Один день махрового предпринимателя

Успешный бизнесмен и известный блогер Руслан Абдулнасыров о том, как «Автосеть.РФ» и «Апельсин» переживают кризис.

Торговые площади без покупателей и офисы без сотрудников не подорвали веру предпринимателя с миллиардным оборотом в будущее. Абдулнасыров ведет читателя по объектам своих дилерских сетей, рассказывая о примененных им методах оптимизации бизнеса, делясь лайфхаками и профессиональными правилами.

Пустые залы

— Еженедельно я делаю для YouTube-канала по одному видеоинтервью с владельцами самых разных бизнесов: мы разбираем экономику их компаний, анализируем последствия карантинного кризиса, показываем, какие механизмы работают в их отраслях. На этот раз я решил проиллюстрировать состояние рынка на примере своих компаний «Автосеть.РФ» и «Апельсин», проведя зрителя с читателем по нескольким объектам нашей сети в Казани и Нижнекамске. Заодно мы поинтересуемся делами моих друзей-бизнесменов, которых нам повезет встретить в течение дня. 

В казанском бэк-офисе компании «Автосеть.РФ» у нас сосредоточено всё управление, но сейчас в нем занято лишь 6 рабочих мест из 50. С начала карантинного режима нам пришлось сократить многих руководителей, потому что зарплаты топ-менеджмента стали для компании слишком большой нагрузкой. Самым крупным отделом на сегодняшний день стала бухгалтерия — просто потому, что с государством шутки плохи, пренебрегать отчетностью нельзя.

Нам пришлось попрощаться с директором IT-направления — сильнейшим айтишником и маркетологом, приглашенным мною из Москвы. Нет больше в компании директора по персоналу, максимально лояльным сотрудником и профессионалом с большой буквы. Пришлось уйти и многим другим — людям, в обучение и адаптацию которых было вложено очень много сил. Некоторые руководители переехали в общий офис, чтобы лично контролировать все процессы. Отсюда мой вам совет: если продажи буксуют и задуманное не получается — не брезгуйте личным участием в подконтрольных процессах, вникайте в детали.

Иные кадры остаются в административных отпусках, хотя мы потихоньку начинаем выводить людей на работу. Это касается, в частности, колл-центра, который пока еще практически пуст, хотя пару месяцев назад здесь кипела жизнь. Сегодня мы выживаем, обзванивая объявления на «Авито», — с точки зрения поступления автомобилей на продажу это едва ли не единственный источник при действующих ограничениях.

Невесело выглядит парковка, на которой стоят 200 твоих машин и ни одного покупателя. Наверное, художник, увидев пустой галерею со своими картинами, усомнится в своих силах, но это не моя история. Я вижу на стоянке и свободные машино-места, а ведь они тоже были недавно заняты! Значит, дела пусть со скрипом, но идут.

Глобальной потерей для нашей компании стало закрытие уфимского филиала. В Уфе была крупная и дорогая площадка, мы очень много в нее инвестировали. Еще одной жертвой кризиса для «Автосети.РФ» стал двухэтажный автоцентр в Нижнекамске — сейчас из него вывозят мебель, практически новое оборудование, автоподъемники. В 2013 году именно в этом городе началась история нашей компании. Кстати, эту историю я уже начал писать и публиковать в Instagram, однажды расскажу и о создании бизнеса.

Недавно достроенный компанией «Апельсин» автоцентр Lada в этом же городе, наоборот, сегодня поддерживает бизнес. В период строительства мне пришлось лично вникать в тонкости генподряда и размещать тендеры, потому что нанятый генподрядчик не справился с задачей и, грубо говоря, кинул нас миллионов на 15. Это титанический труд, но зато шоурум сохранил рентабельность в условиях карантина, в то время как магазин с большим стажем оказался финансово неустойчив. Поделюсь наблюдением: для сетевых компаний это традиционная черта — всегда какой-то магазин качает выручку при любых обстоятельствах, а какой-то ни за что не взлетит.

С началом кризиса мы заморозили все стройки, но сегодня уже запустили ремонтные работы и через месяц снова откроем сервисный центр. Сейчас в нем уйма невостребованной мебели. Для собственника эта картина полна особого содержания, ведь каждый стул еще недавно был занят сотрудником. На витринах лежат ценники, но товаров нет. Уверен, сегодня многие бизнесмены наблюдают то же самое — пустые торговые залы, за которыми стоят кредиты и другие обязательства. Так выглядит изнанка жизни предпринимателя. Горе тому, кто забудет главное правило: никогда не опускать руки. Светлое будущее ждет лишь тех, кто к нему движется.

Отмечу, что сервисное направление не самая сильная сторона нашего бизнеса, мы больше сосредоточены на продажах. В то же время готов признать, что с началом мировой пандемии многие крупные автомобильные компании смогли компенсировать потери именно за счет своих сервисных центров. Мы смогли удержаться на плаву благодаря этому сегменту в Альметьевске, Нижнекамске и Набережных Челнах, но не смогли сделать этого в Казани. Вывод: не следует забывать о диверсификация бизнеса.

Другой сервисный центр мы уже запустили. Он нужен нам для предпродажной подготовки и ремонта автомобилей, в силу обязательств перед клиентами. Наши покупатели в случае проблемы с приобретенным автомобилем сразу звонят нам, и мы устраняем любые недостатки. Пока мы заканчиваем ремонт в этом центре и тюнингуем спортивные автомобили на будущее. В этом году, к сожалению, все соревнования отменены.

Не брезговать соцсетями и вести себя как профессионал

На новое место мы перевезли цеха кузовного ремонта. Пришлось оптимизироваться, но все не так плохо — работа есть, месяц закрыт с перевыполнением плана. В последнее время из-за карантина приходилось подолгу ждать деталей, но сейчас поставки стабилизировались.

На улице Спортивной в Нижнекамске у нас располагается дилерский центр KIA. Здесь всё хорошо: благодаря акции салон в сжатые сроки реализовал 20 из 33 автомобилей. Мы объявили глобальную распродажу, она действует и сейчас — предлагаем автомобили на 10% дешевле их себестоимости плюс берем на себя два платежа по кредиту! В совокупности покупатель получает скидку 30%. Как только я разместил пост об этой акции, восемь KIA Stinger ушли в тот же день за наличные. Еще три предоплачены и три машины люди хотят забрать, но опасаются, что не получат кредитов. Рассказываю это вот к чему: современному предпринимателю не следует пренебрегать соцсетями. Несколько лет назад я принял решение инвестировать в Instagram свое время, силы и деньги, и сделал это не ради самолюбования. Конечно, признания и популярности тоже хочется, но прежде всего Instagram дает толчок бизнесу в периоды нежданных потрясений. Сейчас, во время карантина, этот канал работает лучше, чем весь мой отдел продаж в буквальном смысле.

Еще одно золотое правило успеха: нужно выглядеть, думать и действовать как профессионал. К примеру, строя помещение под сервисный центр, я позаботился о лестнице, которой пользуются только ребята из слесарного цеха, когда поднимаются на обед. Им нужна лестница, а мне — лояльность персонала. Или служебные туалеты — они содержатся в строгой чистоте, потому что я приезжаю и осматриваю все помещения. Зачем я делаю это лично? Потому что таково правило профессионализма.

Наша компания по меркам российского авторынка невелика, но мы уверены в будущем. Иногда я удивляюсь, насколько четко сумела мобилизоваться моя команда, — зачастую мне остается позиция наблюдателя, идеи же генерируются, что называется, снизу.

К примеру, в ближайшие 10 дней мы откроем магазин шин и дисков в помещении, которое пока служит складом зимней резины. Летние шины сейчас переезжают сюда со склада, который мы до сих пор арендовали. Это отдельная поучительная история: мы не стали мириться с упорством арендодателя, который отказался снижать тариф. Конечно, мы съехали с потерями, но зато теперь эффективнее используем собственные площади. Жаль, что не додумались до этого раньше. Места довольно много, и если кто-то желает развернуть бизнес — пожалуйста, на проспекте Победы, 214 мы готовы поделиться большими излишками площади рублей по 600 за квадратный метр. Только сначала доведем помещение до ума. Если же кто-то предложит нашей компании иной вариант прибыльной эксплуатации помещения, который мы реализуем за свой счет, я обещаю премию за идею — 100 тысяч рублей.

Я объезжаю объекты сети еженедельно. Не все, разумеется, с одинаковой регулярностью, ведь наши филиалы располагаются не только в Казани и Нижнекамске, но и в Набережных Челнах, Альметьевске, Азнакаево, Буинске. Сегодняшний обзор касается едва ли десятой части бизнеса.

В полдень, как правило, обедаю со своим другом Айдаром Исмагиловым, владельцем мастерских шиномонтажа «Пятое колесо». По его словам, объем продаж в этой отрасли остался на прежнем уровне, хотя просели даже продажи бензина. Следовательно, не всех коснулся коронавирусный кризис. Еще интереснее обстоят дела у супруги Айдара — Алины Исмагиловой, которой принадлежит пекарня Breadly. Алина рассказывает, что выручка собственно пекарни выросла втрое, но при этом кухня потеряла 50-60% оборота, кондитерское направление — 70%, а бар — 40%. Алина не стала сокращать персонал, изменив лишь график смен. Правда, она добилась снижения арендной платы наполовину, и ее пекарня не закрывается ни на один час в году.

Кроме Breadly в день подготовки данного блога я заехал в дилерский салон Mercedes-Benz, которым управляет Алексей Тарасов. Каждую свою машину я провожу через этот салон — заказываю у них защиту лакокрасочного покрытия. У меня есть свое подразделение детейлинга, но я все равно отдаю автомобиль в салон Тарасова — есть с кого спросить в случае чего. Буквально сегодня его салон был признан лучшим среди региональных подразделений, торгующих премиальными автомобилями с пробегом, а на прошлой неделе Алексей стал лучшим региональным дилером Mercedes-Benz в России. Он поделился такими цифрами: его салон в нынешних обстоятельствах продает в среднем по 50 машин с пробегом в месяц, плюс столько же новых. Еще инсайд: в Казани набирают популярность Range Rover`ы, а Mercedes возобновил производство — автомобили и запчасти уже поступают дилерам.

Текущий кризис наглядно напомнил всем нам: ничто не вечно, раз уж какой-то микроорганизм свалил мировую экономику. Сегодня мне даже приятно рассказывать о том, как пришлось ужаться моим компаниям, потому что мы сумели взглянуть на привычный бизнес под новым углом. Не стоит забывать, что сокращение расходов — это вовсе не смерть бизнеса, а стремление к его эффективности.