Возрождение «Шелкового пути»
О начале работ по строительству трассы М12 Москва — Казань в июле 2020 года заявил Премьер-министр России Михаил Мишустин во время посещения особой зоны «Алабуга». По его словам, в ближайшие 3-4 года это будет самый масштабный дорожный проект во всей России. И хотя точный маршрут прокладки трассы пока не утвержден, по мнению Михаила Блинкина, проигравших от этого проекта в Татарстане не будет.
«Экономический эффект от строительства трассы М12 прежде всего получит Татарстан, поскольку он станет центральной точкой маршрута Европа — Западный Китай. Это даст серьезный импульс для развития экономики республики и в целом России. Эффект будет исчисляться в триллионах рублей. Я участвовал во всех дискуссиях, изучал расчёты, эффект действительно очень высок: все, что касается грузоперевозок, умножается на два, а по времени доставки делится на два. Плюс к этому возникает возможность выхода на западные и восточные рынки с любой промышленной продукцией», — сказал профессор.
Автодороги — это кровеносные сосуды экономики. Чем быстрее происходит перемещение грузов и пассажиров, тем быстрее развиваются территории, повышается качество жизни. Плотность автодорог в России не превышает 7 километров на 100 квадратных километров площади. Для сравнения: в Великобритании — 172 километра на ту же площадь, во Франции — 191 километр.
Михаил Блинкин убежден, что существующая трасса М7 «Волга» не отвечает темпам развития России и модернизировать ее невозможно. «Автотрасса М7 сегодня совмещает несовместимое. С одной стороны, это часть крупного транспортного коридора. С другой стороны, старинная дорога, которая имеет 1,5 тысячи точек доступа на 700 километров. Такая высокая плотность точек выезда на трассу объясняется тем, что дорога идет по населенным пунктам. А это существенно сдерживает международный и российский грузовой трафик. Ведь по населенному пункту водители едут со скоростью 60 километров в час и останавливаются на светофоры. Перевозка грузов получается медленной и неэффективной», — пояснил директор института.
Татарстан исторически расположен в центре крупных транспортных коридоров. В древности и в Средние века современную территорию республики связывал с государствами Восточной Азии один из коридоров Великого шелкового пути. Караваны с товарами шли в Поволжье через земли современного Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Конечной целью были регионы Северного и Балтийского морей. По мнению Блинкина, автотрасса М12 может стать ключевой транспортной артерией на Евразийском континенте и забрать часть международных грузов, которые сейчас идут через Казахстан.
«На территории Китая уже построено около 3 тыс. километров автотрассы, еще 2,5 тыс. километров построил Казахстан. А вот российский кусок не построен, поскольку мы очень долго дискутируем. А ведь альтернатива нашей трассе уже сейчас есть. Товары из Китая идут через Казахстан в порт Актау. А там через Каспий — в Европу. Если не будет автотрассы М12, Россия может оказаться на обочине грузового транзита. Если дальше заниматься дискуссиями, транспортный коридор может пройти мимо»Михаил Блинкин
Дорога к процветающей экономики
Не секрет, что в России дорог высшей технической категории очень мало. Сегодня ключевой опыт в этой области принадлежит Китаю, где ежегодно вводят 5-6 тыс. километров таких автотрасс. По данным на 1 января 2020 года, в Китае дорог высшей технической категории в полтора раза больше, чем в США. Чтобы построить такую автотрассу, необходима качественная дорожная техника, технологии, высокопрофессиональные рабочие кадры.
В России в последние годы велось строительство автотрасс М11 и М4. Каждая из этих дорог давала импульс к развитию новых технологий, машиностроению, подготовке квалифицированных специалистов.
Строительство новой автотрассы обеспечит предприятия Татарстана заказами, а самих татарстанцев — рабочими местами. Причем независимо от того, кто выиграет тендер на строительные работы. Не бывает генподрядчиков, которые не использовали бы мощности местных производств, потому что это прямая выгода. Никто рабочих из Владивостока в Татарстан не повезет, тем более что в республике достаточно квалифицированного персонала
Для Татарстана новая автотрасса нужна и по другим причинам. В Камском промышленном кластере Татарстана расположены десятки предприятий мирового уровня, которые вынуждены использовать в своих логистических цепочках трассу М7. Среди них автогигант «КАМАЗ», нефтехимические комплексы «ТАНЕКО» и «Нижнекамскнефтехим», многочисленные заводы особой экономической зоны «Алабуга». Предприятия вынуждены мириться с тем, что трасса М7 «Волга» тормозит отправку грузов и доставку необходимого оборудования. Нет сомнения, что новая автомагистраль М12 даст толчок развитию бюджетообразующих предприятий, а значит в республике продолжится реализация жизненно-важных программ по строительству школ и детсадов, спортивных объектов и поликлиник. Появятся новые парки и скверы, благоустроенные дворы.
Будут ли минусы при строительстве автомагистрали? Безусловно, прокладка любой автотрассы предполагает вырубку лесов, но это, по словам Михаила Блинкина, будет компенсировано новыми посадками леса. «В мировой практике дорожного строительства предусмотрены компенсационные посадки, устройство путей для миграции диких животных: проходы в насыпи, эстакады и другие инженерные сооружения. В серьезно проработанном проекте будут объекты экологической инженерии. Это всегда учитывается, тем более, когда речь идет о автодороге высшей технической категории 1А», — рассказал Михаил Блинкин. Для защиты от шума вдоль трассы будут устанавливаться экраны.
Любопытно, что в какой-то мере М12 будет как раз способствовать восстановлению экологии, причем в самом сердце Татарстана — в Казани. Южный обход столицы Татарстана со строительством моста нового моста через Волгу даст возможность доставлять грузы в логистические центры у казанского аэропорта и вывозить их оттуда.
«Это огромное преимущество, поскольку авиационные грузы — самые высокомаржинальные. Сейчас их приходится везти в контейнере через Казань, что создает экологическую нагрузку на город, на его дорожную сеть и снижает экономический эффект от доставки груза. Южный обход даст возможность отправлять высокомаржинальные грузы по скоростной автотрассе, а это даст огромный эффект бизнесу. В Татарстане логистическая инфраструктура уже хорошо развита: есть железная дорога, волжский судоходный путь, авиаперевозки. Если в эту схему включить скоростную автомагистраль, можно будет строить мультимодальные схемы с высоким экономическим эффектом. В Татарстане уже сегодня бизнесмены могут просчитать выгоду от нового транспортного маршрута», — поделился мнением Блинкин. Он уточнил, что на трассе М12 будет допустимая скорость в 130 км/ч. Соответственно, средняя скорость для грузовых фур будет за 100 км/ч.
Закон пяти букв
В мировой практике строительства автодорог еще не было случая, чтобы трассировка не вызывала возмущения в обществе. В английском языке даже есть специальный термин, который называет это явление, — NIMBY. Эти пять букв образованы фразой «Not in my backyard» («Не на моём заднем дворе»). По словам Михаила Блинкина, это стандартная психология жителя любого города мира, который говорит: «Дорога мне нужна, у меня автомобиль есть. Давайте ее строить, но только подальше от моего дома».
«Этот эффект широко описан в литературе, поэтому проектировщики всегда стараются искать какие-то компромиссы. В окрестностях Москвы строили две дороги, одна из которых называлась „Головной участок М11“, а вторая — „Обход Одинцово“. Так вот, скандал с прокладкой первой трассы через Химкинский лес дошёл до Президента России, Еврокомиссии и лично Папы Римского. А во втором случае скандала вообще не было, просто тихо ленточку разрезали. Организаторы проекта просто объясняли населению, для чего необходима дорога и какие экозащитные мероприятия будут проводиться. В том числе проводились локальные компромиссы по трассировке. Договориться с населением о разумных компромиссах и компенсационных мероприятиях оказалось и проще, и дешевле, чем идти напролом со скандалом», — рассказал профессор.
Как будет проходить автодорога по территории Татарстана, точно пока не известно. Скорее всего, предстоят обсуждения по безопасности автотрассы для местных жителей, поскольку скорости на ней будут высокими. Впрочем, по словам Михаила Блинкина, в этой части вопросов, скорее всего, будет меньше всего.
«По поводу дорожных транспортных происшествий на автотрассе М12 я могу сказать следующее. Дорога М7 „Волга“ в расчете на 100 км убивает втрое больше людей, чем вся федеральная сеть дорог России. Эти цифры я опубликовал в прошлом году. Почему это происходит? Потому что почти треть трассы М7 проходит через населенные пункты. Почему дороги высшей технической категории считаются безопасными? Потому, что там не бывает лобовых столкновений автомашин, — полосы разделены ограждениями. Еще здесь не случается гибели людей на пешеходных переходах, поскольку здесь переходов просто нет. На дорогах высшей технической категории аварийность, разумеется, присутствует, но она невелика», — подчеркнул эксперт.
Стоит отметь, что после строительства новой автодороги трасса М7 «Волга» так и останется федеральной, статус ее будет неизменным. Единственно, на ней станет меньше грузовиков и люди из разных регионов смогут более комфортно ездить друг к другу в гости.
Нет комментариев-