Эпоха умных производств: Рустам Минниханов привел «Татнефть» как пример удачного внедрения цифровых решений

В эпоху цифровой революции компании должны делать ставку на инновации, робототехнику, искусственный интеллект и Интернет вещей. Без цифровой трансформации невозможно построение конкурентоспособного бизнеса. В Татарстане лидером внедрения инноваций является компания «Татнефть», которая использует цифровые решения как в сфере добычи, так и в сфере переработки углеводородного сырья. Об этом сегодня сообщил Президент Татарстана Рустам Минниханов на семинаре «Цифровизация производства: практические решения».


Цифровые модели месторождений

«Компания “Татнефть” больше половины добычи осуществляет с использованием цифровых моделей – двойников нефтегазовых месторождений. Компания реализовала проект по созданию сети производственной связи и телеметрии. Кроме того, в рамках сотрудничества с ГК “Ренова” в шинном комплексе реализуется проект “Мониторинг оборудования”», – сказал в своем выступлении Рустам Минниханов.
 
Президент РТ отметил, что сегодня лишь треть предприятий Татарстана наметила ориентиры цифрового перехода, хотя на рынке уже давно наметилась тенденция к снижению востребованности «аналоговых продуктов». «Если в ближайшее время предприятия не запустят цифровой переход, то окажутся на периферии не только новых, но и традиционных рынков», – подчеркнул Минниханов. 

По словам руководителя республики, отставание в цифровизации лишает предприятия возможностей повышения производительности труда и снижения издержек. «Цифровизация – это вопрос конкурентоспособности бизнеса. Приоритетом должно стать повышение спроса на инновации, включая активное внедрение робототехники, искусственного интеллекта и Интернета вещей», – расставил акценты Минниханов. 



Компания «Татнефть» реализует проект цифровой трансформации с 2014 года, он затрагивает практически все бизнес-процессы. В компании формируется единая информационная платформа управления производством нового поколения, которая интегрирует информационные потоки всех служб на всех этапах цепочки создания стоимости – от добывающих предприятий до сбыта.

Так, для повышения эффективности нефтедобычи в структуре «Татнефти» был создан Центр моделирования, где создают цифровые модели месторождений. Задачами центра являются создание оптимальных сценариев разработки запасов и выявление новых залежей. К 2020-2021 годам «цифровыми двойниками» планируется обеспечить все основные объекты разработки компании.



Прорывные ИТ-решения используются в «Татнефти» и для стимулирования сбыта  

Цифровые решения успешно внедряются и на комплексе нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», который входит в группу компаний «Татнефть». Производственная модель управления комплексом позволяет не только контролировать технологические процессы и отслеживать качество продукции в режиме реального времени. Внедренные ИТ-решения позволяет иметь четкие данные по себестоимости передела нефтехимической продукции и на основе этих данных эффективно управлять заводом. Это позволяет получать наиболее востребованные на рынке нефтепродукты самого высокого качества. 

Реализованные на «ТАНЕКО» ИТ-решения дают возможность не только эффективно управлять производством, но и развивать его путем строительства новых установок. Система производственного планирования помогает рассчитывать будущую конфигурацию комплекса, подсказывает, как строить и развивать «ТАНЕКО».



Социальная сеть для персонала

Выступая в марте 2019 года на конференции трудового коллектива, генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов отметил, что компания использует цифровые технологии не только для повышения эффективности оборудования, но и для удобства персонала. 

«С целью вовлечения сотрудников компании в работу по достижению стратегических целей действует корпоративная социальная сеть. Она предоставляет возможности каждому сотруднику находить нужную для работы информацию, участвовать в проектах, вносить предложения по снижению затрат и повышению эффективности процессов, обсуждать с коллегами проблемы и способы их решения, обмениваться опытом и знаниями. Взаимодействие сотрудников в корпоративной социальной сети отвечает нашим ценностям: командной работе, открытости, стремлению к максимизации результатов», – отметил Наиль Маганов.



То, как цифровые технологии влияют на конкурентоспособность компании, наглядно показывает консолидированная финансовая отчетность «Татнефти» по МСФО за 2018 год. В условиях ограничения нефтедобычи, согласно соглашениям ОПЕК+, компания сумела почти вдвое улучшить финансовые результаты. Так, чистая прибыль акционеров группы за 2018 год составила 211,8 млрд рублей по сравнению со 123,1 млрд рублей чистой прибыли акционеров группы за 2017 год. При этом общая стоимость консолидированных активов компании выросла с 1,1 до 1,2 трлн рублей.