, автопарки, многие коммерческие структуры начали понимать всю эффективность использования природного газа. Буквально вчера смотрел фактические данные по Казани. Мы уже достигли объема реализации в 10 млн кубических метров. К примеру, в 2012 году вся республика потребляла только около 4,5 млн кубических метров природного газа.

Мы планируем расширять нашу сеть АГНКС. Начато строительство газозаправочной станции в Альметьевске, до конца недели туда должно прийти основное технологическое оборудование. Я думаю, что к середине 2019 года строительство будет завершено, и жители Альметьевска смогут пользоваться современной станцией в самом центре города.

До этого в Альметьевске не было АГНКС?

— Была, но на объездной дороге, а это несколько неудобно для жителей города. Мы сейчас строим такую АГНКС, которая будет доступна и будет находиться на том месте, которое мы определили вместе с администрацией Альметьевска.

Сегодня в республике 19 АГНКС?

— Да, 19. Планируется строительство АГНКС в Заинске и реконструкция АГНКС в Буинске для увеличения ее производительности.

Это тоже в следующем году?

— Реконструкцию АГНКС в Буинске планируется сделать в следующем году, а строительство АГНКС в Заинске – в 2020 году.

По поводу их загрузки. В начале года вы говорили, что в целом по республике загрузка составляете 19%, а в Казани — 16%. Увеличилась ли она на сегодняшний день?

— Да, загрузка увеличилась. В физическом выражении это порядка 6 млн кубов, а если говорить в процентах, то загрузка достигает примерно 23%. Конечно, эта цифра могла бы быть больше, но, тем не менее, мы планомерно идем к тому, чтобы загрузить наши станции.

Если брать Казань, то по городу загрузка выросла до 27%. На это повлияло и появление новой АГНКС-5, которая находится на проспекте Победы. Это приятный факт, который говорит о том, что мы построили ее в правильном месте в нужное время. Там загрузка уже сегодня достигает порядка 60%.

Какое место по газификации транспорта занимает Татарстан по сравнению с другими регионами?

— Я скажу так: по темпам развития мы точно находимся на первом месте. Да, есть регионы, которые пока еще потребляют природный газ в качестве моторного топлива больше, чем мы. Но мы уже уверенно вышли на пятое место, посмотрим, что будет по итогам года. Мы ставим самые амбициозные планы, и думаю, что рано или поздно мы обязательно будем регионом-лидером по потреблению природного газа.

Когда?

— Я не думаю, что это какая-то далекая перспектива. Рынок в стране в целом развивается очень динамично, поэтому нам придется приложить усилия, чтобы выйти на лидирующие позиции.

Вы сказали, что мы на пятом месте, а кто находится в первой тройке?

— Это традиционные регионы, которые на момент старта программы по газомоторному топливу были очень развиты: Краснодарский край, Ставрополь и Ростовская область. Это юг России, который уже более 20 лет является лидером. Мы же с вами начали активно развивать рынок газомоторного топлива только пять лет назад, но уже вошли в пятерку лидеров по реализации природного газа.

Поговорим о перспективах на следующий год. Какие планы? Вы уже сказали, что планируется открыть новые АГНКС, некоторые — отреставрировать. Что еще?

— В первую очередь мы продолжим работу по внедрению наших программ лояльности, продолжим развивать инфраструктуру. Есть планы по строительству еще одной АГНКС в городе Казань. Как я уже сказал, Казань показывает себя как динамично развивающийся город в плане применения природного газа как моторного топлива. Есть еще планы по развитию инфраструктуры на федеральных трассах. На сегодняшний день мы понимаем, что для осуществления больших перевозок между городами нужно развивать и эту инфраструктуру.

Где будет новая АГНКС Казани?

— Новая АГНКС появится на улице Васильченко, что будет удобно для жителей Кировского и Московского районов. Мы понимаем: там есть потребители, там находится ПАТП-4, в которое в том числе пришли газовые автобусы. Мы хотим создать для таких крупных клиентов наиболее благоприятные условия, чтобы им было удобно заправляться и они не несли дополнительных затрат. Также это нужно для горожан, которые там проживают, чтобы им не ездить на пр. Победы.

У нас так получилось, что три из четырех казанских АГНКС находятся в районе РКБ, пр. Победы и Константиновки. Мы понимаем, чтобы охватить город, нам даже еще одной станции недостаточно. Их должно быть несколько. Мы будем планомерно идти по этому пути. Думаю, совместная работа с городом приведет к тому, что для наших горожан будут созданы наилучшие условия по заправке метаном.