Айрат Фаррахов: «Осенью впервые за несколько лет будем принимать бюджет развития»

О ключевых законопроектах весенней сессии российского парламента, принципиальных отличиях нового федерального бюджета, пенсиях, сохранении языков и новых национальных проектах в беседе с корреспондентами ИА «Татар-информ» рассказал депутат Госдумы от Татарстана, член комитета ГД по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
 – Расскажите о работе Госдумы в нынешнюю весеннюю сессию. Чем запомнилась эта сессия лично для вас? Какие наиболее важные законопроекты прошедшей сессии вы хотели бы выделить?  — Наверное, самым значимым законопроектом, который долго обсуждался и готовился, стал «пенсионный» законопроект. Он имеет системную значимость как для наших пенсионеров, так и в целом для российской экономики. Потому что само по себе непринятие этих изменений, к сожалению, напрямую влияет на структуру экономического роста страны.  А рост экономики для нас сегодня — задача номер один. Если будет экономический рост, то будет и рост зарплат, рост пенсий, станет меньше бедных и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.  Еще один важный, серьезный и резонансный вопрос, который обсуждала Государственная дума в весеннюю сессию, — это вопрос языков. Он появился несколько неожиданно, в виде инициативы отдельных депутатов, и вызвал очень серьезное обсуждение.  Мы много его комментировали, и я очень рад, что он разрешился таким способом. Очень важно отметить, что те опасения, которые были обозначены в Татарстане, были услышаны на самом высоком уровне. И конечная версия федерального закона, который был принят в Госдуме, отражает практически все интересы, которые были обозначены в нашей республике.  Еще раз подчеркну — наша многоконфессиональность и многонациональность, наше многоязычие — это наше конкурентное преимущество. Это конкурентное преимущество Российской Федерации, в Конституции которой записано, что мы — многонациональное государство. Чрезвычайно важно приложить максимум усилий, чтобы эту конкурентность сегодня сохранить.  И я абсолютно уверен, что работа не остановилась. Вопрос будет обсуждаться и дальше, по конкретным шагам, чтобы сохранить наше многоязычие и многоконфессиональность и чтобы мы могли не только сохранить нашу национальную идентичность, но и приумножить ее.  Кроме того, в весеннюю сессию наш комитет по бюджету и налогам вносил изменения в бюджет, который был принят ранее. Они потребовались потому, что ситуация в экономике страны в целом неплохая. Да, это не обусловлено ростом производительности труда и высокотехнологичных возможностей. Пока, к сожалению, благополучие экономики подкреплено существенным ростом цены нефтепродуктов, они являются основой нашего экспорта, и государство получает дополнительные доходы.  Поэтому мы увеличили расходы на целый ряд направлений и зафиксировали эти доходы. Это очень хорошо, снижается долг государства, уменьшается дефицит бюджета, растет устойчивость экономики. И в этом году мы выйдем на профицитный бюджет (когда доходы казны выше расходов — прим. Т-и).  Это, безусловно, является основой нашей стабильности в условиях такой неопределенной геополитической ситуации, которая в большей степени навязывается Соединенными Штатами в виде санкционного режима. И когда мы имеем дополнительные ресурсы, дополнительную подушку безопасности, все это помогает сохранять стабильность.  Ситуация в экономике нашей страны сегодня стабильна как никогда, несмотря на то что очень многие хотели ее совсем недавно «порвать» и так далее. И, конечно, необходимо постепенно преодолеть одну из главных проблем нашей экономики — большую зависимость от нефтегазовых доходов. Важно, чтобы источники ненефтегазовых доходов в будущем существенно росли и наша экономика становилась менее зависимой от колебаний цен на углеводороды.  – Каковы планы на осеннюю сессию? Назовите самые приоритетные законопроекты на этот период. Какие значимые проекты законов пройдут через профильный комитет по бюджету и налогам?  — Если говорить о самых главных законах осенней сессии, то в первую очередь это федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Бюджет будет приниматься в новых условиях, они уже не те, которыми были при рассмотрении бюджетов в 2014 и 2015 годах. Тогда мы жили в условиях циклического, структурного кризиса, существенно снизились цены на энергоносители.  Новый бюджет мы будем принимать в условиях профицита предыдущего года, высокой степени макроэкономической стабильности. Это будет бюджет вновь принятых налоговых изменений в части роста НДС. Это будет бюджет, который учитывает особенности рассмотренных пенсионных изменений, в том числе поддержанных президентских инициатив.  Кроме того, предстоит принять новый бюджет Пенсионного фонда РФ, который будет учитывать новую индексацию пенсий и, следовательно, ускоренный рост пенсий. Это и новые бюджеты Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС).  Безусловно, новый федеральный бюджет будет учитывать старт инициатив президента, которые он высказал в своем послании Федеральному собранию на ближайшую шестилетку. Речь о 13 новых национальных проектах — «Наука», «Здравоохранение», «Демография», «Промышленность» и т. д.  Колоссальные деньги, которые будут потрачены на эти национальные проекты в ближайшие годы, внесут очень серьезные изменения в нашу жизнь. Каждый из этих проектов сейчас рассматривается Правительством РФ. Паспорта проектов в основном уже рассмотрены, и работа идет над их финансовым обеспечением.  И к 1 октября Правительство РФ представит эти 13 нацпроектов. Они лягут в основу проекта федерального бюджета на ближайшие годы. Безусловно, все они будут детально обсуждаться, и Госдума примет активное участие как в разработке, так и в обсуждении этих проектов.