Банки начали собирать биометрические данные клиентов с июля прошлого года — с появлением Единой биометрической системы (ЕБС). Инициатором создания системы выступил Банк России. Оператором, обеспечивающим работу ЕБС и безопасность хранения данных, стал «Ростелеком».
Суть в том, что после передачи биометрических данных в ЕБС (запись голоса и изображения лица) каждый житель России сможет дистанционно авторизоваться в системе любого банка, открывать счета, вклады, переводить деньги и получать кредиты. Предполагается, что успешное внедрение биометрии сделает финансовые услуги не только доступнее, но и безопаснее.
В Татарстане сбор биометрических данных проводится более чем в 130 отделениях 30 банков, до конца года к системе будут подключены все банки республики, рассказали в Нацбанке РТ. В самих финансовых организациях отмечают, что развитие системы даст большой толчок к цифровой конкуренции между банками и будет способствовать развитию сферы онлайн-банкинга. Однако есть и те, кто сетует на невостребованность услуги среди населения и высокую стоимость оборудования.
Зачем Центробанку Единая биометрическая система?
Единая биометрическая система (ЕБС) — это российская цифровая платформа для дистанционной биометрической идентификации граждан. Разработчиком и оператором системы является ПАО «Ростелеком». Инициатором ее создания выступили Банк России и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Система заработала в июле 2018 года.
«Мы как Банк России видим для себя роль в содействии развития финансовых технологий, в развитии конкуренции. Для нас было очень важно создать условия для того, чтобы финансовые услуги были удобными и доступными», — рассказала журналистам представитель департамента развития финансовых рынков Центробанка РФ Ангелина Акименко.
Основная проблема была в том, что человеку требуется личная явка в банк для идентификации. После сдачи же биометрических данных получить любую услугу можно будет не выходя из дома.
Как зарегистрировать свои биометрические данные?
Для начала необходимо посетить отделение одного из банков, имеющих право регистрировать физических лиц в Единой биометрической системе, и пройти первичную идентификацию. Человек фотографируется и записывает свой голос.
Банк зарегистрирует гражданина в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА — портал госуслуг), если ранее он не был там зарегистрирован, а также зафиксирует биометрические параметры и направит их в ЕБС.
В результате любой банк сможет дистанционно определять личность человека, а клиент — удаленно получать разные услуги. Для этого нужно будет пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.
Какие услуги при этом доступны?
При успешной идентификации в банк отправляются персональные данные гражданина из портала госуслуг. «Получается банк за пару минут без лишних активностей от гражданина получает все необходимые персональные данные, чтобы оказать услугу», — отметила Ангелина Акименко.
Банк анализирует персональные данные и в случае положительного решения может дистанционно открыть клиенту счет, вклад, предоставить кредит. «Для получения кредита банку необходима кредитная история. Мы также еще изменили закон о кредитных историях и дали право банку получать нашу кредитную историю по входу на портал госуслуг. Процесс, таким образом, бесшовный для человека», — пояснила представитель Банка России.
Будет ли расширяться список услуг?
В ближайшее время в стране произойдёт расширение применения ЕБС на другие услуги отрасли. К примеру, система предполагает возможность ее использования для операций страховых компаний.
«Будет возможно получение государственных услуг, получение облачной квалифицированной электронной подписи, прохождение зелёного коридора в аэропорту. Кроме того, планируем ввести возможность регистрации в многофункциональных центрах», — поделилась руководитель направления продвижения проекта Единая биометрическая система ПАО «Ростелеком» Светлана Озерецковская.
Специалисты разрабатывали инфраструктуру для финансового рынка, но еще в процессе написания федерального закона стало понятно, что это будет кросс-секторальная система, дополнила представитель департамента развития финансовых рынков Центробанка РФ Ангелина Акименко.
Какие преимущества у системы для населения?
Удаленная идентификация повысит уровень конкуренции на финансовом рынке и доступность финансовых услуг, в том числе для пожилых людей и граждан с инвалидностью, а также для жителей населенных пунктов, где банковские отделения представлены слабо. Об этом ИА «Татар-информ» рассказал управляющий Отделением Банка России по Республике Татарстан Марат Шарифуллин.
«Благодаря новому механизму клиенту станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения офиса банка, лишь подтвердив свою личность с помощью биометрии», — отметил он.
Процедура для пользователя бесплатна и добровольна, проводится только по желанию клиента. При этом возможность получения услуг традиционным способом — в офисе банка — сохраняется, подчеркнул собеседник агентства.
Сколько отделений банков в Татарстане принимают биометрию?
Республика Татарстан является одним из лидеров по количеству точек приема биометрии. На территории республики сбор биометрических данных проводится более чем в 130 отделениях 30 банков, рассказал Шарифуллин.
«К концу года все банки Республики Татарстан с универсальной лицензией в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ обязаны обеспечить прием биометрических данных во всех структурных подразделениях, в которых обслуживаются клиенты — физические лица. Это порядка 250 отделений только республиканских банков», — сказал он.
Всего в России запись голосов и изображений лиц клиентов для последующей удаленной идентификации осуществляют свыше 5 тыс. отделений 150 банков (в конце 2018 года было 400 отделений).
Как к новшеству относятся в банках?
В «Ак Барс» Банке планируют внедрить биометрический функционал в интернет-банке и мобильном приложении до конца этого года. Развитие системы даст большой толчок к цифровой конкуренции между банками и будет способствовать развитию сферы онлайн-банкинга, рассказали агентству в пресс-службе АББ. «А клиентам будет удобнее получать услуги, так как территориальная привязка больше не будет их ограничивать», — говорится в сообщении.
Операции по оформлению и получению продуктов и услуг через ЕБС в «Ак Барс» Банке пока не проводились, так как функционал еще не внедрен. «В планах запустить оформление потребительских и ипотечных кредитов, страховых продуктов и т. д. на основе биометрической идентификации и верификации», — отметили в кредитной организации.
Создание Единой биометрической системы стало важным этапом в построении в России цифровой экономики, рассказал ИА «Татар-информ» руководитель дирекции биометрических технологий Почта Банка Андрей Шурыгин.
«Мы видим, что постепенно в процесс вовлекается вся страна: лидерами по количеству сданных шаблонов у нас являются Сибирский регион, Северо-Запад, Москва и Поволжье. Важно, что это не только города-миллионники, мы видим активность граждан и в средних, и малых городах, где у нас также расположены клиентские центры, сдают биометрию и в сельских населенных пунктах», — отметил он.
В финансовой организации по технологии удаленной идентификации уже открыты счета — как через интернет-банк, так и через мобильный банк. «В основном пользуются этой услугой люди из так называемой экономически активной категории — от 20 до 50 лет, но также есть пенсионеры и молодые люди. На текущий момент с помощью удаленной идентификации люди пользуются классическими банковскими услугами: открывают вклады, делают переводы, платежи, подают заявки на кредит», — подчеркнул Андрей Шурыгин.
На данный момент Банк Казани регистрирует биометрические данные в Казани, Нижнем Новгороде и в Москве. Однако услуга пока мало востребована населением, рассказали агентству в пресс-службе БК.
«Больших проблем при введении регистрации биометрии не возникало. Единственный минус услуги для Банка — ее высокая себестоимость, для клиентов она бесплатна. Система функционирует без перебоев», — отмечается в сообщении.
Почему записывают голос и лицо?
При разработке ЕБС было решено, что необходима бимодальная система — идентификация по двум параметрам. По международной практике это самая точная система распознавания, рассказала представитель департамента развития финансовых рынков Центробанка РФ Ангелина Акименко.
«И параметры были выбраны такие, чтобы человеку не нужно было с собой ничего носить. Например, есть идентификация по отпечатку пальца, венозного рисунка, сетчатки глаза. Но для всех этих модальностей обязательно нужно иметь с собой какое-то устройство как банку, так и гражданину. Помимо смартфона. Тогда эта система была бы не такая распространенная. Людям было бы необходимо что-то докупать. Для нас доступность системы — первый приоритет в ее создании», — отметила она.
Как обеспечена безопасность данных?
Данные гражданина хранятся в двух независимых системах, никак друг с другом не связанных: персональные данные (паспорт, СНИЛС и прочее) — в ЕСИА, биометрические — в ЕБС. При этом в последней они находятся без привязки к персональным данным, что повышает уровень безопасности, рассказал агентству управляющий Отделением Банка России по Республике Татарстан Марат Шарифуллин.
«Для передачи персональных данных в единую биометрическую систему используются криптографические (шифровальные) средства защиты информации. Система использует специальную технологию распознавания фальсификации, поэтому цифровой образ нельзя будет подделать с помощью записи голоса или фотографии», — отметил он.
Даже если произойдет какая-то внештатная ситуация, восстановить биометрические данные по персональным будет невозможно. Как и наоборот. «Злоумышленнику будет доступна только математическая модель, у нас не хранятся фотографии, записи голоса. У нас хранится математическая модель обработки тех данных, которые мы записали в банке. Восстановить по ним биометрию человека невозможно, как и понять, каким персональным данным они принадлежат», — заявила представитель департамента развития финансовых рынков Центробанка РФ Ангелина Акименко.
Какие технологии используются?
Еще один механизм, обеспечивающий безопасность ЕБС, — принцип мультивендорности. «Ростелеком» работает с целым рядом разработчиков биометрических технологий в России и использует их оборудование в банках. Каждый вендор обеспечивает точность соответствия не менее 99,99%.
«Чтобы не изобретать велосипед и действительно повысить качество, повысить безопасность использования биометрии, мы берем лучшее из тех алгоритмов, которые сейчас есть на рынке, встраиваем их в ЕБС и проверяем каждый образец. Каждый человек при регистрации проходит многофакторную проверку в нескольких алгоритмах», — рассказала руководитель направления продвижения проекта Единая биометрическая система ПАО «Ростелеком» Светлана Озерецковская.
Раскрывать поставщиков оборудования — неправильно с точки зрения безопасности, добавила она.
Нужно ли обновлять биометрические данные?
Согласно законопроекту, биометрические данные рекомендовано пересдавать раз в три года. Сейчас специалисты работают над увеличением этого срока. Как отмечают в Банке России, незначительные изменения во внешности не повлияют на узнаваемость человека в ЕБС.
«Если, например, девушка сделала пластическую операцию, она в принципе может прийти в отделение банка и пересдать биометрические данные. Они будут пересохраняться. Нельзя сохранить абсолютно нового человека к тем данным, которые уже были. Многие точки, даже если вы сделаете пластическую операцию, также сохраняются. По этим косвенным признакам мы можем определить — это тот человек с изменениями или нет», — сказала Ангелина Акименко.
Борода, очки и яркий макияж также не будут влиять на работу системы, добавила Светлана Озерецковская. «Точно так же по голосу — если вы немного охрипли, это не значит, что система перестанет узнавать. Таких проблем не будет», — пояснила докладчик.
Как система отреагирует на близнецов?
Когда «Ростелеком» «обкатывал» систему, специалисты решили проверить ее надежность на близнецах — удастся ли им обмануть ЕБС при наличии чужого логина и пароля на сайт госуслуг.
«Система их отличила. Потому что у нас используется два признака — лицо и голос. Даже в том случае, когда лицо признавалось одинаковым, мы увидели, что в ЕБС голос был разный. Идентификация по голосу не прошла. То есть система различает людей лучше, чем это делает человеческий глаз и слух», — подытожила Озерецковская.
Нет комментариев-