В каком объеме представлена продукция татарстанских производителей на полках универсамов и возможно ли расширение ассортимента

Татарстан является одним из лидеров Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции. Так, мы традиционно входим в тройку лидеров по производству молочной и мясной продукции и в первую пятерку по производству зерновых. Но, как известно, урожай не тот, что на полях, а тот, что в закромах. Способна ли продукция местных производителей, представленная на полках сетевых универсамов, составить достойную конкуренцию товарам от нерегиональных поставщиков? Будем разбираться на примере крупной российской продуктовой торговой сети «Пятерочка» .

Яйца, птица

В самом подзаголовке заложен известный спор «что было раньше: яйцо или курица?». Мы решили придерживаться известного выражения ab ovo, или все начинается с яйца – как говорили в Древнем Риме. Ведь у многих день начинается с этого натурального, богатого легкоусвояемым белком и целым комплексом витаминов природного продукта. Именно с этого продукта началось восстановление российского и татарстанского агросектора, осуществление программ импортозамещения и продовольственной безопасности страны.

Яиц в Татарстане за 2017 год произведено более 805,7 млн. шт. (рост 105%), птицы – 177,5 тыс. тонн (рост 102%). Крупным поставщиком яиц на прилавки наших сетевых магазинов является татарстанская компания YARATELLE, куры–несушки в которой питаются исключительно натуральным зерном. Поэтому яйца очень крупные и по вкусу напоминают деревенские. Технология производства яиц поставлена так, что первый кто касается яиц – это сам покупатель, все в компании делают умные машины и линии по подготовке, отбору, фасовке продукции.

 


Надо сказать, что такой большой объем яиц без прекрасно отлаженной маркетинговой политики реализовать очень трудно. Отметим и хорошую находку в нейминге: «Яратель» у многих по созвучию ассоциируется с татарским словом «яратам» – люблю.

Лидерами по производству мяса птицы в Татарстане являются «Челны-Бройлер» и «Ак –Барс –Пестрецы», их продукция традиционно представлена во всех универсамах торговой сети «Пятёрочка». И если раньше нашим поставщикам приходилось конкурировать с пресловутыми «ножками Буша», то сейчас приходится бороться между собой за место на полках магазинов с сильными федеральными компаниями.

Татарстанские производители «Птицеводческий комплекс Ак Барс» и «Челны-Бройлер» реализуют разнообразную продукцию: тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части; субпродукты, полуфабрикаты. Продукты местных поставщиков в универсамах «Пятёрочка» отмечены специальными стопперами – «Сделано в Татарстане». Следует отметить, что «Челны-Бройлер» проводит экспансию и на рынки других регионов России, стран СНГ и халяльный рынок ряда арабских стран.

Мясо, мясные продукты

Сельское хозяйство Татарстана во многом опирается на скотоводство. Скотоводство Татарстана обеспечивает региону высокие позиции по производству говядины и молока в Российской Федерации. В Татарстане производство говядины стабильно растёт. Доля в общем объеме производства говядины в стране составляет более 5, 5 %. В Татарстане за 2017 год было выращено 346 тыс. тонн (рост 102%) скота, в том числе крупного рогатого скота (КРС) - 90 тыс. тонн (104%).


Среди местных поставщиков стоит отметить ООО «Агросила», «Сосновоборский», АПК «Русский мрамор» и других производителей республики. Особенно плотен рынок местных производителей среди поставщиков колбасных изделий и пельменей. В различных магазинах «Пятерочка» Казани и Татарстана в целом я насчитал более 20 наименований различных колбасных изделий, ветчины, паштетов, пельменей и т.д. Среди республиканских производителей колбасы можно отдельно выделить бренд «Сосновоборский», который широко представлен не только в Татарстане, но и во многих других регионах России, в том числе в Москве и Московской области.

На прилавках торговой сети «Пятёрочка» большое количество продукции средних и небольших компаний по производству пельменей, колбасных изделий, среди которых и изготовленные по стандарту «Халяль». Для многих этот зеленый знак одновременно означает хорошее качество как исходного, так и конечного продукта. Важно и то, что продуты со знаком «Халяль» покупают не только мусульмане, но и представители других концессий, наций, что для толерантного Татарстана не экзотика, а обыденное, само собой разумеющееся явление.


Если подводить итог этого раздела, то следует отметить, что вопреки сильной продовольственной базе, республика явно отстает в ее переработке. В девяностые были закрыты многие крупные мясокомбинаты в Казани, Набережных Челнах, Бугульме, Чистополе и ряде сельских районов Татарстана. Мы поставляем за пределы Татарстана очень много сырья, которое потом в переработанном виде возвращается на наши прилавки из других регионов: Марий Эл, Удмуртии, Башкирии, Самарской области. За последнее десятилетие наращивается ввод совершенно новых, технологичных, компактных и экологичных комплексов по переработке сырья. Так, например, недавно был введен совершенно новый комплекс в Мамадышском районе республики. Эти усилия надо наращивать и выходить на новые рынки, в том числе и внешние.

Молоко и молочные изделия

По данным Росстата, в 2017 году в России произведено 31,1 млн тонн сырого молока, что на 1,2% больше, чем годом ранее. Лидером по производству молока вновь стал Татарстан – 1,8 млн тонн (или более 5,8% от общероссийского объема), прирост за год составил 5,9%. 

Обладая такой хорошо отлаженной сырьевой базой, республика является поставщиком молока и молочных продуктов во многие регионы России. Изобилие молочных продуктов местного производства заметны и на прилавках наших магазинов, в том числе и торговой сети «Пятёрочка».

В «Пятёрочке» всегда есть в наличие обычное топленое молоко, творог, кисломолочные продукты, масло, сметана, сливки, йогурты и тд. Из местных предприятий на полках универсамов сети можно встретить продукцию компаний «Зеленодольский молочный комбинат», ОАО «Алабуга Сёте», «Казанский молочный комбинат», УК «Просто молоко» с их брендами «Васькино счастье», «Вкусняев», «Просто молоко», «Молочная речка» и «Очень важная корова». Практически вся татарстанская продукция производится из цельного молока.

Отличительной особенностью республики является то, что здесь производятся национальные молочные продукты такие, как катык (кисломолочный продукт на основе топленого молока, аналог варенца и ряженки), каймак (термически обработанные сливки), сюзмэ (творог из катыка), каймак (полусметана, полумасло) и корт (татарский сыр), айран и кумыс.

В свое время Президент французской Республики генерал Де Голь, сокрушаясь и одновременно гордясь, говорил, что трудно управлять страной, в которой делают 300 видов сыра. В России столько видов сыров не делают, но их число заметно выросло. Это стало заметно и по прилавкам «Пятёрочки». Однако, подойдя к соответствующему отделу, сказать «Cheese» не хочется, т.к. в отличие от молочной продукции, среди сыров именно татарстанских мало. Но это камень в огород республики. Несколько традиционных видов сыров из Кукмора, в т.ч. натуральный сыр из Татарстана «Голландский», а также татарский «Маасдам» из Мамадыша, экспонировавшиеся на Всемирной выставке в Милане «Экспо-2015», - для такой молочной республики как Татарстан явно мало.

Сыроварение считается высшим пилотажем в молочной переработке. Сыры многократно превышают стоимость исходного сырья, дают высокую добавочную стоимость, очень удобны для транспортировки и освоению дальних регионов сбыта.

С овладением новых рынков сбыта и расширению ассортимента выпускаемых видов мороженного хорошо справляется АО «Челны – холод», продукция которого традиционно реализуется в торговой сети «Пятёрочка» и, конечно, очень востребована летом. Ассортимент мороженого довольно широк: как родные еще с советских времен «эскимо на палочке», «мороженное в стаканчиках», «рожках», различные пломбиры, так и современные модификации мороженного с различными наполнителями, формами, рецептурами и составом оболочек. Особенно востребована гурманами серия семейного мороженного в большой упаковке.

Чай, напитки

Чай традиционно считается любимым напитком русских и татар. Чаепитие для нас - это не просто процесс, а целая философия и уклад жизни. Вплоть до конца XIX века – времен морских и железнодорожных поставок чая в Россию – главным транзитным путем пролегал через Кяхту и чай доставлялся в основном гужевым и речным транспортом через всю Сибирь, Урал и Поволжье. Были времена, когда большую долю поставок чая в Россию осуществляли казанские, в том числе татарские купцы.

Вот что написано в работе «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба», вышедшей под авторством М. Лаптева, посвященной Казанской губернии:

«Чай в казанской торговле занимает, по своей ценности и количеству, очень видное место. Здесь есть купеческие дома, уже давно ведущие мену с китайцами, есть также партионные покупатели, приобретающие чай как в Казани, так и на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Купцы казанские на главном рынке чайной торговли в Нижнем Новгороде считаются в числе значительных чайных торговцев. По числу казанские торговые дома уступают только иркутским, кяхтинским и московским купцам, а по оборотам занимают шестое место».

Торговля чаем шла через Кяхту, который обменивался (продажу на деньги правительство запретило) на выделанные кожи, меха, хлопчатобумажную ткань. В 1811 году татарский купец Ю.Б. Китаев вывез из Кяхты на 80 тыс. рублей, а казанский купец Крупенников довел его закупку до двух миллионов рублей. К сороковым годам XIX столетия Казань на Кяхте предоставляли торговые дома братьев Апанаевых, Котеловых, Крупенниковых и Г.М. Юнусова. С пятидесятых годов купцу С.Е.Александрову принадлежит монополия на торговлю кирпичным чаем.

Казань всегда мечтала, грезила и старалась стать центром чайной торговли. Но в плановой советской экономике ей так и не нашлось место. Только в девяностые и начале нулевых через Татарстан стали организовываться крупные оптовые поставки чая из Индии, Шри Ланки, Китая, Кении. Было 2-3 проекта по организации фасовки чая в Казани.

Чайный рынок России очень конкурентный, жесткий и близок к насыщению. Превалируют федеральные и мировые бренды, поэтому местные производители заняли правильную нишевую стратегию. Так, на полках универсамов «Пятёрочка» можно увидеть чаи республиканского производства в купаже с различными местными травами. В аннотациях к ним подчеркивается экологичность и полезность их для здоровья. Названия чаев тоже нацелены на свою местную покупательскую аудиторию: «Хаир чай», «Садака чай» и другие.

Прилавки зоны «Вода» сети «Пятёрочка» пестрят множеством стопперов «Сделано в Татарстане», что является эталоном-мечтой для многих местных производителей. Одних названий компаний и торговых марок можно насчитать почти десяток: «Хрустальный колодец», «Раифский источник», «Мензелинка», «Живой ключ», «Хотнинская», «Sucsete Мinerale», «Святой источник» и другие. Здесь можно увидеть и спрятавшуюся под биркой «Красная цена» нашего местного производителя бутилированной воды - компанию ООО «Агропарк-Татарстан». Плотность поставщиков и торговых марок говорит о серьезной конкуренции в этом секторе рынка и хорошей природной базе республики для ее производства – Татарстан славится своими водными богатствами: артезианскими источниками, родниками, речками, реками, озёрами.

Продолжение следует