В мае Роспатент зарегистрировал изобретение КАМАЗа — многофункциональный роботизированный комплекс (МРК) для перевозок грузов. Примечательно, что предприятие подавало заявку на регистрацию в начале 2017 года, но одобрение получило только через три года.
Разработка предприятия, по заверению авторов, дает возможность полной автономности грузовика не только при движении по грунтовым поверхностям, но и по дорогам общего пользования — без участия оператора. Технология основана на считывании дорожной сцены, анализе и передаче команд на управление. Подробнее — в материале ИА «Татар-информ».
Какие недостатки у аналогов?
У новинки КАМАЗа есть аналоги, отмечают авторы изобретения. К примеру, автономное транспортное средство, разработанное Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева. Оно используется для доставки приборов и оборудования мониторинга окружающей природной среды в малодоступной или опасной для человека обстановке.
«Недостатки этого робототехнического комплекса заключаются в узкой специализации и ограниченной автономности, что приводит к невозможности применения на дорогах общего назначения», — отмечается в описании изобретения КАМАЗа.
Наиболее близким к татарстанской разработке специалисты назвали изобретение владимирского завода им. Дегтярева. Это спецтехника, предназначенная для сбора и передачи разведывательной информации, охраны гражданских и военных объектов, проведения антитеррористических операций, ведения стрельбы по различным видам целей. Но, как и в предыдущем случае, комплекс невозможно использовать на дорогах общего назначения.
Из чего состоит беспилотный грузовик КАМАЗа?
Челнинский МРК содержит самоходное управляемое транспортное средство повышенной проходимости с двигателем внутреннего сгорания, пульт дистанционного управления, спутниковую навигационную систему, систему управления узлами и агрегатами, систему связи и передачи данных, а также систему технического зрения.
Комплекс дополнительно оснащен системой видеонаблюдения за окружающим пространством и дорожной сценой, бортовым навигационным оборудованием, комплектом оборудования для объезда препятствий и системой автономной аварийной остановки и сигнализации. Кроме этого, система машинного зрения оснащена стереокамерой и лазерным сканером.
«Заявителю не известен автономный, мобильный многофункциональный роботизированный комплекс (МРК) с указанной совокупностью существенных признаков», — отмечают авторы патента.
В пресс-службе ПАО «КАМАЗ» не ответили на запрос ИА «Татар-информ» о том, когда предприятие начнет серийный выпуск таких грузовиков и какое ПО использовалось при их разработке.
Как им можно управлять?
МРК может управляться как водителем, так и дистанционно либо работать в автономном режиме, что значительно расширяет его функциональные возможности и области применения. Беспилотник может двигаться по заранее заданному маршруту с помощью навигационного комплекса, а также в колонне.
«Архитектура системы дистанционного и автономного управления МРК разработана с учетом конструктивных особенностей полноприводного автомобиля КАМА3-5350 с сохранением штатного режима управления автомобилем водителем из кабины», — отмечают разработчики.
Для этого в системе управления применены современные высокопроизводительные компьютеры с кондуктивным охлаждением, оборудование беспроводной передачи данных, высокоточной навигации, видеонаблюдения, сенсоры и датчики, рассчитанные на жесткие условия эксплуатации.
Как беспилотник «видит», куда ехать?
На кабине МРК установлен бортовой навигационной приемник американской компании Trimble с двумя антеннами. Одна используется для определения местоположения (координат), а вторая — курса МРК. Это оборудование имеет высокий класс защиты, что позволяет использовать его в жестких условиях эксплуатации.
Система машинного зрения комплекса состоит из промышленного компьютера с программным обеспечением и стереокамеры на основе двух цифровых видеокамер высокого разрешения. За обзором пространства вокруг грузовика следят видеокамеры голландской фирмы Orlaco с инфракрасной светодиодной подсветкой.
«Видеокамеры AMOS выполнены в специальном защитном кожухе и обеспечивают работоспособность в тяжелых условиях эксплуатации. Инфракрасная светодиодная подсветка камер обеспечивает работу системы видеонаблюдения в условиях низкой освещенности», — говорится в описании.
Что грузовик будет делать в случае внештатной ситуации?
МРК включает в себя комплект оборудования для объезда препятствий и предотвращения столкновений служит для обеспечения безопасности и надежности обнаружения объектов. Это фронтальный радар и лазерный сканер, размещенные по периметру автомобильного шасси.
«Данные от радаров и лазерного сканера используются в алгоритме работы для автоматического снижения скорости или полного останова МРК при обнаружении препятствий во время движения по траектории и маневрировании», — отмечают авторы.
Система автономной аварийной остановки и сигнализации обеспечивает остановку двигателя внутреннего сгорания, включение тормоза при возникновении внештатных ситуаций. Для этого в кабине и снаружи грузовика есть кнопка E-Stop. Такая же кнопка есть на переносном пульте управления — для дистанционной остановки транспортного средства.
Система также предусматривает автоматическое включение тормоза при сбое ПО, компьютера бортовой системы управления, потере данных и т.д.
«Заявляемый автомобиль с МРК соответствует требованию промышленной применимости и может быть изготовлен из серийных образцов автомобилей КАМАЗ с использованием современных материалов, оборудования и технологий», — резюмируют разработчики.
Нет комментариев-