«Коронавирус расставил свои акценты»: за полгода антимонопольщики Татарстана выписали 42 млн штрафов

Сколько нарушений нашла антимонопольная служба республики и за какую рекламу придется заплатить тому, кто ее размещает, рассказали представители УФАС в «Татар-информ».

За первое полугодие антимонопольная служба по Татарстану вынесла 11 решений о нарушениях, выдала 5 предписаний и 8 предупреждений. Было наложено штрафов почти на 42 млн рублей и уже взыскано порядка 11 млн.

Борьба с завышением цен на продукты и маски в пандемию

За первое полугодие 2020 года в УФАС по РТ было 125 раз обращений по поводу завышения цен на продукты. Об этом рассказал заместитель руководителя Татарстанского УФАС Андрей Розенталь.

«[Пришло] около 50 обращений по поводу повышения цен и дефицита медицинских масок. Мы выдали десять предостережений, возбуждено одно уголовное дело», — сообщил спикер.

Розенталь напомнил о ситуации с имбирем и лимоном, на которые в начале пандемии коронавируса резко вырос спрос из-за слухов об их целебных свойствах. По его словам, увеличение поставок из-за рубежа позволил снизить их стоимость с помощью рыночных механизмов.

При этом представитель УФАС подчеркнул, что, несмотря на ограничения поставок из-за пандемии, основной причиной роста цен стали действия продавцов, желающих получить максимальную прибыль от сложившейся ситуации. Никаких сговоров в ходе проверок выявлено не было.

Более половины нарушений связано с госзакупками

Самой популярной сферой для нарушения антимонопольного законодательства является строительство дорог и их содержание, рассказал Андрей Розенталь.

«Почти 50% нарушений, которые мы выявляем, — это сговоры и злоупотребления положением в ходе госзакупок. В основном они касаются строительства дорог, их содержания», — констатировал спикер.

Розенталь отметил, что ежегодный объем госзакупок, по данным ФАС России, достигает 25 трлн рублей, это примерно 30% ВВП страны. Ущерб от картелей, которые выявляют антимонопольщики, составляет около 2% ВВП РФ.

При этом за первое полугодие 2020 года в УФАС поступило 415 жалоб на нарушения при организации госзакупок и выписано 340 штрафов почти на 2,5 млн рублей, сообщил заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по РТ Алмаз Яфизов.

«Из 415 [жалоб на проведение госзакупки] мы признали обоснованными 236, то есть это 56% от общего количества, и выдали 111 предписаний. Кроме того, выписано 340 штрафов на общую сумму около 2,5 млн рублей на должностных лиц», — сказал Яфизов.

Он отметил, что предписания выдаются не при всех нарушениях, потому что бывают такие, которые не влияют на окончательный выбор поставщика.

В республике во время пандемии разрешили заказчику в некоторых случаях работать с единственным поставщиком, и очень много заявлений о нарушениях оказались необоснованными, потому что попадали именно под эту категорию. Из 180 обращений на эту тему только в трех случаях были найдены нарушения, добавил Алмаз Яфизов.

«Коронавирус расставил свои акценты», — заключил Яфизов.

Тем не менее, количество нарушений со стороны органов власти сокращается. В 2020 году было возбуждено 16 дел против органов государственной власти, что в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Мы это [уменьшение числа нарушений со стороны органов власти] связываем с тем, что на протяжении последних нескольких лет антимонопольные органы продвигают принятие всеми органами власти ряда правил, которые должны добровольно принять на торгах как органы власти, так и коммерческие организации», — сказал Яфизов.

Реклама в интернете и автохлам

За первое полугодие 2020 года УФАС рассмотрел 95 дел по линии рекламы. Было выдано 31 предписание, наложено штрафов почти на 1,5 млн рублей, сообщил Алмаз Яфизов.

«В условиях пандемии коронавируса акценты в рекламе сместились в сторону интернета. И мы стали замечать, что там часто появляется недобросовестная и недостоверная реклама. Всего по этой линии за 2020 год мы рассмотрели 95 дел», — сказал Хафизов.

Он добавил, что штраф придется платить не только рекламодателям, но и рекламораспространителям, поскольку местоположение заказчика иногда не позволяет привлечь его к ответственности.

«Мы хотим, чтобы они тоже знали правила», —подчеркнул заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по республике.

Борьба с недобросовестной рекламой не ограничивается интернет-баталиями. Алмаз Яфизов также затронул тему заброшенных автомобилей, которые являются своеобразным рекламным щитом,.

«Мы с ГИБДД активно работаем по устранению из города автохлама, то есть тех заброшенных машин, на которых размещается реклама. Мы за это взялись, потому что, во-первых, это вопрос безопасности — в таких машинах может быть все что угодно, вплоть до взрывчатых веществ, а во-вторых, это благоустройство территории», — подчеркнул Яфизов.

Уже сейчас рассматривается почти 70 дел об автохламе по всей республике. Сначала решают, можно ли считать заброшенный автомобиль автохламом, а затем ГИБДД занимается его эвакуацией.