КАМАЗ спустя три года запатентовал беспилотный грузовик, способный ездить по обычным дорогам

Роботизированный комплекс предназначен для городских и пригородных перевозок грузов, а также для работы в опасных для человека условиях.

В мае Роспатент зарегистрировал изобретение КАМАЗа — многофункциональный роботизированный комплекс (МРК) для перевозок грузов. Примечательно, что предприятие подавало заявку на регистрацию в начале 2017 года, но одобрение получило только через три года.

Разработка предприятия, по заверению авторов, дает возможность полной автономности грузовика не только при движении по грунтовым поверхностям, но и по дорогам общего пользования — без участия оператора. Технология основана на считывании дорожной сцены, анализе и передаче команд на управление. Подробнее — в материале ИА «Татар-информ».

Какие недостатки у аналогов?

У новинки КАМАЗа есть аналоги, отмечают авторы изобретения. К примеру, автономное транспортное средство, разработанное Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева. Оно используется для доставки приборов и оборудования мониторинга окружающей природной среды в малодоступной или опасной для человека обстановке.

«Недостатки этого робототехнического комплекса заключаются в узкой специализации и ограниченной автономности, что приводит к невозможности применения на дорогах общего назначения», — отмечается в описании изобретения КАМАЗа.

Наиболее близким к татарстанской разработке специалисты назвали изобретение владимирского завода им. Дегтярева. Это спецтехника, предназначенная для сбора и передачи разведывательной информации, охраны гражданских и военных объектов, проведения антитеррористических операций, ведения стрельбы по различным видам целей. Но, как и в предыдущем случае, комплекс невозможно использовать на дорогах общего назначения.

Из чего состоит беспилотный грузовик КАМАЗа?

Челнинский МРК содержит самоходное управляемое транспортное средство повышенной проходимости с двигателем внутреннего сгорания, пульт дистанционного управления, спутниковую навигационную систему, систему управления узлами и агрегатами, систему связи и передачи данных, а также систему технического зрения.

Комплекс дополнительно оснащен системой видеонаблюдения за окружающим пространством и дорожной сценой, бортовым навигационным оборудованием, комплектом оборудования для объезда препятствий и системой автономной аварийной остановки и сигнализации. Кроме этого, система машинного зрения оснащена стереокамерой и лазерным сканером.

«Заявителю не известен автономный, мобильный многофункциональный роботизированный комплекс (МРК) с указанной совокупностью существенных признаков», — отмечают авторы патента.

В пресс-службе ПАО «КАМАЗ» не ответили на запрос ИА «Татар-информ» о том, когда предприятие начнет серийный выпуск таких грузовиков и какое ПО использовалось при их разработке.

Как им можно управлять?

МРК может управляться как водителем, так и дистанционно либо работать в автономном режиме, что значительно расширяет его функциональные возможности и области применения. Беспилотник может двигаться по заранее заданному маршруту с помощью навигационного комплекса, а также в колонне.

«Архитектура системы дистанционного и автономного управления МРК разработана с учетом конструктивных особенностей полноприводного автомобиля КАМА3-5350 с сохранением штатного режима управления автомобилем водителем из кабины», — отмечают разработчики.

Для этого в системе управления применены современные высокопроизводительные компьютеры с кондуктивным охлаждением, оборудование беспроводной передачи данных, высокоточной навигации, видеонаблюдения, сенсоры и датчики, рассчитанные на жесткие условия эксплуатации.

Как беспилотник «видит», куда ехать?

На кабине МРК установлен бортовой навигационной приемник американской компании Trimble с двумя антеннами. Одна используется для определения местоположения (координат), а вторая — курса МРК. Это оборудование имеет высокий класс защиты, что позволяет использовать его в жестких условиях эксплуатации.

Система машинного зрения комплекса состоит из промышленного компьютера с программным обеспечением и стереокамеры на основе двух цифровых видеокамер высокого разрешения. За обзором пространства вокруг грузовика следят видеокамеры голландской фирмы Orlaco с инфракрасной светодиодной подсветкой.

«Видеокамеры AMOS выполнены в специальном защитном кожухе и обеспечивают работоспособность в тяжелых условиях эксплуатации. Инфракрасная светодиодная подсветка камер обеспечивает работу системы видеонаблюдения в условиях низкой освещенности», — говорится в описании.

Что грузовик будет делать в случае внештатной ситуации?

МРК включает в себя комплект оборудования для объезда препятствий и предотвращения столкновений служит для обеспечения безопасности и надежности обнаружения объектов. Это фронтальный радар и лазерный сканер, размещенные по периметру автомобильного шасси.

«Данные от радаров и лазерного сканера используются в алгоритме работы для автоматического снижения скорости или полного останова МРК при обнаружении препятствий во время движения по траектории и маневрировании», — отмечают авторы.

Система автономной аварийной остановки и сигнализации обеспечивает остановку двигателя внутреннего сгорания, включение тормоза при возникновении внештатных ситуаций. Для этого в кабине и снаружи грузовика есть кнопка E-Stop. Такая же кнопка есть на переносном пульте управления — для дистанционной остановки транспортного средства.

Система также предусматривает автоматическое включение тормоза при сбое ПО, компьютера бортовой системы управления, потере данных и т.д.

«Заявляемый автомобиль с МРК соответствует требованию промышленной применимости и может быть изготовлен из серийных образцов автомобилей КАМАЗ с использованием современных материалов, оборудования и технологий», — резюмируют разработчики.