8 фактов о новом Ту-160М2: от восстановления двигателей до новейшей электроники

16 ноября на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова состоялась торжественная церемония выкатки нового стратегического ракетоносца Ту-160 модификации М2.

Это событие во многом стало знаковым и для страны, и для самого предприятия, которое после многолетнего перерыва вернулось к своему изначальному предназначению — проектированию и созданию стратегических бомбардировщиков. Корреспонденты ИА «Татар-информ» собрали всю известную информацию о новом самолете и представляют вниманию читателя 8 фактов из истории модернизированного «Белого лебедя».


Факт первый. Первые слухи о возобновлении производства появились в 2015 году

Первые разговоры о возобновлении производства Ту-160 появились в апреле 2015 года, когда глава Минобороны Сергей Шойгу поручил проработать этот вопрос коллективу Казанского авиазавода им. С.П. Горбунова. Необходимо отметить, что в то время предприятие занималось только техническим обслуживанием и ремонтом машин, уже имеющихся в авиапарке дальней авиации, новые «Белые лебеди» на заводе не производились.

«Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка дальней авиации, но и по воспроизводству ракетоносцев Ту-160. Безусловно, для решения этой важнейшей задачи необходимо консолидировать возможности по реконструкции, техническому перевооружению производственной базы», — отметил тогда Сергей Шойгу.

Факт второй. В мае 2015 года военные впервые заявили о заказе полусотни «Белых лебедей» для защиты страны

28 мая 2015 года главком ВВС России Виктор Бондарев, общаясь с журналистами на полигоне Ашулук в Астраханской области, заявил о планах по закупке не менее 50 ракетоносцев Ту-160. Отметим, что в то время речь шла о закупке бомбардировщика модификации М. По словам Бондарева, на тот момент высшим руководством страны уже было принято принципиальное решение о возрождении производства Ту-160.

«Верховным главнокомандующим и министром обороны России принято решение о возобновлении производства самолетов Ту-160М», — подчеркнул Бондарев.

Факт третий. О производстве Ту-160 модификации М2 заговорили в июне 2015 года

В начале июня 2015 года в прессе появились данные о полномасштабном производстве Ту-160М2. Представитель Минобороны тогда заявил, что выпуск этой модификации «Белого лебедя» планируется начать после 2023 года. При этом специалисты подчеркивали, что М2 — совсем другой самолет, имеющий лишь внешнее сходство с изначальным ТУ-160. По понятным причинам, точные данные о его возможностях не раскрываются до сих пор, однако известно, что Ту-160М2 получит полностью обновленную электронную начинку, работающую по цифровым стандартам. Помимо этого снизится радиолокационная заметность самолета, появится возможность использовать высокоточные неядерные боеприпасы высокой дальности действия. Изменения произойдут и в силовой установке машины, однако об этом поговорим отдельно.

«По сути дела, это новый самолет — не Ту-160, а Ту-160М2. С новыми летно-техническими характеристиками, с новыми возможностями. Это только планер будет старый, да и то — оцифрованный, а возможности у него будут совершенно новые», — отметил тогда представитель военного ведомства.

Факт четвертый. Первая публичная демонстрация Ту-160 линейки М состоялась в августе 2016 года

12 августа 2016 года во время проведения авиационного шоу «Я выбираю небо», которое проходило неподалеку от аэродрома Куркачи Высокогорского района Татарстана, над зрителями на низкой высоте пролетел Ту-160М. Это была первая демонстрация на публике новых ракетоносцев серии М. Тогда самолет сделал несколько кругов вокруг аэродрома и скрылся в небе. В следующий раз этот самолет видели в конце августа того же года неподалеку от аэродрома экспериментальной авиации «Борисоглебское». Исходя из назначения аэродрома, предполагалось, что в тот момент самолет проходил летные испытания перед передачей военным.

Факт пятый. В ноябре 2016 года появилась информация о восстановлении технологии производства Ту-160 на КАЗ им. С.П. Горбунова

Осенью 2016 года в СМИ просочилась информация о восстановлении высокотехнологичных участков производства ракетоносцев Ту-160. Речь шла о технологии вакуумного отжига и сварке титановых узлов. Эти операции проводились с помощью специализированных установок под индексами УВН-45 и ЭЛУ-24. Данные агрегаты взялись восстановить ржевское предприятие «Электромеханика» и ижевская фирма «НИТИ „Прогресс“». Предположительная сумма восстановительных работ на данных установках оценивалась в 1,6 млрд рублей.

Факт шестой. В апреле 2017 года Минобороны объявило о полной модернизации всех «Белых лебедей»

27 апреля 2017 года на официальном сайте Минобороны появилась информация о том, что все действующие бомбардировщики Ту-160 пройдут процедуру полной модернизации. Тогда в ведомстве заявили, что модернизация продлит ресурс имеющихся самолетов вплоть до начала массового выпуска новых Ту-160М2.

«Все 16 самолетов Ту-160, которые в строю, будут подвергнуты стопроцентной коренной модернизации. Это означает, что останется только планер. Все кабельное хозяйство, все бортовое оборудование будет демонтировано», — рассказал высокопоставленный представитель Минобороны.

Факт седьмой. В июле 2017 года первый экземпляр Ту-160М2 поступил в цех окончательной сборки

11 июля 2017 года в прессе появилась информация о прототипе Ту-160М2, который поступил в цех окончательной сборки Казанского авиационного завода. Журналисты выяснили, что самолет носит бортовой номер 804 и создан из технологического задела предприятия 1992 года. Тогда же стало известно, что выкатка самолета планируется на осень 2017 года.

«Работа на первом самолете в объеме агрегатно-сборочных производств помогла создать коллектив, который станет основой будущего производства. Конечно, много шишек набили. Но главное — результат: молодые ребята — те, которые о строительстве Ту-160 знали только в теории, — научились строить этот самолет и оттачивают свое мастерство», — заявил тогда руководитель работ по 804-й машине, первый заместитель директора КАЗ Зуфар Миргалимов.

Факт восьмой. Производство Ту-160М2 возродило производство двигателей НК-32 в Самаре

Производство Ту-160М2 оказало мультипликативный эффект на смежные отрасли ВПК. Эксперты отмечают, что это приведет к качественному скачку в производстве военной электроники и другого высокотехнологичного оборудования. И конечно же, для нового самолета потребовался новый двигатель. В октябре 2016 года на заводе ПАО «Кузнецов» приступили к некогда остановленному производству сверхзвуковых двигателей НК-32. При этом сообщалось, что специально для Ту-160М2 на предприятии начали выпуск улучшенного двигателя НК-32 второго этапа модернизации. На предприятии подчеркивали, что в новую силовую установку внесены серьезные изменения, произведена унификация многих деталей, что в дальнейшем позволит использовать двигатель в перспективном комплексе дальней авиации (ПАК ДА). Планируется, что в период с 2020 по 2030 годы предприятие поставит военным несколько десятков обновленных НК-32.

А 16 ноября 2017 года возобновленное производство двигателей НК-32 отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин во время своего доклада Президенту России Владимиру Путину о выкатке Ту-160М2 на Казанском авиазаводе. Рогозин подчеркнул, что КАЗ им. Горбунова и другие предприятия, вовлеченные в производство нового ракетоносца, решили сложнейшую задачу по восстановлению одного из самых высокотехнологичных производств страны.

«По сути дела, это означает, что завод (КАЗ им. Горбунова, — прим. Т-и) выполнил сложнейшую задачу по восстановлению утраченного в свое время производства, включая электронно-лучевую сварку, работу по титану. Это новое радиоэлектронное бортовое оборудование. На самарском заводе „Кузнецов“ было воссоздано, тоже на новой основе, производство двигателя НК-32 второй серии. Сегодня мы уже передали на лётные испытания первый самолёт, который ознаменует собой начало процесса возобновления производства стратегических бомбардировщиков», — подчеркнул Дмитрий Рогозин.