«В 8 утра все идут по улице с кофейными стаканчиками»
«Я кофейный наркоман, — признается Ильнар Шамсутдинов сразу же, как только мы попадаем в его офис. — Если я не выпью кофе с утра, то мой день не задастся. Хорошо, что сейчас я занимаюсь этим и могу пить кофе практически безлимитно».
Ильнару 26 лет. Уже около пяти лет он вместе с бизнес-партнером Арсланом Габидуллиным руководит кофе-барами и около года развивает сеть партнерских кофеен самообслуживания. Сегодня открыты 12 кофеен и 50 точек, где можно купить кофе в вендинговых автоматах в нескольких городах России — Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах и Ижевске.
Идея построить кофейный бизнес пришла молодому человеку, когда он был еще студентом и поехал покорять Соединенные Штаты по программе Work and Travel.
«Я работал в общепите и своими глазами видел, что в 8 утра все идут по улице с кофейными стаканчиками, а офисные сотрудники фактически не начинают рабочий день, если не выпьют кофе. Сейчас это потихоньку приходит и в нашу страну».Ильнар Шамсутдинов
После учебы Ильнар твердо решил открыть свое дело и обратился за помощью к родителям. «Я пошел к ним и сказал: „Мне нужно тысяч 400 — 500, я хочу что-нибудь попробовать“. Родители мне сказали: „Иди — работай“», — рассказал он.
Тогда Ильнар решил заработать на мечту самостоятельно и стал репетитором математики в Москве, а потом снова отправился в США, где был разносчиком пиццы. Чтобы накопить на свой бизнес, понадобилось около двух лет.
«Я написал 100 писем, мне ответило примерно ноль человек»
По приезде из-за рубежа было решено построить собственный кофейный бизнес. Сначала появились небольшие кофе-бары, а затем предприниматели решили освоить новое направление и запустить кофейни самообслуживания.
Кофейни самообслуживания не новый формат для России, признается Шамсутдинов. Первыми развивать такие точки стали две столицы — Москва и Санкт-Петербург. «Мы увидели это у одного из наших самых больших конкурентов, у которого было уже около 900 открытых точек, и поступили как настоящие предприниматели: взяли стоящую идею, скопировали, улучшили и начали развивать», — сообщил он.
На сегодня по России открыто 150 тыс. кофейных аппаратов, однако только 10% из них — кофейни самообслуживания нового формата, где можно сделать кофе самостоятельно с бесплатными добавками и сиропами, поделился данными аналитического исследования Ильнар. «То есть рынок бездонный, тут можно работать и работать», — уверен он.
Однако для начала предпринимателям предстояло найти подходящие локации. Они решили подключить федеральных партнеров, которые могли бы пустить их на свои площадки и работать вместе. Но с ними еще предстояло договориться. Сначала выбор пал на мобильных операторов.
«Изначально я садился за компьютер, искал их корпоративные почты и писал на каждую. Я написал 100 писем, мне ответило примерно ноль человек. Я психанул, поехал в главный казанский офис „Билайна“ и в лоб сказал: „Ребята, я хочу с вами работать!“».Ильнар Шамсутдинов
План идти напролом сработал, и после переговоров у предпринимателей появился первый бизнес-партнер. На вопрос о том, почему крупный мобильный оператор заинтересовался сотрудничеством, Ильнар отвечает: дело в дополнительном трафике. По его мнению, сегодня те же сотовые операторы заинтересованы в том, чтобы прокачать свои офисы продаж, создать дополнительный поток людей на своей площадке. А самым лучшим генератором трафика является кофе, уверен он.
«К примеру, если на точке есть туроператор, ты зайдешь к нему сегодня, а в следующий раз, скорее всего, через полгода. За кофе люди заходят каждый день. Пока ты покупаешь кофе, ты краем глаза видишь, что у сотового оператора появилась новая акция или скидки на телефоны. В итоге выигрываем и мы, и оператор. Во все точки, куда мы заходим, средняя выручка компании увеличивается на 20 — 30%», — объяснил Ильнар.
Сегодня татарстанские предприниматели чаще всего подстраиваются под бренд партнера. Например, при открытии кофе-точки в офисе «Билайна» она будет называться «„Билайн“ и кофе». «Со временем мы дойдем до того, что сделаем свой бренд. Пока мы видим, что в сегменте кофе люди не привязываются к бренду, они привязываются к качеству и скорости», — считает собеседник агентства.
«Мы были в долгах на полмиллиона, но взяли себя в руки»
На фоне союза с крупным мобильным оператором с татарстанскими предпринимателями стали сотрудничать и другие компании. «Они думают: „Если ‚Билайн‘ с ними работает, то давайте и мы познакомимся“. Так было с „Горпечатью“ и „Ак Барс“ Банком. Однажды, листая ленту новостей, я увидел новость, что Сбербанк ищет кофейных партнеров. Надеюсь, что получится поработать и с ними», — поделился бизнесмен.
Кроме того, большую роль в поиске партнеров по бизнесу играет личный бренд, уверен Ильнар. Поэтому он всегда активен в соцсетях и щедро делится с подписчиками как своими успехами, так и провалами. Кстати, за время работы их было немало.
«Когда мы открывали кофе-бар в метро на улице Тукая, мы ушли в небольшой минус, но решили, что надо до конца „упаковаться“ и сделать сайт. Мы взяли заем в размере около 500 тысяч рублей, но ничего не пошло, а деньги ушли. Тогда мы были в долгах на полмиллиона, но взяли себя в руки — залезли в еще большие долги, открыли пару точек, а они уже начали генерировать прибыль», — рассказал наш собеседник.
«После моих постов в Инстаграме многие пишут: „Я решился, давай вместе поработаем“ или „Две недели за тобой смотрю, ты создаешь иллюзию человека, который вроде бы работает. Давай встретимся“».Ильнар Шамсутдинов
«Мы считали, что люди гонятся за ценником, а не за качеством, но все наоборот»
При этом цены на кофе в точках, открытых татарстанцами, не из дешевых. Так, за стаканчик объемом 0,3 литра придется отдать около 100 рублей, тогда как привычные автоматы, которые можно встретить буквально на каждом шагу, предлагают покупателям напиток примерно за 30 рублей. Однако Шамсутдинов уверен: высокая цена на их кофе компенсируется отличным качеством.
«По сути кофейни самообслуживания — это те же вендинговые аппараты, где человек сам делает себе кофе. Когда произносишь „вендинг“, в голове у людей возникает ассоциация: „Кофе за 30 рублей в пластиковых стаканчиках 0,2 литра“. Наша первая задача — избавить людей от этого предубеждения и прийти на рынок с новым качественным продуктом», — заявил он.
«Мы боялись, что рынок будет не готов, и специально поставили одну точку по соседству с дешевым вендингом, где кофе стоил 30 рублей. Мы считали, что люди гонятся за ценником, а не за качеством. В итоге вышло, что все клиенты оттуда перешли к нам, а наш конкурент собирается съезжать с той локации».Ильнар Шамсутдинов
В новом, 2020-м предприниматели планируют открыть еще 100 кофе-поинтов, а через пять лет довести количество открытых кофеен самообслуживания до тысячи и выйти на зарубежный рынок, поделился планами собеседник.
Нет комментариев-