Кризис — время возможностей: предприниматели поделились секретами выживания в пандемию

В Казанском IT-парке прошел X Республиканский молодежный форум «Наш Татарстан». Внимание к SMM возросло и вызвало высокую конкуренцию у соискателей, у айтишников выросли зарплаты благодаря массовому интересу к видеоиграм, а маркетплейсы стали зоной быстрого развития бизнеса. Подробнее — в материале ИА «Татар-информ».

Эсэмэмщики пережили самоизоляцию не так легко, как планировали, — конкуренция в сфере вдруг выросла. Айтишники не ощутили сильных проблем, а у разработчиков мобильных игр зарплаты даже увеличились. Онлайн-магазины быстро выросли, причем успехов в этой сфере удалось добиться даже новичкам. Сильнее всего сложная эпидемиологическая ситуация ударила по креативной индустрии и общепиту. Обо всем этом бизнесмены рассказали на X Республиканском молодежном форуме «Наш Татарстан. Территория возможностей». 

SMM-индустрия пострадала, но стала сферой с высокой конкуренцией

Несмотря на то что во время самоизоляции спрос на интернет-продвижение вырос, полноценное сотрудничество SMM-агентствам удавалось поддерживать в основном с компаниями из сферы VR или доставки. Для основных клиентов — офлайн-организаций приходилось подстраиваться и ужимать суммы. 

Другим важным изменением, которое принесла пандемия, стало повышение конкуренции. Интерес людей к работе в SMM значительно вырос. Эта профессия не требует особых знаний, поэтому привлекает огромное количество соискателей.

«Конкретно сейчас, например, я каждый вечер с девяти вечера до часа ночи отвечаю на письма, которые к нам пришли. Их там больше трехсот. Мы ищем пул людей, которые присоединятся к нам, когда будет запрос» основательница SMM-агентства Fragency Регина Фасхеева

Интернет-маркетологам эксперт посоветовала всегда ставить в приоритет пользу для клиента: «Когда вы работаете, задумайтесь: приношу ли я пользу и правда ли я делаю что-то хорошее. Точно ли вы помогаете тем, кому должны помогать?»

Отдельно основательница агентства подчеркнула, что пережить пандемию ее бизнесу помогла человечность — доверительные отношения с клиентами и близость к ним.

Компьютерные игры пережили бум, и заработок айтишников вырос 

За время самоизоляции процент виртуальных игроков увеличился по всему миру, привлекая тех, кто раньше никогда не интересовался видеоиграми. Особенно увеличилось количество людей, играющих в компьютерные игры.

«Виртуальная реальность испытала огромный бум. Оказалось, что там целый бизнес: люди создают миры, аватары друг другу, приложения размером с небоскреб. Это почти как „Первому игроку приготовиться“» разработчик игр, основатель студий GD Forge и Fair Games Ян Шевченко

Что касается заработка разработчиков игр — сначала они начали получать на 15-20% больше, но зарплаты снова стали обычными. Все дело в том, что люди вскоре после начала пандемии стали экономить, отказываясь от покупки игр.

IT-специалист посоветовал сосредоточиться на краткосрочном планировании и шаг за шагом двигаться к цели вместо того, чтобы планировать далекое будущее.

«Старайтесь не создавать какие-то стратегии по захвату мира. Старайтесь сегодня и сейчас принимать решения, а потом по очереди разбираться с их последствиями. Именно это помогает сохранить нервы, время, деньги и все остальное»разработчик игр Ян Шевченко

Онлайн-магазины стали популярнее, к успеху приходят новички

Рынок онлайн-магазинов сейчас масштабен, и компании продолжают активно развиваться. Это отметил сооснователь Eco.KazanExpress Айрат Сунгатуллин.

«Лично мы получили невероятный рост. Особенно этому способствовали „коробки добра“ — продуктовые наборы, которые мы доставили более чем 10 тыс. пенсионерам» Айрат Сунгатуллин

Развивать онлайн-магазины особенно хорошо получается у молодых предпринимателей. Некоторые из них даже в начале карьеры выходят на заработок в несколько десятков миллионов рублей.

Подводя итоги работы в пандемию, Сунгатуллин отметил, что любой кризис — это время возможностей: «Когда кто-то рушится, с другой стороны кто-то поднимается».

Креатив оказался не в цене — на творческих работниках пришлось экономить

Креативная индустрия значительно пострадала за 2020 год. Компаниям пришлось искать новые стратегии и новые варианты развития в сфере онлайн. Так ситуацию в сфере нестандартных творческих компетенций прокомментировала руководитель креативного агентства Evolution Арина Судакова.

«За апрель у нас был приход 15 тыс. рублей, и то не на расчетный счет. Мы много чего придумывали: создавалось огромное количество групп в Телеграме и книжку мы начинали писать. Нас штормило, и до сих пор нас штормит»Арина Судакова

Креативной компании спикера пережить пандемию помогло то, что ее сотрудники согласились на минимальную зарплату, достаточную для основных расходов. В результате удалось сэкономить и держать агентство на плаву. 

Главной ценностью, позволившей бизнесу пережить время пандемии, по мнению эксперта, стало доверие, призналась Судакова: «Я научилась доверять себе и своим людям и быть коммуникатором источников ценностей моей команды».

Кофейни затормозили развитие в 2020 году

Сфера общепита значительно пострадала за текущий год: 40% ресторанов закрылись или сменили владельцев. Особенно много среди закрывшихся оказалось ночных заведений и кальянных. Это отметил сооснователь и генеральный директор компании Skuratov Coffee Виктор Скуратов.

«На начало года у нас были планы открыть в районе 12 кофеен, а мы в итоге за год открыли пять и закрыли одну. Весь апрель мы не работали» Виктор Скуратов

Компании удалось пережить пандемию, не уволив ни одного сотрудника, потому что приоритетом в этот период была не высокая выручка, а команда. В качестве главного итога года Скуратов выделил осознание ценности сотрудников. Руководитель компании посоветовал бизнесменам не отдаляться от коллектива, а идти плечом к плечу с членами команды и таким образом преодолевать трудности.