Вадим Богданов: Проект – это вклад в репутацию. Технология – не панацея

Самый титулованный менеджер проектов России и другие именитые «айтишники» рассказали о современных трендах в сфере информационных технологий.

Как «прокачаться» it-специалисту и не провалить стартап, почему следует использовать геймификацию для личностного развития и какого монстра боится наш мозг? Об этих и других лайфхаках узнал корреспондент «Татар-информ» от известных IT-специалистов России.

Российские умы айти-сферы собрались на образовательном фестивале в Казани, приуроченному ко Дню программиста.  В приветственном слове заместитель директора компании «Барс Груп» Рустем Ибрагимов поздравил всех с праздником и пожелал поменьше «багов» в здоровье, надежных отношений «в бэкенде» с друзьями и «на фронтенде» с коллегами. Профессиональный язык  выступающего понимал каждый присутствующий – все собравшиеся были «в теме».  

Разработчики, руководители проектов, специалисты внедрения информационных систем и тестировщики с нетерпением ждали начала тренингов. 

«Я пришел на лекцию Вадима Богданова. Хочу услышать новые секреты, «фишки» и лайфхаки по управлению проектами. Уже жду, когда начнется»,  – делится руководитель проектов Рустем Манкеев.

После приветственного слова участники разошлись по секциям, выбрали то, что им по душе – секции разработки, аналитики или личностного развития.

«Я пойду на секцию разработки, чтобы послушать о внедрении тестирования в компанию, об оценках и рисках. Если будут об этом говорить, то это круто»,  – с энтузиазмом объяснил корреспонденту ИА «Татар-информ» разработчик Журавлев Сергей.

Про модное слово «проект»

Разобраться с тем, что такое проект и с чем его едят, помогает всем собравшимся в зале Вадим Богданов, самый титулованный менеджер проектов России. Он говорит о внедрении проектного подхода во все сферы нашей жизни и отвечает на вопрос: проект – это веяние моды или реальный способ выполнения задач? 

 Басистым голосом Вадим сетует на то, что за 45 минут не успеет поделиться всеми чит-кодами, но сделает для этого всё возможное.

«Проект – это что-то уникальное, но в то же время ограниченное ресурсами», – рассказывает Вадим. Но всё ли попадает под определение проекта? 

«У нас даже есть профессиональный анекдот на эту тему, – говорит он,  – продавщица в магазине нарезает колбасу, и каждый отрезанный кусок уникален, а ресурсы продавщицы ограничены. Проект ли это?».

Чтобы помочь всем участникам разобраться в сложных вопросах, Вадим предлагает поделиться на команды и определить критерии проекта. Ребята активно участвуют в дискуссии, выкрикивая с места про «уникальность», «измеряемость» и «ограниченность» –  чувствуется заинтересованность пришедших.

Вадим торопится раскрыть свой главный лайфхак. «Чтобы создать успешный IT-проект, надо превзойти ожидания наших заинтересованных сторон, может, это неэтично, но иногда надо занизить эти ожидания на старте, чтобы потом их превзойти», – признаётся Вадим.

Аудитории становится понятно, что принципы успешности проекта универсальны и вся наша жизнь наполнена проектами, которыми мы руководим. Подготовка рабочей документации, написание книги и даже сегодняшнее участие в образовательном фестивале  –  всё это жизненные проекты, в решении которых иногда приходится использовать «чит-коды», выражаясь на языке айтишников, или сталкиваться с «багами» при решении задач.

Как разбудить в себе тинейджера, чтобы достичь успеха, или геймификация как способ пробудить азарт 

Лекция Александры Гурьяновой собрала более ста человек – всем хотелось «прокачать» не только профессиональные навыки, но и пройти тренинг личностного роста.

Александра – тренер и психолог-педагог.  Она сразу просит всех сесть по два человека, чтобы поучаствовать в психологическом эксперименте. 

«Это интрига», – слышится где-то в зале. Эксперимент должен был показать, как азарт влияет на нашу эффективность и жизнь в целом.

«Выиграет тот, кто большее количество раз схватит ручку, лежавшую на столе, и сделает это быстрее напарника», – объясняет Александра. Соревнующиеся поднимают в зале такой шум, что коучу приходится крикнуть «пабам!» (сказывается опыт работы Александры в детской больнице).  Эксперимент показывает, что если человеком управляет азарт, решать задачу становится проще: человек делает всё, чтобы обыграть своего соперника.

Но как разбудить азарт? 

Надо добавить соревновательный момент или заявить о своем намерении публично»,  – уверяет тренер.

Но на деле не всё так просто. Так, например, Александра приводит в пример ситуацию, когда «вы с напарником договорились бегать по утрам, но уже на второй день у вас появились неотложные дела, а на третий оба сдулись».  В аудитории  послышались поддакивания и смешки.

Тем временем возле входа уже столпилась партия любопытных,  с надеждой выискивающих свободные места в зале.

О тайм-менеджменте и монстре-дедлайне

Рассказ про физиологию головного мозга совсем не походит на скучную школьную лекцию. Умело подобранные картинки в виде обезьяны, Эйнштейна и пульта для игровой приставки помогают аудитории разобраться, за что отвечают рептильный и лимбический мозг.

 «Мы не всегда придерживаемся рационального мышления и иногда делаем какую-то «фигню». В нашей голове живет мартышка, которая принимает решения, исходя из «мартышечьих» правил, которые понятны и просты – делать то, что хочется, делать то, что нравится и то, что понятно», – рассказывает тренер. 

Каждый вспоминает ситуацию своего «горящего» проекта, когда Анастасия начинает историю о том, как работает наш мозг в условиях дедлайнов. «Когда приходит монстр  в виде дедлайна, наша мартышка прячется, рациональное мышление говорит «стоп», пытается всё «вырулить» и не спит пару ночей». Судя по реакции собравшихся, они не раз сталкивались с рабочими дедлайнами.

Александра делится своим собственным опытом, как организовать своё время так, чтобы всегда быть на высоте – от  пресловутых «спите 8 часов в день и ешьте здоровую пищу» до неслышанных ранее «методов помидоров».

Образовательный фестиваль закончился  фан-игрой и круглым столом, где участники задали спикерам вопросы, которые постеснялись спросить перед большой аудиторией.

«Я узнал много нового. Видно, что спикеры сами заинтересованы, чтобы рассказать, как можно больше интересного, поэтому им пришлось впихнуть «невпихуемое», как выразился Александр Александров. Программа была очень насыщенной, у нас будет время, чтобы «переварить» информацию», – поделился впечатлениями участник тренингов Борисов Александр.

Первый образовательный фестиваль «БАРС.UP!Date» состоялся 16 сентября в Казани. Мероприятие, приуроченное ко Дню программиста, посетили специалисты:  «дедушка русского тестирования» Александр Александров, самый титулованный менеджер проектов в России Вадим Богданов, доктор технических наук по системному анализу Данил Динцис,и другие.