Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Буду поститься, пока не установят минарет»: жительница Буинского района 63 года держала уразу в ожидании восстановления разрушенной мечети

«Буду поститься, пока не установят минарет»: жительница Буинского района 63 года держала уразу в ожидании восстановления разрушенной мечети
В маленькую деревушку Сарсаз нас привело желание услышать историю уникальной женщины, ныне уже покойной жительницы этого села Галии апа. Она 63 года подряд держала уразу, потому что дала обещание перед сельчанами, что не прервет поста, пока не восстановят минарет мечети, снесенный в годы установления советской власти. Жители деревни считали ее святой.

Древние обитатели «желтого болота»

Деревня Сарсаз расположена в двадцати километрах к юго-западу от Буинска. Когда-то здесь была болотистая местность, оттуда и название – «сары саз», что в переводе означает «желтое болото» или «желтая грязь». Спустя почти столетие после основания от села почти ничего не осталось – все заросло кустарником, травой и лопухами с человеческий рост. Только со второго захода нам удалось разглядеть среди всей этой растительности крыши домов и минарет крошечной мечети – к ней мы и направились, чтобы встретиться с теми, кто нам расскажет полную драматизма историю землячки.

В деревне охватывают странные ощущения. Вроде бы есть дома, но они кажутся безжизненными, необитаемыми, холодными. Село потихоньку умирает – от осознания этого на душе становится грустно. В какой-то момент появляется желание крикнуть: «Эй, люди, вы живы?» Наконец, видим женщину возле мечети – это Таскира апа, она нас встречает. Вздыхаем с облегчением – люди есть.

Родина главы Совнаркома ТАССР

Таскира апа коротко знакомит с историей деревни. Приказ об основании села Сарсаз был подписан в 1925 году. Через год сюда перебралась часть семей из соседнего села Старые Тинчали. «Были времена, проводили 75-летие, 85-летие, но после этого День села уже не проводился, некому организовать», – говорит она.

Село Сарсаз – родина известных в республике личностей. Здесь родились директор знаменитого зверосовхоза «Кощаково» Нагим Валеев и советский татарский государственный и политический деятель, председатель Совнаркома ТАССР Киям Абрамов. Его репрессировали в 1937 году.

Родители Кияма Абрамова тоже переселенцы из Старых Тинчалей. В одно время хотели переименовать Сарсаз в честь знаменитого земляка, однако не получилось. В деревне сейчас два кладбища. Из 120 домов некогда процветающего села остались всего три. Шесть человек проживают здесь постоянно, еще несколько сельчан приезжают на лето.

«Святая Галия»

Мечеть села Сарсаз лишилась минарета в 1937 году. Его снесли на рассвете, на глазах у прихожан, собравшихся на утренний намаз. Здание отдали под клуб.

Среди тех, кто наблюдал за сносом минарета, была Галия апа. Уже тогда она считалась целительницей, лечила людей молитвами, заговорами. В момент, когда падал минарет, перед односельчанами она дала обет: “Буду держать уразу до тех пор, пока минарет этой мечети не будет восстановлен”. Но ждать ей пришлось долго... Галия эби сдержала обещание: постилась до последних своих дней – целых 63 года!

Но увидеть минарет ей так и не удалось. В возрасте 101 года Галия апа ушла в мир вечный. Через два года в деревне открыли новую мечеть.

Галия апа похоронена на кладбище села Сарсаз.

Ее дом с годами обрушился. На месте дома можно увидеть лишь одиноко растущий куст.

Мечеть в Сарсазе восстановили, 3 августа 1993 года на ней установили минарет. «Приезжали имамы, собрались односельчане, выходцы из нашего села, устроили большую трапезу, резали барашка на курбан. Нашему имаму уже 79 лет, он всю жизнь посвятил религии, сейчас под его руководством старики очень хорошо смотрят за кладбищем, и мечеть мы вместе содержим в порядке», – рассказала Таскира апа.


«Бабушка нас разбудила, повела смотреть, как сносят минарет»

Жительница села Сарсаз 86-летняя Альфия апа Валеева вспоминает, как совсем маленькой стала свидетельницей расправы над сельской мечетью.

«Было раннее утро, мы, маленькие дети, спали. Бабушка нас разбудила и вывела на улицу: «Вставайте, детки, сносят минарет».

Галия апа лечила людей, к ней приезжали из дальних мест. О ней говорили –святой человек. Когда снесли минарет, она начала поститься… Потом одна из ее дочерей всю жизнь кормила ее сухуром. Вырастила двух дочерей, у обеих мужья не вернулись с войны. Потом дочки уехали в Тольятти, жили там до самой смерти», – рассказывает Альфия апа.

По ее словам, к Галие апа приезжали со всех краев, она исцеляла молитвами, ставила на ноги даже безнадежно больных. За бескорыстную помощь людям и дар исцеления люди называли ее «Святая Галия».

«И родник у нее был. Мы брали из этого родника воду, она тоже заговаривала эту воду и лечила людей. И она постоянно бывала на землях древнего города Булгар. У Галии апа под одеждой была нательная сумка, а в ней – книги. Вот так она всегда носила их на груди. Был случай, когда жительница нашего села привезла дочку из Туркменистана больную, всю завернутую в бинты, а Галия эби смогла вылечить ее и поставить на ноги», – вспоминает Альфия Валеева.

Она с сожалением отмечает, что улицы в деревне почти полностью заросли бурьяном и даже ходить сельчанам негде. К тому же есть опасность встретиться с какой-нибудь живностью – тут водятся и лисы, и даже зайцы. И злые люди бывают – вон уже ограбили один из домов.


«Галия эби пешком добиралась до Булгара и пешком возвращалась»

95-летняя Хава апа Залялова переехала сюда еще молодой – вышла замуж за парня из этой деревни.

«Как сносили минарет в селе Сарсаз – этого я не видела. Но помню, как было в моем родном селе. Тогда я училась в третьем классе. Кое-кто, видимо, очень уж хотел угодить властям, начал срезать столбы минарета еще ночью. Минарет покосился и вершиной полетел вниз. Народ, собравшийся на утренний намаз, сначала притих, затем все ахнули и заплакали. Того человека потом посадили. Говорят, умер он ужасной смертью – при побеге из тюрьмы загрызли собаки», – рассказывает Хава апа.

Она с восхищением говорит об огромной силе воли, которой обладала Галия апа.

«Всю жизнь прожила в состоянии поста. В Булгары ходила пешком и возвращалась так же. Люди останавливались возле нее – кто на машине, кто на лошади – предлагали подвезти, а она отказывалась. Про нее рассказывают, что могла даже «подлечить» автомобили: «Всего один раз обойдет машину – и она заводилась». Рассказывают также, что однажды Галия апа заснула, а тут подошло время намаза. Заплакал чей-то малыш, и она проснулась. Тогда Галия апа поблагодарила родителей малыша, за то, что ребенок разбудил ее», – рассказывает Хава апа Залялова и добавляет, что заходила к Галие апа каждый раз, когда бывала в деревне Сарсаз.

«В последние годы она уже провела будучи слепой. Говорят, сама пожелала: «Хоть бы мои глаза не видели мужчин». В жизни ей пришлось глотнуть горечи», – рассказала Хава апа. По ее словам, Галия апа помогает ей до сих пор. Например, недавно подсказала, что приедут гости.

«Сегодня только видела сон. Галия эби мне сказала: «Девочки, подготовьтесь немного». Я посчитала, что этот сон мне снился к чему-то хорошему…»


«Три дня и три ночи плакала – “верните минарет!”»

«Когда снесли минарет, Галия апа три дня не уходила из мечети, ночевала там и безостановочно плакала. Просила поставить минарет на место, – рассказала дочь двоюродной сестры целительницы Султания Гиззатуллина. – Она выросла в семье, где было пятеро детей – четыре девочки и мальчик. Жили своим хозяйством. 63 года она подряд постилась, исключением были лишь два праздника – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Умерла в 101 год. 11 лет жила незрячей. В течение всей жизни ходила в Булгар, брала сумку свою и отправлялась туда. Минарет все равно восстановили, она оказалась права. Народ у нас несмотря ни на что не оставлял религию», – рассказала родственница Галии апа.

По ее словам, Галия апа обладала уникальной памятью – выучила Коран и за три дня могла пересказать священную книгу наизусть. Вырастила двух дочерей и двух сыновей. Один из них не вернулся с войны, второй жил в Казани, умер примерно три года назад. Старшей дочери тоже уже 10 лет как нет в живых.

«Как-то Галия апа попала в буран по дороге в соседнюю деревню, обморозила ноги, руки. Потом всю жизнь ноги воспалялись. Ее историю можно рассказывать бесконечно», – говорит Султания апа.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев