Алексей Иванов: Впечатления о бизнес- климате в Казани внешне позитивные

Генеральный директор агентства ISEE Marketing Алексей Иванов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о перспективах развития интернет-торговли, положительном бизнес-климате Казани и о том, как остановить отток талантов из России.

Алексей, что можете рассказать про электронную торговлю. Как в России перспективы в этом плане?

 Перспективы хорошие, потому что практика показывает, что людям удобнее делать многие вещи без общения с другими людьми. Существуют удобные интерфейсы, к примеру, билеты на самолет «Аэрофлот» несравненно больше продает по телефону, через сайт или приложения. Сервисы по он-лайн заказу такси тоже сюда относятся, интернет-платежи. Раньше надо было ездить в банк, сейчас все решается с телефона. Это удобно, потому что экономит время. Люди все больше и больше ценят свое время, а эти сервисы как раз позволяют не тратить время на перемещение себя в пространстве. Но есть и момент проблемы — бывает непонятно, как решить вопрос через Интернет, у многих компаний сайты не очень удобные, еще что-то. Есть сопротивление, но перспектива хорошая. Здесь главное, что речь идет не только о продаже товаров через Интернет, но и услуги по быстрому решению задач. Все чаще какие -о вопросы в банке решают как раз через чат в приложениях. Если в час ночи у меня возник вопрос, я могу написать в этот чат и получить ответ, не надо ждать пока рабочий день начнется в банке, а у меня свой рабочий день, я буду занят. Кому-то важно круглосуточно, кому-то важно быстро. То есть получается, что это канал коммуникации, канал получения информации для каждого человека. И если говорить про электронную коммерцию, про интернет-магазины, там есть свои сложности. Есть магазины, которых давит конкуренция, потому что людям, оказывается, не так сложно заказать из Китая примерно те же самые товары, которые продают здесь, и их та же самая почта привезет. Возникает вопрос — а почему надо в этом магазине купить? Конкуренция возрастает, многие бизнесы, которые стояли просто на том, что «я здесь один», переживают тяжелые времена. Раньше в офисных зданиях был один провайдер Интернета, а сейчас есть мобильный Интернет, к которому можно подключиться. Воздух не перекроишь, и конкуренция возрастает, это, конечно давит.

Расскажите о вашем главном деле — продвижении бизнеса в Интернете. С какими компаниями предпочитаете работать?

 Мы занимаемся увеличение клиентов через Интернет для малого и среднего бизнеса. Здесь очень важно, что с крупным бизнесом мы не очень любим работать, потому что часто с нами общаются отделы рекламы, еще какие-то сотрудники. В ход идут письма, совещания, отчеты, согласования — то есть процесс важнее результата. Мы очень любим работать с компаниями, где мы общаемся с первыми лицами, которым нужны финансовые результаты. К нам пришли клиенты, принесли нам столько-то денег, и мы говорим про результат. И для этого мы выстраиваем всю работу. Как раз в малом и среднем бизнесе чаще получается, что мы контактируем с лицом, принимающим решения. Нам это интереснее всего. Наше участие на традиционных форумах в Казани при поддержке Альфа-Банка отлично способствует этому.

Как это происходит здесь в России? Чем-то отличается чем за границей?

 Всегда можно найти какие-то различия, при этом, если говорить о российском рынке, мы убеждены, что на самом деле в каждом регионе есть свои различия. Для нас самое главное — хорошо понимать аудиторию. И мы не можем рекламировать компанию в Германии, потому что мы не знаем менталитет тех людей. Которые там на том уровне на котором мы здесь знаем. Как сформулировать идею, как вызвать какую-то эмоцию, как найти определенные слова... Здесь больше психологии. Мы не айтишники. Айти — это сопутствующая часть, но вопрос психологии стоит острее, в первую очередь, следует понять, что же нужно аудитории. И понятно, что у нас менталитет сильно разный. Я помню, как однажды у нас клиент из Германии долго не мог понять, почему нужно в магазине на видном месте размещать телефон и условия доставки, потому что в Германии ни у кого нет вопросов о доставке, потому что все знают, что завтра его привезут. Там все понятно. В Германии люди заказывают через сайт и все нормально. Нашим людям важно, что есть телефон, большой процент людей все равно продолжает звонить. Меня часто спрашивают про отличия в каждом регионе. 

А вот по сравнению с Москвой — как здесь? Почти все, кто занимается малым и средним бизнесом в Москве — это люди, которые недавно приехали из Казани, Екатеринбурга, Хабаровска и так далее, со всей страны. Процент коренных москвичей не такой большой получается. Физически меньше этих людей. Работают примерно одни и те же люди, мы выросли на одних и тех же фильмах, на одних и тех же книжках, в одной и той же Москве. Поэтому, с точки зрения менталитета, все у нас очень на самом деле схожи, и есть какие-то нюансы в каждом регионе, какие-то свои бизнесы. Владивосток у них больше связан с внешнеэкономической деятельностью, в Краснодаре больше развит строительный бизнес: кто-то строит квартиры, кто-то их продает, есть там еще сопутствующие, очень много других компаний. Такие нюансы существуют, но по сути все примерно одинаковое.

У нас часто айтишники уезжают за границу. Как считаете, как можно улучшить эту ситуацию?

 Надо посмотреть на то, что у нас в стране сделано за последние 20 лет такого, чтобы на мировом уровне можно было гордиться. Автомат Калашникова, полеты в космос или балет — это все было в советское время. У нас появляются айти компании мирового уровня: «Яндекс», «Лаборатория Касперского» и так далее. Это как раз российская математическая школа, которая была еще с советского времени. Но она сейчас успешно развивается, и при этом эти компании часто путают, говоря о том, что у них такая ситуация с кадрами, что хорошему программисту вообще все равно, где работать. Эти компании уже много лет вынуждены бороться опять же с мировой текучкой кадров, создавать условия работы, чтобы программистам было здесь работать не хуже. «Яндекс» когда-то в Москве набирал программистов, потом стал собирать тех, кто готов приехать в Москву помогал переехать. Потом начал понимать, что всех не привезешь, начал создавать офисы по стране; открывать за границей офисы, чтобы там привлекать программистов и разработчиков. Это тоже работа. Надо создать условия, чтобы они оставались. Если посмотреть в Европе — Германии или Франции, мы здесь являемся, допустим, одними из мировых лидеров и перспектива вполне хорошая. И многие же компании в России вкладывают силы и ресурсы в образование, в совместные проекты с вузами, в подготовку кадров. В этом смысле польза очень хорошая, потому что бизнесу нужны эти кадры, готовые практически с детства.

Вы уже в 4-й раз в Казани, можете сказать о какой-то динамике, которую видите в городе?

Только первый раз, когда я сюда приехал, у меня было время погулять по городу, посмотреть набережную, Кремль, центральную улицу. Впечатление, конечно, было очень хорошее, потому что далеко не во всех городах есть куда пойти и что софтографировать. Есть города кода на улице сто метров красиво, а дальше — шаг влево, шаг вправо — и уже грустно. Я много езжу по регионам России, часто встречаюсь с предпринимателями, и часто упоминают, какой в Казани вообще классный бизнес, как он развивается. Впечатления внешне позитивные о бизнес- климате. Этому способствуют и различные  Бизнес - форумы, проводимые в Казани. В частности, у меня много встреч и выступлений в рамках  форума Alfa Business Week «Точки роста вашего бизнеса», проводимой Альфа-Банком.

Как вы считаете, что на это влияет? Какие критерии?

 Сложно сказать, сейчас уйдем в политику, будем обсуждать глав субъектов федерации. Но я вижу опять же по тому, что общаюсь с людьми, — в Казани все хорошо на уровне инноваций и технологий. И здесь, конечно, важно, когда это на государственном уровне поддерживается. Потому что сейчас современные технологии меняют мир. Я вышел из самолета, сел в автобус и там же заказал такси. Буквально за две минуты ко мне уже подъехало такси, я сел, все комфортно и хорошо. В будущем онлайн-сервисы такси могут создать технологию прогнозирования спроса на такси в разных районах города, с учетом того, в каких районах будет дождь.

Меня часто спрашивают: «Действительно бизнесу пора выходить в Интернет?» Есть бизнесы, к которым интернет так пришел, что у них выбора нет. Сейчас людей, которые такси заказывают по телефону и ждут, как раньше 40 минут, все меньше. Онлайн-табло есть, на котором можно посмотреть, когда приедет автобус. Если я не ошибаюсь, в Казани это раньше появилось, чем в Москве. И это тоже сейчас кажется: «А как без этого мы жили раньше?» Такие подходы меняют мир к лучшему.