«Их цель — отнять у нас патент и самолеты»: сможет ли МВЕН отбить у «Ростеха» «летающие тракторы»?

Дочерние структуры «Ростеха» недовольны качеством самолетов МВ-500 (Т-500) для сельхозработ, разработанных казанской фирмой «МВЕН», а также срывами сроков поставки. Через суд обнинское предприятие «Технология» требует от подрядчика 140 млн рублей аванса, ареста судов и патентов на них.

Татарстан может лишиться проекта производства «летающего трактора» — самолета для сельхозавиации МВ-500 (Т-500). Структуры «Ростеха» через суд пытаются забрать у казанской фирмы «МВЕН» 10 самолетов и 140 млн рублей аванса, выданного на сборку первой партии кукурузников нового поколения.

Формальным поводом для заказчика отказаться от договора стало несоответствие самолетов сертификату типа. В МВЕНе эти причины называют надуманными и напоминают, что «Ростех» принял и оплатил первый борт.

Как казанская фирма обвиняла госкорпорацию в злоупотреблении правом, а федералы жаловались на «демонизацию заказчика», — в материале ИА «Татар-информ».

«Ростех»: МВЕН нарушил условия договора

Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. Ромашина (входит в Госкорпорацию «Ростех») отказалось принимать 10 самолетов МВ-500 (Т-500), произведенных казанской фирмой «МВЕН». Причиной стало нарушение условий договора, рассказали ИА «Татар-информ» в пресс-службе предприятия.

«Исполнение этих воздушных судов должно соответствовать заявленному в сертификате типа. В ином исполнении принять самолеты невозможно, так как любое внесение изменений подлежит согласованию с авиационными властями и должно соответствовать федеральным авиационным правилам», — говорится в сообщении.

Компания обратилась в Арбитражный суд Татарстана с иском на 140 млн рублей. Истец просит вернуть аванс, который был предоставлен МВЕНу для налаживания серийного производства самолетов.

Самолет МВ-500 получило сертификат типа от Росавиации в сентябре 2018 года. Татарстанское воздушное судно стало первым в истории современной России сертифицированным самолетом сельскохозяйственного назначения.

«Не дай бог с самолетами что-то произойдет»

Еще до предварительного судебного заседания обнинское предприятие просило суд применить меры обеспечения в отношении 10 самолетов МВ-500, находящихся у казанской фирмы «МВЕН». Суд им в этом отказал. Однако истец намерен обжаловать решение.

«Мы просили арестовать эти самолеты, чтобы ответчик не имел права их продать, заложить или каким-либо образом использовать. Самолеты — это, конечно же, проект номер один „Ростеха“. Мы все вместе уже в нем участвуем уже не первый год. Не дай бог с ними что-то произойдет», — заявил представитель истца.

Выступая на заседании в суде, юрист отметил, что речь идет о высокополитизированном проекте по развитию гражданской авиации. На выставке МАКС-2017 он был презентован Президенту России Владимиру Путину.

Арест патентов

Одновременно с этим казанским авиастроителям приходится отбиваться от исков компании из Иннополиса «Аэропрактика», также связанной с «Ростехом» и экс-министром связи России Николаем Никифоровым. Истец требует досрочно взыскать почти 20 млн рублей с займов, выданных на сертификацию самолетов МВ-500.

В рамках дела заявитель также просил наложить арест на патенты фирмы «МВЕН», но суд в этом отказал. Но именно после этой попытки в татарстанской компании поняли, что их пытаются убрать из проекта.

«Самолеты готовы, они летают. Теперь их единственная цель — забрать у нас патент, забрать самолеты и не заплатить деньги. Поэтому мы были вынуждены 21 октября сообщить о приостановлении обязательств и о долге. Мы используем меры по удержанию этих самолетов», — заявила представитель ответчика на заседании по делу с ОНПП «Технология».

Патенты, о которых идет речь в этом деле, не касаются самолетов Т-500, рассказали ИА «Татар-информ» в «Аэропрактике». «Это патенты, связанные с другими самолетами Фирмы — спортивные, реактивные и т. д. Обеспечительной мерой в данном случае является запрет на отчуждение этого имущества, чтобы недобросовестный должник не мог заранее „вывести“ свои активы», — говорится в сообщении.

Предполагается, что «Аэропрактика» будет управлять проектом производства самолетов в Иннополисе. В мае прошлого года там дали символический старт началу строительства завода по сборке МВ-500. Гости церемонии, среди которых был глава «Ростеха» Сергей Чемезов, осмотрели опытную партию из 10 сельскохозяйственных самолетов». Тогда же глава госкорпорации заявил о больших планах на использование так называемых летающих тракторов, которые будут востребованы как в России, так и за рубежом.

Минпромторг РТ обеспокоен отказом «Ростеха» от оплаты самолетов

Если все заявленные требования будут удовлетворены судом, это позволит на законном основании изъять у МВЕНа самолеты безвозмездно вместе с патентами на их изобретение, рассказали ИА «Татар-информ» в министерстве промышленности и торговли РТ.

«Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан сопровождает реализацию проекта с первого дня и может со своей стороны подтвердить, что все самолеты спроектированы, построены, испытаны и сданы независимой инспекции», — заявил он.

Отказ заказчика на финальной стадии реализации проекта от возмещения расходов на создание самолетов (от согласования окончательной стоимости самолетов и от ее оплаты) вызывает обеспокоенность, отметил министр.

Ведомство принимает участие в разрешении ситуации и поисках путей мирного урегулирования. На площадке министерства регулярно проходят совещания с участием представителей ГК «Ростех», ООО «Фирма «МВЕН», АО «ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина» и других заинтересованных лиц.

Сбои в поставках

В 2019 году «Технология» заключила с МВЕНом договор сборки и поставки десяти самолетов. Первые девять должны были быть поставлены в июне 2019 года, десятый — в августе, напомнил представитель ОНПП «Технология» на заседании в суде.

«Самолеты ни в июле, ни в августе поставлены не были. В связи с этим мы расторгли договор, потребовали возврат авансов, передачу незавершенных работ», — пояснил истец.

Аналогичный договор на поставку этих же самолетов был заключен в 2017 году, со сроком поставки в декабре 2018 года, добавил юрист.

«Также был перечислен аванс своевременно, и ответчик, к сожалению, также не смог исполнить свои обязательства. В связи с этим мы в одностороннем порядке этот договор расторгли», — сказал представитель заявителя.

Положительное заключение независимой инспекции

Один из доводов истца заключается в том, что собранные самолеты не соответствуют техническим условиям. Однако в авиастроении к таким выводам могут приходить только уполномоченные государственные органы, рассказала суду представитель ответчика. В случае МВЕН функции независимой инспекции закреплены за 264-м военным представительством Минобороны РФ, которое выдало положительное заключение.

«Первый самолет этот этап подтверждения прошел еще 19 апреля 2019 года. И этот первый самолет в точно такой же комплектации был предъявлен истцу и был принят и оплачен. Это первое действие, которое подтверждает, что комплектация устраивает [истца] и соответствует техническим условиям», — отметила она.

Отметим, что в июне на сайте «Ростеха» появилась информация, что первая партия из десяти бортов МВ-500 уже готова к отправке первому эксплуатанту — башкирской авиакомпании «РусАвиа».

«У самолета Т-500 есть отличный экспортный потенциал, ведь он примерно в три раза дешевле зарубежных аналогов. Интерес к машине уже проявили заказчики из Португалии и Анголы», — говорится в сообщении.

«Истец отказался от поставки комплектующих и сказал, что он не успевает, ему сложно…»

Обнинское предприятие, согласно условиям договора, должно было финансировать работы по сборке самолетов, а также предоставлять все необходимые комплектующие и детали. И если поставки задерживаются, то и сдача самолетов сдвигается соразмерно просрочке, заявила представитель ответчика.

В июне 2018 года истец отказался от поставки комплектующих и сказал, что «он не успевает, ему сложно, комплектующие иностранные». И переложил обязанность по покупке 10 двигателей, 10 винтовых комплексов иностранного производства на исполнителя.

«Поскольку проект стратегический и это „Ростех“, исполнитель безропотно и за счет собственных средств закупил все детали. И последняя деталь поступила в октябре 2018 года. То есть от этого момента передвинулись сроки на 5 месяцев», — пояснила юрист.

Обязанность по поставке комплектующих не лежала целиком на ОНПП «Технология», заявил представитель истца. У исполнителя были средства самостоятельно их покупать.

«Не следует представлять МВЕН как некое лицо, созданное и существующее единственно для удовлетворения наших потребностей по данному договору. У них есть заказы, эта фирма не первый десяток лет на рынке. Она, кстати, популярна в первую очередь парашютными системами, а не сборкой самолетов. Мы не подразумевали, что только за счет наших средств будет исполняться договор», — сказал он.

«Их поведение свидетельствует о злоупотреблении правом»

Когда «Ростех» отказался принимать самолеты, то утверждали, что комплектация не та и поэтому договор им больше не интересен. В этой связи непонятно, почему госкорпорация требует передать им патенты и самолеты, выразила недоумение представитель ответчика.

«Получается, если все сложить, они просто просят отнять у нас эти самолеты. А еще и арест наложить. Само поведение свидетельствует о злоупотреблении правом. На отказ от договора и на судебную защиту», — сказала юрист.

Также остается непонятным, какие именно претензии у ОНПП к собранным самолетам. «Они аккуратно обходят вопрос, что не так в самолете. Потому что они сами не знают», — заявила представитель ответчика.

МВЕН может подключиться к проекту в Иннополисе

Проектирование и строительство завода по сборке самолетов МВ-500 в Иннополисе еще не началось. Сейчас идет работа по оформлению необходимой документации, рассказали ИА «Татар-информ» в пресс-службе ОНПП «Технология».

«Мы не исключаем участия МВЕНа в данном проекте», — отметили в предприятии.

В Обнинске будет организовано производство силовых элементов воздушных судов из полимерных композиционных материалов, переносить производство самих воздушных судов в Калужскую область не планируется, добавили в «Технологии».

Завершение строительства запланировано на 2022 год. Объем инвестиций — около 2,5 млрд рублей. Проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства, заявлял Сергей Чемезов.

«Прежде всего, конечно, они будут использоваться для авиахимработ, но и в том числе для мониторинга окружающей среды, лесных пожаров и т. д. Самолет может использоваться и как учебный, потому что мы планируем создать и двухместный самолет и беспилотный самолет», — сказал он.

Переводом МВ-500 в беспилотный вариант занимаются в КНИТУ-КАИ. Сотрудничество вуза с фирмой «МВЕН» будет продолжено, рассказали в пресс-службе университета.

Эволюция «Фермера»

Т-500 — одноместный самолет сельскохозяйственного назначения, являющийся эволюцией предыдущего проекта компании, самолета «Фермер-2». Характеристики новой модели превосходят предыдущую серию. У Т-500 более мощный двигатель, максимальный взлетный вес Т-500 — 1,5 тыс. кг (предыдущая модель — 1,1 тыс. кг), полезная нагрузка значительно больше, нежели у «Фермера-2». Машина построена целиком из композитных материалов.

В 2017 году к проекту присоединился «Ростех». Предполагалось, что ОНПП «Технология» будет помогать казанской фирме с финансированием, сертификацией и выводом на серийное производство.